Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
Что еще умели люди этой древней цивилизации? К примеру, вязать из тростника искусственные острова, из него же делать хижины, огороды, лодки и корабли и жить на этих плавучих островах. Впрочем, это умение потомки древних строителей сохранили и поныне.
Трехлетний Диас никогда не стоял на твердой почве: родившись на одном из плавучих островов Урос, он ни разу не был на суше.
Люди, жившие до потопа и оставившие по берегам высокогорного озера Титикака (в переводе с языка аймара, “каменная пума”) изумительные сооружения из гранитных валунов, согласно местным легендам, жили прямо на воде. Как именно? Ну, к примеру, так, как сегодня живут их прямые потомки на плавучих островах Урос.
Остров Катамарка, куда мы приплыли, имеет в диаметре метров тридцать. Десять тростниковых домиков – жилища такого же количества семей. В центре образованного ими полукруга – очаг для приготовления пищи. Вокруг него метровый круг почвы и запас воды на случай внезапного возгорания тоторы – сухого тростника, растущего вдоль берегов озера.
Сам остров сделан вручную из высушенных стеблей того же тростника. Куски почвы, из которых они росли, связаны веревками (также сделанными из тоторы). Настил, по которому я боязливо ступаю, а местные жители проводят всю свою жизнь, имеет толщину около двух метров.
– А глубоко под нами? – спрашиваю островитян.
Вместо ответа пожилая женщина подошла к “проруби” и стала разматывать веревку с привязанным на конце камнем. Когда веревка почти вся ушла под воду, выяснилось: глубина – 15 метров.
Остров Катамарка сделан 35 лет назад. Но каждые несколько месяцев главы семейств вяжут все новые снопы тоторы и наращивают настил – снизу тростник подгнивает. На эту работу уходит большая часть времени островитян. Для пропитания мужчины охотятся на уток, рыбачат и собирают утиные яйца. А женщины выращивают картофель и киноа – местную разновидность пшена. Пока я осматривал остров, одна из пожилых его жительниц размалывала большим камнем зерна киноа – видно, для приготовления супа или каши.
Таких островов в архипелаге 38, живут на них около полутора тысяч человек. Урос – название некогда населявшего острова индейского племени, имевшего свой язык и свою культуру. Оно было поглощено более многочисленным народом аймара. Последний старик из племени урос умер в 1965 году. Аймара забыли язык урос, но сохранили традицию проживания на плавучих островах.
С острова Катамарка на более крупный остров Камисараки меня переправляла 19-летняя Карина Вилька Чарка. “Она у нас звезда”, – отрекомендовал девушку вождь Катамарки. Не знаю, что он имел в виду: то ли что Карина симпатичная, то ли ее высокий образовательный статус – она оканчивает педагогическое училище в городе Пуно. В островной школе ее уже ждет учительское место.
Пока Карина везла меня в лодке, объяснила, что в искусство вязания таких лодок, доставшееся народу урос от далеких предков, в последние годы введено новшество: в снопы тоторы закладывают пустые пластиковые бутылки, что резко увеличивает плавучесть судов.
Современная цивилизация понемногу вползает в быт островитян. На главном острове появились телефон-автомат, электричество и радио: бывший президент Перу Фухимори подарил жителям Урос солнечные батареи для выработки электричества.
38 островных вождей ежегодно избирают губернатора, который поддерживает взаимоотношения с материковой властью и решает возникающие проблемы. Например, такие, как недопущение имбридинга – близкородственных связей, грозящих островитянам вырождением. Здесь, на Катамарке такой проблемы нет – за невестами местные мужчины плавают к соседним островам.
Проблема усугубляется тем, что многие уезжают на материк, а оттуда “иммиграции” нет. За много лет лишь дважды молодые парни из ближайшего города Пуно женились на девушках-урос, но, прожив на островах меньше года, сбегали обратно. Поскольку разводы в культуре народа аймара – неслыханное бедствие, вожди всем молодоженам установили испытательный срок. Год-полтора новобрачные живут неофициально, давая землякам обещание не заводить детей. Если совместимость молодых проверена хотя бы таким временем, назначается свадьба, и местный священник – он же ятири (шаман) венчает жениха и невесту, прося благословения у богов матери-природы, воды и духов островов.
Кроме духовных треб, ятири служит согражданам еще и для исцеления. Конечно, сложных медицинских процедур он не проводит – для этого на одном из островов есть медпункт, он же роддом.
Второй, кроме медпункта, дом, стоящий на сваях, а не на зыбкой тоторе, – школа. В нее малыши отправляются на тростниковых лодках с высоким форштевнем (фото 78), причем управлять лодкой с помощью единственного весла умеют с младенчества.
В семьях аймара до сих пор рожают по 10-12 детей. Правда, до половины из них умирают в младенчестве. Вожди обеспокоены отсутствием у сограждан традиции заключения смешанных браков. Хотя в прошлом веке, когда аймара поглотили племя урос, таковая была. (С. Кашницкий)
Автор фото: Павел Кормаков
Продолжение следует...
#южная америка #перу #титикака #урос #индейцы #культура #быт #острова #озеро #время