Как я стал конструктором. Часть 1
Введение
Повесть посвящается талантливым создателям сложной техники, необходимой для процветания моей Родины-России.
Людям, с которыми я встречался в различные периоды моей жизни. Гениальным конструкторам,проектировщикам, ученым исследователям, в областях: подъемно- транспортного машиностроения,электронного машиностроения,космического машиностроения.
Я считаю, что труд инженера-конструктора недооценен в современном обществе, владельцами бизнеса, людьми власть имущими.
Это не моя история. Это история многих, с кем я встречался в жизни.
Мне было 24 года, когда я решил, стать конструктором и это было, не только мое решение - мне посоветовали. В те времена много говорили об этой профессии. Время было интересное, уже и человек в космосе побывал, и много было всяких достижений, например, в области космоса, авиации, судостроения, энергетики. Об этом можно много говорить, но я хочу поговорить о профессии конструктора, и проектировщика.
Время, когда конструктора были в почете и всяких конструкторских бюро, их называли КБ, особенно в Москве было довольно много. Вопрос, где работаешь в КБ и все было понятно. Конечно, это не самая престижная профессия, ведь были еще ученые, а конструктора, считались, посредниками между ними и производством.
Потом, гораздо позже, понял, что это такое настоящий конструктор.
Во всех школах преподавали черчение, но предмет не считался основным. Однако в школе он не всем давался легко. У меня всегда была твердая четверка, и я не обращал на это особого внимания, и делал все чертежики, что умещались на маленьком листочке альбома для черчения, небрежно. Всегда завидовал своему другу, который имел твердую пятерку.
Иногда, мне было лень думать, и я слизывал у него задания. Пятерки тоже были, конечно, если я старался. Ну не любил я эту аккуратность в чертежах, что очень ценилось в школе. Потом я многое понял, работая в КБ, что такое аккуратный чертеж, выполненный конструктором.
Чертеж, например механизма, если он выполнен аккуратно, считался непродуманным. Вот так рассуждали умные головы в КБ, но об этом я позже.
Так вот, не имея диплома о высшем, я устроился в КБ старшим техником-конструктором. С улицы, без рекомендаций, даже на эту должность не брали, еще ниже техник, а еще ниже чертежник. Я немного умел читать чертежи, так как работал на заводе, где я хорошо зарабатывал, в должности токаря (токарь относился к почетной профессии) и учился в вечернем институте. В это время я еще не закончил институт.
Чертежник
Чертежником брали, даже после школы, но только по знакомству и с хорошими показателями в черчении. Чертежник-это человек, который мог красиво что-то перечертить, по указанию конструктора, как правило, это были только, что окончившие десятилетку школьницы, что не поступили в институт и шли на производство, чтобы через два года, поступить наверняка, с производственным стажем.
Итак, я пришел в КБ и почувствовал, что вокруг меня люди, чрезмерно умные, а я тут зачем, что я могу. КБ это размещалось в полуподвале жилого дома.
Это было нормально, так как и КБ и всевозможные НИИ, так расплодились, что строить отдельные дома для них в то время не приходило никому в голову. Может быть это делалось специально, так как иногда выполнялись специальные заказы с определенной степенью секретности и об этом я узнал гораздо позже. Все КБ даже самые обычные, не имеющие никакого отношения к военной тематике, с удовольствием, а их еще и обязывали, делали что-нибудь секретное и на это назначались опытные конструктора. Мне всегда хотелось быть ближе к создателям самолетов, а еще больше к создателям космической техники. Тогда мне это казалось недостижимой космической мечтой.
Так вот меня знакомили с сотрудниками, я трясся невозможно как - хотелось убежать, передо мной были разновозрастные сотрудники, смотревшие на меня так по-разному, что не представить. Одни исподлобья, другие с какой-то жалостью, многие о чем-то перешептываясь, а некоторые сочувственно, мол, парень, ну ты попал. Были и такие, что очень высокомерно смотрели, не скрывая какого-то презрения. Однако они не знали, что я попал к ним не с улицы, а меня устроил туда сам заместитель начальника отдела, которого уважали все, без исключения-потом, конечно, узнали и отношение ко мне слегка поменялось. У меня появилась некоторая уверенность. Начали думать, а вдруг я и не дурак совсем.
