Найти тему
Мысли о Смысле

Оксимирон сказал, что "Мы все умрем". Смысл и особенности песни

Сегодня разберем песню «Мы все умрем». Обратим внимание, что Оксимирон говорит от своего лица, введя себя в свой текст. И хотя обычно лирический субъект в стихотворении и автор – разные сущности, в данном случае условно будем считать их единым целым (хотя в полной мере это не так, конечно).

Сразу скажу, что считаю текст этой песни хорошим. Оксимирон, как это часто у него бывает, умудрился вложить в нее несколько смысловых пластов: культурный, социальный и личный.

Начнем с последнего. Я слышала, что Оксимирона часто обвиняют в том, что он пишет песни исключительно о себе. В этом нет ничего страшного, на самом деле, в любом художественном тексте автор передает свой опыт. И Мирон вновь рассказывает о своей судьбе в рэпе, о том, как ворвался в него, затем ушел на пять лет и вот теперь вернулся. Как и в песне «Кто убил Марка?» он перелетает факты своей биографии со своими переживаниями, это помогает слушателю прочувствовать посыл, понять, что и к нему это применимо. Здесь мы переходим уже на социальный уровень.

Проблема нынешнего общества в том, что оно построено на гонке: каждый должен быть первее, сильнее и краше. Но такая гонка ведет зачастую не к победам, но и к поражениям. Оксимирон в своей песне говорит, что упал, но смог подняться, значит, вы сможете тоже:

… дитя, не пасуй, живешь только дважды

Ведь если я способен вернуться, способен каждый.

Так что, несмотря на мрачное название, песня позитивная.

И здесь мы переходим к самому интересному: к культурному пласту.

Посмотрим, как построена песня:

  • вступление (припев),
  • куплет, почти полностью состоящий из отсылок,
  • припев, который похож на все и ни на что конкретное,
  • куплет с меньшим количеством отсылок,
  • припев, который похож на все и ни на что конкретное (два раза).

Во вступлении Оксимирон заявляет основные темы, на которые будет говорить дальше:

Позитивная мотивация — явно не мой конек, и мы все умрем

Первая строчка – иронична, хотя сначала мы этого не знаем. Более того, для Оксимирона характерно писать мрачные тексты, поэтому мы верим, что дальше речь пойдет о чем-то сложном и трагичном. Но вторая строчка опровергает это:

Все уже было до нас, можно выдохнуть страх и уставить глаза в небосклон

«Все уже было до нас» - это страх творческих людей эпохи постмодернизма, страх не создать ничего нового, а следовательно, прожить жизнь впустую. Но нам предлагают «выдохнуть страх» и полюбоваться на небосклон.

И дальше все еще более позитивно:

Если окружающему б*ядству и сопротивляться, то не с печальным лицом

Все повторится не раз, но мы живы сейчас, нами рано удобрять чернозем

Первый куплет погружает нас в атмосферу прошлого. Он начинается и кончается одинаковой фразой: «Рэп спас мою жизнь»

Сначала Оксимирон постоянно сравнивает себя с кем-то («мне сполна заплатили как Eric'у с Rakim'ом», «Чаксы, как у Game'а, Тимбы, как у Nas'а») или просто говорит о давно прошедших событиях («Я эмси бичевал и линчевал /Всех, кто на лаврах почивал»).

Важна также фраза «Я верил, путь к эврике найду». Имеется в виду, что он верил в способность открыть что-то новое, создать то, чего еще не было. Это тот самый постмодернистский поиск - отчаянная попытка создать хоть что-нибудь новое, пусть из обломков старого. И этот куплет строится на отсылках к другим произведениям, к другим артистам.

Но потом последовало мучительное молчание: «Потом молчание, мучение, как у Вордул Мега из C*nnibal Ox»

Оксимирон показывает, как именно рэп сопровождал и спасал его жизнь. А в конце добавляет «…пришло время вернуть должок». Все, Оксимирон закончил с прошлым, смирился с тем, что «все уже было до нас», что не получится найти «путь к эврике».

И тут начинается припев, который похож по своему звучанию на все и ни на что одновременно. Мозг просто ломается, пытаясь подобрать соответствие и выдавая самые неожиданные гипотезы. Например, мне вспомнились песни Линды "Марихуана" и "Северный ветер". Кроме того, в голове крутится несколько англоязычных песен, которые я не могу уловить (а еще у меня есть гипотеза, что здесь может быть скрыта отсылка на современных блогеров-рэперов: мол, переверну вашу музыку и зачитаю под нее так, как надо, но, поскольку это лишь предположение, примеры приводить не буду). Если вы додумались до более адекватных вариантов, напишите их в комментариях, пожалуйста.

Вот почему я так долго говорю об этом: мне кажется, что Оксимирон обращается уже не к постмодерну, а к метамодерну. Метамодерн – это культурный период, характеризующийся идеей, что все уже написано, все уже создано, поэтому мы можем расслабиться и создавать все заново. В то же время метамодерн строится на сочетании противоположных, несовместимых вещей. Тут мы можем вспомнить текст нашего припева, который начинается мрачно: «Мы все умрем», но заканчивается позитивно: «нами рано удобрять чернозем». В рамках метамодерна быть похожим на что-то до боли знакомое – нормально.

Во втором куплете Оксимирон уже обращается не к прошлому, а к настоящему. Постмодернистких отсылок становится в разы меньше. Но что делает наш рэпер? Он делает то же, что уже делал раньше: бичует и линчует тех, кто сейчас на лаврах. Говорит:

Ведь когда все под автотюном поют

Под е*аный тайп бит с ютуба немыслимую х*йню

Лучший момент, чтобы двигаться трендам наперекор

Оксимирон повторяется, но по-новому. Он творит в духе метамодерна.

И у него получилась классная песня.

P.S. Девушка здорово звучит в припеве, кем бы она ни была)))

Пишите в комментариях, как вам заявление, что «Мы все умрем» 😊.

Также можете почитать другие публикации канала:

#оксимирон #анализ текста #рэп #стихи #искусство #культура #oxxxymiron