Не ради красоты же, в конце концов... Или как? Всё с ними непросто, как оказалось.
Всю человеческую историю мужчины носили серьги. Правда, смыслы в это украшение закладывались совершенно разные - от простого щегольства (у европейских аристократов) до платы могильщику (у пиратов), от символа богатства и власти (у древних египтян) до знака рабства (у древних греков).
На старых фотографиях казаков тоже можно заметить, что у многих из них в левом ухе серьга. Но не у всех. Почему так?
В процессе поисков ответа выясняется, что здесь - поле непаханое для предположений и домыслов. У каждой версии находятся яростные сторонники и противники, причём те и другие ссылаются на своих родственников/друзей из казачества, которые точно знают.
Всё осложняется двумя вещами:
1) казаки-то были разные. У донских, терских, яицких, кубанских казачьих общин взгляды на этот вопрос могли различаться;
2) никаких достоверных письменных источников по этому поводу не сохранилось (или, по крайней мере, никому из озадачившихся не удалось найти).
"Ростом человек середней, лет в полтретьятцать, бороду бреет, усат, волосом рус, очи серы, верхнего зуба на переди половина вышиблена, у левой долонь у мизинца стреляна, в левом ухе бывала серьга", -
такое описание казака сохранилось в "Новгородских кабальных книгах" за 1599-1600 год. Шолохов в "Тихом Доне" много раз упоминает Пантелея Прокофьевича, сверкающего серьгой. Но это всего лишь констатация факта - да, казаки носили серьги. Но никто не поясняет, почему.
Ну а обитающие в Интернете родственники и друзья казаков высказывают следующие соображения:
Версия № 1: серьгу в левом ухе носили те казаки, которые были единственными сыновьями в семье.
И сразу же версия №2, расширенная от версии №1 - существовали и другие варианты ношения серьги: в правое ухо украшение вдевали те, кто был не просто единственным сыном, но и вообще единственным ребенком в семье. А те казаки, которые были последними мужчинами во всём роду (то есть не имели не только родных братьев, но и двоюродных, племянников и т.д.), носили серьги в обоих ушах.
Такая наглядная "справка о составе семьи" якобы служила для того, чтобы командир сразу видел таких казаков и не рисковал ими без крайней необходимости, не посылал их на самые опасные задания, так как в случае их гибели мог прерваться род, а пожилые родители остались бы без поддержки.
Насколько такая версия вязалась с казачьим мировоззрением - вопрос открытый.
Версия №3 - прямо противоположная предыдущим: серьгу надевали младшие сыновья в семье, а также сироты и холостяки - в общем, те, на ком не лежала ответственность за женщин, стариков и детей и кто в связи с этим был готов на самые безумные боевые подвиги. Это также был знак для командира.
Версия №4 - серьга имела не практическое, а символическое значение. Вот, например, популярная форма казачьей серёжки, которая появилась после Русско-Турецкой войны 1568-1570 гг:
Название такой серьги - "змей, попираемый крестом". Змей - распространенный символ врага, с крестом всё тем более понятно. Так что есть вероятность, что назначение у серьги приблизительно такое же, как у современных значков, наклеек и тому подобного "мерча" - заявить о своих взглядах.
Версия №5. У донского казака, участника Первой и Второй мировых войн Николая Туроверова есть стихотворение:
"Серьга Святослава" - это о князе Святославе Игоревиче, которого византийский историк Лев Диакон описывал как мужчину "умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами <...> В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами".
Исходя из стихотворения Туроверова, серьга была знаком связи казаков с предками - в том числе с воинственными славянскими князьями.
Правда, это не объясняет, почему не все казаки носили серьги. Не все гордились "казачьей стариной"?
Когда вопрос о серьгах задали 100-летней казачке Олимпиаде Максимовне Мокровой (хутор Большой Лычак Фроловского района Волгоградской области), ситуацию она не сильно прояснила:
- А серёжки были у казаков?
- По одной. Были.
- А почему одну только надевали?
- Одну только, да. По одной. Две не надевают. Одну.
- А в каком ухе? В левом или правом?
- Да кажется, в левом. Да, должно в левое.
- А это казаки молодые носили сережки? Или уже старые?
- Ну, он есть и пожилой уж, она у него осталась. Как он ее надел, так она и есть у него.
Ссылку на интервью с Олимпиадой Максимовной оставим в закрепленном комментарии под статьей - кому интересно, загляните.
А вы как считаете? Из каких соображений воины-казаки носили серёжки?