Конструктора тогда считали всех дураками, и это мнение продолжалось вплоть до распада СССР. Было время, я работал с учеными бок о бок и часто слышал от конструкторов такое, что они без нас, мы им делаем конструкцию мы придумываем, а они на наших изделиях делают себе звания должности, и при этом поносят нас, если у них, что-то не получается. Да это так было, но были ученые, которые искренно верили в могущество и талант создателей и мне повезло я с ними работал. Их было мало, а больше было таких, у которых папы мамы дяди имели огромные связи в министерствах, например, а министерства руководили этими институтами.
Зачастую институты имели свое КБ и опытное производство. Так вот, шла негласная война между учеными и конструкторами. Итак, я начал работать, вернее я стал изучать нормали, госты и прочую, как я считал ерунду. Мне ничего не поручали делать. Все работали, а я только читал, мне казалось, что это длится бесконечно долго.
Ранги
Вокруг меня работали конструктора, как во флоте, конструктора третей категории, второй и первой. Во флоте, капитан первого ранга, второго ранга , а я старший техник - конструктор-типа мичмана во флоте, вернее вроде, старшего матроса. А были еще ведущие конструктора, так это вообще, что-то необыкновенное! Они как-то выделялись, среди всех или вернее, их выделяли.
КБ, как правило, имело несколько разных направлений, и в них были отделы, которые отвечали за конструкцию, за электрику и прочее, но это специфика, не буду об этом.
Так вот, их очень уважали, называли только по отчеству, за исключением администрации, которая с ними так, например: «Левушка зайди, если свободен». На столе у ведущих всегда стоял либо городской, либо местный телефон. Ведущие не имели отдельных кабинетов, но имели всегда большой стол, заваленный чем угодно, несколько стульев и два три кульмана, зачастую, сдвинутые вместе.
Иногда, украдкой, заглядывал и что видел, что-то совершенно не похожее на чертеж, а бесконечное множество разноцветных линий, не понять ничего-все затерто до дыр на ватмане, куски каких-то механизмов, то зеленых, то красных.
Небольшое отступление. Я заканчивал технический вуз и в отличие от современных студентов, которые, наверное, уже все свои чертежи сдают в электронном виде. Я очень плотно общался с ватманами и кульманами. Один из кульманов стоял непосредственно у меня дома. Ох, сколько я в свое время чертежей на ватмане начертил!
Кульман-нехитрое устройство, правда. Но без несложного этого прибора все гениальные замыслы инженеров не легли бы на чертеж, а значит, не нашли бы своего логического завершения в металле. Так что большое спасибо кульману. Я имею в виду инженера и математика Карла Кульмана (Carl Culmann) (1821-1881), который этот чертежный прибор придумал. Родился К. Кульман в городке Бад Бергцаберн в немецкой земле Рейнланд-Пфальц, на самой границе с Францией. Его отец был пастором, а сына хотел видеть инженером.
Мечта престарелого родителя осуществилась. Карл выучился в одном из лучших технических заведений тогдашней Европы – Политехнической школе в Карлсруэ. В 1841 году он стал инженером-мостостроителем. Это было славное время, когда строящиеся железные дороги «сшивали» еще политически разрозненную Германию в единое государство. Работы К. Кульмана, в особенности, посвященные расчету фермовых конструкций, были востребованы. Он руководил постройкой многих мостов на юге Германии, в Бадене и в Баварии.
О ведущих.
Все время слышал от сотрудников, что это какие-то люди необычные, загадочные и от них все зависит успех любого дела. Это недосягаемые люди, а сотрудницы женского пола от них без ума. Руководство отдела, да и все КБ этих людей очень уважает. Я этого ничего не понимал, а когда проходил мимо, то просто здоровался, на меня они не обращали внимания и общались только с приближенными, капитанами первого ранга (конструкторами первой категории). Все это было странно для меня и непонятно.
Вокруг меня все чего-то чертили у кого-то были сложные чертежи, а у некоторых, попроще. Были перерывы в работе и многие выходили в коридоры, где шутили, курили, старались показать свою эрудицию. Запомнился мне один из всех, уже немолодой мужчина, вечно с красным лицом, но очень вежливый и много знающий (эрудит). Позднее я узнал, что этот человек лечился от алкоголя и был уволен из какой-то очень престижной авиационной фирмы. Там он был, явно ведущим, ну а здесь его приютили, дали возможность работать, но на более низкой должности.
Как это должно было быть формально
В практике отечественных государственных предприятий ещё с советских времён принято следующее разделение конструкторов по категориям:
без категории — выполняет простейшие работы под контролем более опытных сотрудников.
