Киев, 1996 год. Человек, позвонивший в посольство США, требовал немедленно соединить его с представителем ЦРУ. Анонимный собеседник дал понять, что владеет совершенно секретными данными о ракетных войсках России: дислокации ракет, планы ядерного удара, система защиты российских РВСН. Цена такой информации — миллиарды, но звонивший просил гораздо меньше.
Никакого договора между ФСБ и СБУ Украины в 1997 году не было, но оставались личные отношения, ведь еще 6 лет назад жили в одной стране, шпионов вместе ловили. В тот же день конверт с грифом «секретно» лег на стол директора ФСБ. Надо было найти инициативника.
Ракеты — единственный род войск, в названии которого указано — «стратегического назначения». Оружие, секреты которого очень тщательно охраняются. Неизвестный гарантировал американцам, что они получат тактико-технические характеристики сразу нескольких ракетных комплексов («Сатана», «Скальпель» и «Тополь»), нормативы пусков ракет, порядок и сроки приведения воинских частей в высшие степени боевой готовности, данные об общем состоянии ракетного и специального вооружения.
Это была информация не просто совершенно секретная, а особой государственной важности. Хищение таких документов создало бы угрозу национальной безопасности России.
Когда об этом сообщили главкому РВСН Сергееву, тот сказал: «Ещё чуть-чуть, и можно ракетные войска распускать».
Контрразведке была поставлена задача — любым способом предотвратить передачу информации ЦРУ. А для этого надо отыскать предателя среди тысяч людей, имеющих отношение к ракетным войскам.
Аналитики ФСБ после долгого изучения сообщения инициативника пришли к выводу, что предатель находится в ракетной дивизии, расположенной под Нижним Тагилом, входящей в состав 31 Оренбургской ракетной армии.
Из перехваченного разговора следовало, что инициативник собирался передать информацию на электронном носителе. Такой, казалось бы, незначительный факт резко сократил круг подозреваемых. Появилась версия, что секреты пытается продать молодой офицер.
Но новые сведения из Киева разрушили все версии контрразведчиков. Выяснилось, что выход на ЦРУ искал вовсе не офицер управления Оренбургской ракетной армии, а некто Валерий Литвинюк — мелкий уголовник, ранее судимый за изнасилование. Никакого отношения к РВСН он не имел. Но откуда у него тогда доступ к совершенно секретной информации?
Наблюдение за Литвинюком подтвердило худшие опасения контрразведчиков: инициативник вышел на представителя ЦРУ и просит за информацию 500 тыс. долларов. Все, о чем в телефонном разговоре с неким Майклом упоминал бывший уголовник, касалось Оренбургской ракетной армии. Значит, источник информации все-таки офицер РВСН.
Аналитики пришли к выводу. Что самих документов у Литвинюка нет, то есть он должен встретиться с тем, у кого к ним имеется доступ. Круг подозреваемых сузился до четырех офицеров.
Один из них — Майор Игорь Дудник — старший офицер штаба Оренбургской ракетной армии. Молодой, умный, быстро продвигается по карьерной лестнице. Живет в общежитии, явно пытается заработать лишнюю копейку. Замечен за распространением среди сотрудников, особенно среди сотрудниц штаба мелкого товара: парфюмерия, дешевая косметика, одежда.
17 февраля 1998 техническая разведка засекла звонок Литвинюка в Оренбург. Разговор шел с мужчиной. Литвинюк сообщил, что Майкл не собирается покупать кота в мешке. Значит, передача документов состоится очень скоро.
Из дома вышел Игорь Дудник.
Все стало на свои места. С этого момента майор под постоянным наблюдением.
Дудник Игорь Викторович, майор, старший инструктор группы отдела боевой подготовки Оренбургской ракетной армии. Родился в Донецкой области.
В 1994 году Дудник не справился с управлением автомобиля. В результате аварии его младший сын погиб на месте, старший получил травму головы, которая привела к отставанию в развитии и инвалидности. Жена из-за сложного перелома бедра долго не могла ходить.
Выяснилось, что Дудник и Литвинюк — одноклассники. Контрразведчики присвоили ему оперативный псевдоним «Фантом».
Конец 1990-х годов — это в буквальном смысле голодная армия, в которой месяцами не платили зарплату, не выдавали паек. Безденежье, плюс больная жена, которая во всех бедах винит Дудника. А тут еще получил, наконец, квартиру, правда, с голыми стенами, то есть нужны деньги на ремонт.
Все это и натолкнуло майора на мысль о продаже секретной информации, которую он скопировал на дискету.
Встреча Литвинюка и Фантома произошла в кафе «Уют», где каждое их слово и движение фиксировалось контрразведкой. Дудник передал Литвинюку альбом с фотографиями, в котором была спрятана дискета.
Литвинюка задержали на железнодорожном вокзале Оренбурга. В фотоальбоме под фотографией погибшего сына Дудника лежала дискета с совершенно секретной информацией. Затем был задержан и Дудник.
Валерий Литвинюк после дачи показаний был выдворен из России.
Игорь Дудник военным трибуналом за измену Родине приговорен к 12 годам лишения свободы.
Жена и сын уехали из Оренбурга, хотя квартиру оставили за ними. Жить с клеймом «сын предателя» в городе, где каждый второй связан с ракетными войсками, невыносимо.
Освободившись, Игорь Дудник уехал в родной Константиновск под Донецком.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.