Каршеринг, такси, платная парковка в центре, дворы без машин в новых ЖК с подземными и отдельными паркингами как атрибут высокого класса жилья... А ведь всего только полтора века назад Петербург первый раз попробовал сменить конный экипаж на «мотор». Время первых автомобилей, гонок, и, конечно, не обошлось без происшествий и угонов…
Так, первой автоугонщицей в Петербурге стала знаменитая последовательница Соньки Золотой Ручки мошенница и авантюристка Ольга фон Штейн. Едва освоив вождение, петербурженка угнала автомобиль и тут же сдала его в ломбард. Ольга стала свидетельницей автомобилизации Петербурга и поделилась своими наблюдениями.
Первые эксперименты и ошибка журналиста
Впервые испытать автомобиль в Петербурге попробовали в моей родной Стрельне в 1872 г. в имении графа Суворова-Рымникского (Театральная аллея, 13). Но попытка успехом не увенчалась: доставленный из Шотландии «сухопутный локомотив» был несовершенен, впрочем, как и наши дороги.
И только в 1885 г. «Петербургская газета» сообщила, что 9 августа к Царицыну лугу (Марсово поле) подъехал Benz Velo — четырехместный четырехколесный экипаж без лошадей. Коляска весьма быстро объехала Марсово поле и несколько раз прокатилась по булыжной мостовой и направилась в Павловск.
Источники гласят, что смельчаком, купившим этот «мотор» за баснословную сумму по тем временам (3000 рублей) стал некий петербургский архитектор А. К. Жиргалёв или Жергулёв. Что же это за таинственный зодчий, человек-фантом, ведь его построек в городе не числится... Есть теория, что корреспондент просто не расслышал фамилию — на самом деле за рулем был Антон Кириакович Джиоргули, вполне востребованный архитектор того времени.
Как бы то ни было, Жиргалёв-Джиоргули произвел впечатление на горожан, и к концу года в городе появилось уже порядка 15 автомобилей.
Петербургские первопроходцы и привередливая публика
В России первый автомобиль был сконструирован в 1896 году петербургскими изобретателями Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе.
Но познакомились предприниматели в Чикаго: экипажи Фрезе и двигатели Яковлева с одинаковым успехом были продемонстрированы публике на Колумбовой выставке наряду с немецким «Бенц Виктория», одним из первых авто серийного производства. Именно «Бенц» вдохновил познакомившихся изобретателей на совместное создание первого отечественного авто.
Модель успешно прошла испытание в мае 1896 года и уже 1 июля она выставлялась на Всероссийской промышленно-художественной выставке. Несмотря на то, что автомобиль не впечатлил публику, именно это была точка отсчета нового этапа в отечественном транспортном машиностроении.
Заинтересованный в дальнейшем выпуске автомобилей Фрезе посетил завод «Де Дион-Бутон» во Франции и подписал договор о поставке двигателей. На их основе акционерное общество «Фрезе и К» приступило к производству автомобилей типа «Дион-Бутон». Модели только начинали адаптироваться к новым дорожным условиям.
О.:Проиллюстрирую отвратительное состояние дорог под Петербургом трагикомическим случаем, происшедшим на днях близ Лахты. Двое молодых людей с дамой решили прокатиться. Не доезжая несколько сот сажен до Лахтинского железнодорожного моста, мотор завяз в грязной луже. Пришлось призвать на помощь несколько дюжих крестьян, чтобы вытянуть «машину» и очистить ее от лишней грязи.
В начале XX в. фабрика Фрезе построила первый в России грузовик, а затем омнибус, троллейбус, пожарную линейку авто и экипаж скорой помощи. В итоге в 1907 г. на Первой Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге за свои изделия фабрика Фрезе удостоена высшей награды — большой золотой медали.
Развитие индустрии привело к появлению целого ряда частных автофирм в Петербурге помимо фабрики Фрезе: «Лесснер», завод И.П.Пузырева и других. Однако выгоднее всего было ввозить автомобили из-за рубежа, преимущественно из Германии: в соответствии с торговым договором, заключенным между Россией и Германией в 1904 г., таможенная пошлина на ввоз немецких двигателей была значительно ниже, чем на изделия других стран. Поэтому импорт рос год от года: за 6 лет более чем в 10 раз.
Автомобильная культура в Петербурге
Автомобилисты все чаще объединялись в клубы по интересам, выпускали и читали тематические журналы, и, заручившись поддержкой августейших особ, проводили выставки и мероприятия. Так, первая в Петербурге гонка моторов состоялась в октябре 1898 г в Царском селе.
Организаторами стали редакция петербургского велосипедного журнала «Самокат» и члены Общества велосипедной езды. Редактор журнала «Автомобиль» и страстный автомобилист А. П. Нагель потешался потом в своих заметках над неумелым вождением поручика фон Лоде:
Старт взял недурно. Но отъехав саженей сто, ударился левым колесом в чухонски сани. Я узрел в воздухе две ноги, три колеса и целое облако снежной пыли.
По итогам проведения гонки было решено объединиться в автомобильный клуб, задачей которого намечалось «внедрение и распространение механических экипажей и механического спорта».
Первые ДТП и угоны автомобилей
С такой мощной популяризацией и ростом числа автовладельцев на дорогах участилось лихачество и, как следствие, первые автомобильные происшествия. Это потребовало срочно утвердить регламент правил дорожного движения. Также проблемой оказалось и то, что извозчьи лошади никак не могли привыкнуть к «моторам» и временами вели себя не совсем адекватно, что приводило к несчастным случаям.
Большинство наших «шофферов», получающих крупное жалованье за свое «искусство», совсем не имеют никакого понятия о езде на автомобилях. Так же плохо управляют своими машинами любители. Давно пора «экзаменовать» всех желающих управлять моторами.
Но также активизировалось и воровство, а первой угонщицей стала Ольга фон Штейн. Дочь ювелира Сегаловича из Стрельны, Ольга была одной из величайших авантюристок рубежа XIX и XX веков: на ее счету подделка телеграмм и документов, хищение крупных сумм, драгоценностей и разного рода аферы. Ольга нанимала людей на роль управляющих золотыми приисками в Сибири, брала у них внушительный залог, а затем прекращала общение. Дворянский титул она получила через фиктивный брак, пообещав обедневшему барону фон дер Остен-Сакену 10 тысяч рублей. Стоит ли говорить, что приисков у Ольги не было, а Остен-Сакен так и не увидел обещанных денег?
Новоиспеченная баронесса, успешно выучившись на «шоффера», угнала с Невского проспекта автомобиль «Воксхолл» стоимостью 5 тысяч рублей. Она сразу же заложила его в ломбард, а на вырученные деньги купила «шпильки». Краденый автомобиль был найден спустя две недели в Баку, а Ольгу осудили на 1 год и 4 месяца.
Гаражный вопрос
Конечно, такие дорогие «игрушки» нужно было где-то хранить. Это привело к изменениям в архитектурных тенденциях, ведь если изначально под хранение автомобилей приспосабливали старые каретники в домах, то новый строительный бум XX века принес с собой первые гаражи, заложенные уже на стадии проектирования.
Увы, история отечественного автотранспорта мало известна нашим современникам. Она по крупицам была восстановлена только в советское время, большим подспорьем в этом стали дореволюционные номера журналов, таких как “Автомобиль” и “Автомобилист”. Однако и сейчас информация в нескольких источниках может разниться. Но тот факт, что Петербург — колыбель выдающихся основоположников российского автомобилизма и транспортного машиностроения, приятно будет осознавать любому петербуржцу.
Автор: Наталия Казакова
Фото: yandex.ru, zavodfoto.livejournal