Многие российские зрители смотрели сериал "Пепел", где уголовник оказался под чужой фамилией в роли капитана Красной армии, а настоящий капитан волею судьбы оказался замешан в преступных схемах и даже сколотил свою банду, которая официально занималась добычей золота прямо перед носом у Советской власти.
Такого не может быть! Скажет зритель. И будет не прав. В реальности все было намного интереснее и неправдоподобнее. Дело в том, что офицера Игоря Петрова из фильма можно сравнить с реальным историческим лицом Павленко Николаем Максимовичем, который водил за нос Советскую власть аж до 1952 года. При этом присвоил себе звание подполковника и раздавал сообщникам медали, ордена и должности.
Павленко происходил родом из раскулаченной семьи мельника. Он ушел из дома и устроился работать в "Главдортранс". Уже тогда научился подделывать документы, что помогло ему поступить в Политехнический институт в Белоруссии. Но уже через два года он его бросил.
В 1932 году начался первый "виток" репрессий и его задержали в разгар кампании в народе названной, как "дело о трех колосках" (когда людей задерживали даже за пару колосков взятых с поля и давали серьезные сроки). Впрочем Павленко умел договариваться. И после 35 суток в СИЗО был завербован, как секретный сотрудник НКВД. После чего его внедрили в Главвоенстрой.
В новой организации он не только "стучал" но и успешно работал. Работал до тех пор, пока не началась война. В июне 1941 года он со своей частью отступал до Вязьмы. Там его повысили до должности помощника инженера 2-го стрелкового корпуса, что соответствовало званию старшего лейтенанта, а потом перевели отдел аэродромного строительства ВВС Западного фронта.
Несмотря на то, что карьера его стремительно двигалась в гору, Павленко все это не устраивало. Он хотел намного большего. Поэтому просто дезертировал. Под новыми документами он решил начать новую жизнь. Но прятаться он не собирался. Встретив бывших знакомых по довоенной артели он предложил им плодотворное сотрудничество. В Калинине они познакомились с Людвигом Рудниченко, который умел мастерски вырезать печати из резины.
В общем дальше больше - были созданы печати и документы на "Участок военно-строительных работ № 5 Калининского фронта» (УВСР-5)". По сути - несуществующая воинская часть. Павленко направил запросы в военкоматы, чтобы привлечь новых военнослужащих. Так в его подчинении оказалось несколько десятков человек. После этого он стал заключать официальные контракты на выполнение строительных работ.
В 1943 году его несуществующая воинская часть, после расформирования Калининского фронта перешла в подчинение 12-го район авиационного базирования и получила название УВР-5. Павленко набирал себе новый контингент из дезертиров и отставших солдат. Численность "части" уже составляла несколько сотен солдат. Многие даже не догадывались, что вся эта "армия" просто фикция.
При этом "часть" Павленко была хорошо вооружена. Многие "бойцы" имели военный и командный опыт. Павленко награждал нравившихся и лояльных ему людей орденами и медалями, присваивал им звания и не обижал материально. Да и самого его в звании уже майора наградили орденом Красной Звезды приказом 4-й Воздушной армии №: 18/н от: 28.02.1945 года.
Его часть успешно дошла до Одера и Берлина. Многие простые солдаты думали, что бьются с фашистами и наступают в логово врага. Павленко и его ближайшее окружение же ставили перед собой совсем другие цели. На занятых территориях они выносили все подчистую. Для того, чтобы загрузить все имущество, что они "захватили" понадобилось 30 железнодорожных вагонов.
После войны Павленко чувствовал себя настоящим героем. Он открыто носил ордена, ездил на автомобили "Победа", получил звание подполковника, дружил с высокопоставленными чиновниками, дарил и принимал подарки, заполнил свой дом антиквариатом. Его "часть" все еще брала заказы и выполняла работы на "взаимовыгодных" условиях.
Прокол случился на мелочи. Прорабу не доплатили по облигациям госзайма и тот обратился в милицию. Милиция начала копать и увидела множество нестыковок. К расследованию подключились уже серьезные следователи. В оперативную группу собрали сотрудников из пяти союзных республик. Везде Павленко оставил свой "криминальный след".
В итоге ордер на арест Павленко подписал сам министр госбезопасности Молдавской ССР подполковник ГБ Семён Цвигун. Помимо Павленко было задержано еще 400 человек "личного состава", включая офицеров и сержантов - около 50 человек. Среди них был и "изготовитель печатей" Рудниченко, и "начальник штаба" по фамилии Завада, и "контрразведчик" Ю. Константинер и кассир по фамилии Клименко.
Павленко и его подельников обвиняли в подрыве государственной промышленности, в антисоветской агитации и в создании контрреволюционной организации, а также во вредительстве. По части антисоветской агитации Павленко был оправдан, зато остальных обвинений хватило на "высшую меру". В итоге приговор был оглашен трибуналом Московского военного округа 4 апреля 1955 года.
Кроме Павленко еще 16 подсудимых получили сроки от 5 до 20 лет. Их лишили орденов, медалей, званий и отобрали все "нажитое непосильным трудом" имущество. Помимо них было установлено, что Павленко сотрудничал с некоторыми секретарями государственного комитета и министрами. После этого некоторых из них уволили, кого-то исключили из партии, а кто-то получил выговор.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.