Почему владение и управление такими базовыми ресурсами как вода, энергия и лекарства принадлежат частным компаниям и рыночным механизмам? Во Франции сенатор-коммунист предложил законопроект, запрещающий данную практику. Пропрезидентское большинство выступило против.
Когда первая волна коронавируса обрушилась на Францию, кто-то мог подумать, что Эммануэль Макрон прозрел. «Эта пандемия показывает, что есть ресурсы и услуги, которые должны находиться вне рыночных законов», – заявил президент Республики в марте 2020 года. Однако тех пор мало что изменилось. Глава государства снова стал действовать в интересах жадного бизнеса, совершенно оторванного от реальных потребностей страны. Но сказанная фраза привлекла внимание депутата-коммуниста Пьера Дарревиля. В итоге 2 декабря он предложил законопроект о защите «базовых ресурсов». Вода, леса и лекарства – средства заработка или общее достояние?
«У нас есть целый мир. Его нужно вернуть себе и разделить справедливым образом. Срочно необходимо строить общество по-другому. То есть, не на основе повсеместной тенденции е приватизации и коммерциализации ресурсов и услуг. Без совместного использования, без защиты общих благ, мы идём навстречу собственной гибели. А ведь у нас только одна планета на всех», – рассуждает депутат. Он предлагает провести «инвентаризацию общих благ» в своём избирательном округе (деп. Буш-дю-Рон) с начала своего мандата.
Коллективная собственность на природное достояние
Он не единственный, кто поднял эту проблему. По всему миру проходят протестные акции против захвата водных ресурсов, земель, объектов инфраструктуры и технологий отдельными бизнесменами в ущерб абсолютному большинству граждан.
«Основная тема, связанная с моим предложением, конечно, касается вакцин против коронавируса. Крупные державы так и не могут объединиться, оказать давление на фармацевтические компании и добиться отмены патентов. А ведь это поможет распространить вакцины во всём мире. Вакцины же, в свою очередь, являются общим благом», – настаивает парламентарий. По его мнению, сегодня мир живёт «в условиях абсолютизации частной собственности. И как никогда ранее он оборачивается против общих интересов». Поэтому с ним следует покончить как можно быстрее.
Именно отсутствие коллективного владения энергетическими ресурсами и средствами производства привело в этом году к историческому скачку цен на газ и электричество. Исполнительная власть видит государственные услуги не как общее благо, а как подлежащий приватизации сектор с эксплуатируемыми работниками. Только это привело к раздроблению больничного фонда и сокращению койко-мест. В результате доступ к медицине для населения разных территорий Франции неодинаков.
Поправки в Гражданский кодекс
Разберём законопроект Пьерв Дарревиля. «Он состоит из двух частей. Вначале идёт определение понятия «общие блага» с последующим введением его в Гражданский кодекс», – объясняет депутат. Таким образом он предлагает дополнить статью 714. В ней уже утверждается, что «есть вещи, которые не принадлежат никому и пользоваться которыми могут все. Способ их пользования регламентируют нормы непосредственного применения». Дарревиль предлагает добавить следующий абзац: «Статус общих благ может быть присвоен материальным и нематериальным благам в независимости от режима их собственности, если они предназначены для общего использования по факту или могли бы так использоваться, если они представляют ресурс, необходимый для всех, если с ними связаны фундаментальные права, если они возникли благодаря усилиям всего общества или если они представляют собой редкость и обладают выдающейся исторической значимостью в виду возможных для них угроз».
Во второй части закона говорится о процедуре подачи «петиции в Социально-экономический и экологический совет (CESE). Он рассматривает возможность присуждения этот статуса тому или иному объекту. Затем образуется гражданский совет, который будет управлять этими базовыми ресурсами и охранять их». Если закон будет принят, то подобные шаги можно будет предпринимать в отношении воды, гидроэлектростанций, исторических зданий, лесов и рек, средств производства, автодорог, лекарств и т. д.
«Я не хотел создавать новый режим собственности или давать исчерпывающий список общих благ. Я предлагаю создать демократический механизм социального присвоения общих благ. Сделать так, чтобы граждане могли постепенно ими завладевать и решать, что делать и как управлять данным имуществом», – объясняет Пьер Дарревиль. Он убеждён, что подобный инструмент может «стать двигателем общества». А также что «Республика сама может обновиться посредством мощного движения по возвращению общего имущества и посредством пересмотра понятия собственности».
Пропрезидентское большинство против
Реформа, отстаиваемая депутатами ФКП, «умеренна и привлекательность» даже для парламентского большинства. Однако «Вперёд, республика!» отклонена проект на заседании комитета, высказавшись против. «Этот текст имеет целью внести законодательные изменения в право собственности. Поэтому юридически он неприменим и конституционно сомнителен», – отмечает депутат партии Макрона Эмили Герель.
«Я не считаю целесообразным препятствовать введению процесса гражданского контроля. Но не удивлён, что сторонникам сложившегося неолиберального порядка не хотят положить конец приватизации окружающего мира», – возражает Пьер Дарревилль.