Найти тему
Запретные Темы Истории

Народ каменной пумы живёт на воде

Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.

Что еще умели люди этой древней цивилизации? К примеру, вязать из тростника искусственные острова, из него же делать хижины, огороды, лодки и корабли и жить на этих плавучих островах. Впрочем, это умение потомки древних строителей сохранили и поныне.

Трехлетний Диас никогда не стоял на твердой почве: родившись на одном из плавучих островов Урос, он ни разу не был на суше.

Люди, жившие до потопа и оставившие по берегам высокогорного озера Титикака (в переводе с языка аймара, “каменная пума”) изумительные сооружения из гранитных валунов, согласно местным легендам, жили прямо на воде. Как именно? Ну, к примеру, так, как сегодня живут их прямые потомки на плавучих островах Урос.

-2

Остров Катамарка, куда мы приплыли, имеет в диаметре метров тридцать. Десять тростниковых домиков – жилища такого же количества семей. В центре образованного ими полукруга – очаг для приготовления пищи. Вокруг него метровый круг почвы и запас воды на случай внезапного возгорания тоторы – сухого тростника, растущего вдоль берегов озера.

-3

Сам остров сделан вручную из высушенных стеблей того же тростника. Куски почвы, из которых они росли, связаны веревками (также сделанными из тоторы). Настил, по которому я боязливо ступаю, а местные жители проводят всю свою жизнь, имеет толщину около двух метров.

– А глубоко под нами? – спрашиваю островитян.

Вместо ответа пожилая женщина подошла к “проруби” и стала разматывать веревку с привязанным на конце камнем. Когда веревка почти вся ушла под воду, выяснилось: глубина – 15 метров.

-4

Остров Катамарка сделан 35 лет назад. Но каждые несколько месяцев главы семейств вяжут все новые снопы тоторы и наращивают настил – снизу тростник подгнивает. На эту работу уходит большая часть времени островитян. Для пропитания мужчины охотятся на уток, рыбачат и собирают утиные яйца. А женщины выращивают картофель и киноа – местную разновидность пшена. Пока я осматривал остров, одна из пожилых его жительниц размалывала большим камнем зерна киноа – видно, для приготовления супа или каши.

-5

Таких островов в архипелаге 38, живут на них около полутора тысяч человек. Урос – название некогда населявшего острова индейского племени, имевшего свой язык и свою культуру. Оно было поглощено более многочисленным народом аймара. Последний старик из племени урос умер в 1965 году. Аймара забыли язык урос, но сохранили традицию проживания на плавучих островах.

-6

С острова Катамарка на более крупный остров Камисараки меня переправляла 19-летняя Карина Вилька Чарка. “Она у нас звезда”, – отрекомендовал девушку вождь Катамарки. Не знаю, что он имел в виду: то ли что Карина симпатичная, то ли ее высокий образовательный статус – она оканчивает педагогическое училище в городе Пуно. В островной школе ее уже ждет учительское место.

-7

Пока Карина везла меня в лодке, объяснила, что в искусство вязания таких лодок, доставшееся народу урос от далеких предков, в последние годы введено новшество: в снопы тоторы закладывают пустые пластиковые бутылки, что резко увеличивает плавучесть судов.

Современная цивилизация понемногу вползает в быт островитян. На главном острове появились телефон-автомат, электричество и радио: бывший президент Перу Фухимори подарил жителям Урос солнечные батареи для выработки электричества.

38 островных вождей ежегодно избирают губернатора, который поддерживает взаимоотношения с материковой властью и решает возникающие проблемы. Например, такие, как недопущение имбридинга – близкородственных связей, грозящих островитянам вырождением. Здесь, на Катамарке такой проблемы нет – за невестами местные мужчины плавают к соседним островам.

-8

Проблема усугубляется тем, что многие уезжают на материк, а оттуда “иммиграции” нет. За много лет лишь дважды молодые парни из ближайшего города Пуно женились на девушках-урос, но, прожив на островах меньше года, сбегали обратно. Поскольку разводы в культуре народа аймара – неслыханное бедствие, вожди всем молодоженам установили испытательный срок. Год-полтора новобрачные живут неофициально, давая землякам обещание не заводить детей. Если совместимость молодых проверена хотя бы таким временем, назначается свадьба, и местный священник – он же ятири (шаман) венчает жениха и невесту, прося благословения у богов матери-природы, воды и духов островов.

Кроме духовных треб, ятири служит согражданам еще и для исцеления. Конечно, сложных медицинских процедур он не проводит – для этого на одном из островов есть медпункт, он же роддом.

Фото 78. Автор фото: С. Кашницкий
Фото 78. Автор фото: С. Кашницкий

Второй, кроме медпункта, дом, стоящий на сваях, а не на зыбкой тоторе, – школа. В нее малыши отправляются на тростниковых лодках с высоким форштевнем (фото 78), причем управлять лодкой с помощью единственного весла умеют с младенчества.

-10

В семьях аймара до сих пор рожают по 10-12 детей. Правда, до половины из них умирают в младенчестве. Вожди обеспокоены отсутствием у сограждан традиции заключения смешанных браков. Хотя в прошлом веке, когда аймара поглотили племя урос, таковая была. (С. Кашницкий)

Автор фото: Павел Кормаков

Продолжение следует...

-11

#южная америка #перу #титикака #урос #индейцы #культура #быт #острова #озеро #время

LAH.RU - Среди древних камней Альтиплано.