3 категория — то же, что и без категории, кроме того, выполняет чертежи простейших сборочных единиц под контролем.
2 категория — то же, что и 3 категория, кроме того, разрабатывает отдельные сборочные единицы невысокой сложности.
1 категория — то же, что и 2 категория, кроме того, разрабатывает узлы и агрегаты по заданию ведущего.
Ведущий — разрабатывает основы конструкции, кинематики механизма, осуществляет общую координацию разработки и т. д.
главный (генеральный) — осуществляет общее управление конструкторскими подразделениями предприятия и координацию их действий.
Обязанности инженера-конструктора в России. Это в целом, без рангов.
Разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты особо сложных, сложных и средней сложности изделий, используя средства автоматизации проектирования, передовой опыт конкурентоспособных изделий, обеспечивает при этом соответствие разрабатываемых конструкций техническим заданиям, стандартам, нормам охраны труда и техники безопасности, требованиям наиболее экономичной технологии производства, а также использование в них стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц.
Проводит патентные исследования и определяет показатели технического уровня проектируемых изделий.
Составляет кинематические схемы, общие компоновки и теоретические увязки отдельных элементов конструкций на основании принципиальных схем и эскизных проектов, проверяет рабочие проекты и осуществляет контроль чертежей по специальности или профилю работы, снимает эскизы сложных деталей с натуры и выполняет сложные деталировки.
Проводит технические расчеты по проектам, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проектируемых конструкций, а также расчет рисков при разработке новых изделий, составляет инструкции по эксплуатации конструкций, пояснительные записки к ним, карты технического уровня, паспорта (в том числе патентные и лицензионные), программы испытаний, технические условия, извещения об изменениях в ранее разработанных чертежах и другую техническую документацию.
Изучает и анализирует поступающую от других организаций конструкторскую документацию в целях её использования при проектировании и конструировании.
Согласовывает разрабатываемые проекты с другими подразделениями предприятия, представителями заказчиков и органов надзора, экономически обосновывает разрабатываемые конструкции.
Участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных конструкций, выпускаемой предприятием продукции, в составлении заявок на изобретения и промышленные образцы, а также в работах по совершенствованию модернизации, унификации конструируемых изделий, их элементов и в разработке проектов стандартов и сертификатов.
Дает отзывы и заключения на проекты стандартов, рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся отдельных элементов и сборочных единиц.
Как я это видел, начинающим, и как это было на самом деле.
Первое время, как я уже говорил, мне было страшно. Страшно было быть посредственностью, или хуже, того казаться дураком в коллективе умных. Время было такое, когда ум в КБ очень ценился, и относились к сотруднику только по уму. Это были времена, когда ценился ум и даже не мощность, полученного образования в самом престижном вузе. Не эрудиция, ни какая там, поддержка, или рекомендация сверху, даже не оценка администрации, даже не оценка по количеству поданных заявок на изобретения, а только оценка окружающих.
Сейчас я объясню. Люди, с которыми ты работаешь все понимают. Вот сидит человек и прилежно все выполняет, чертит красиво. Педантичен, работает от звонка до звонка. Много читает, изучает скрупулёзно всякие там нормативные документы, о нем говорят, что диплом красный, что патенты на изобретения имеет, что администрация хвалит, прочат ему уйдет, мол, в институт исследовательский и сделает там кандидатскую.
Такой может быстро стать руководителем (вернее занять административную должность). Да это частенько так и было и в обществе, но ни в этом отделе, а в КБ и за его пределами-он имел вес. И он уходил из отдела, и чаще всего, с повышением в КБ или в другую организацию. Были другие-упертые труженики я и таких знавал. Они очень консервативны в мышлении, часто апеллируют к возможностям производства, к техническим расчетам, трудно воспринимают чужие интуитивные высказывания.
Такие люди, чаще всего уходят в отделы надежности и прочности, а в некоторых случаях становятся руководителями в отделах второстепенных, без которых КБ может обойтись, но они нужны для сдерживания и более тщательного продумывания, если интуиция чрезмерно атакует. Я хочу уделить внимание ведущим, которые мне встретились потом, те которые вселили в меня уверенность, что это особенные люди, для многих в обществе это тогда было далеко непонятно, но это знали в узких кругах.
Так вот, как я начал работать. Мне выдавали, простой чертеж какой-нибудь рамной конструкции, и я должен был разобрать на отдельные детали. Рядом лежали всякие нормы, как оформлять подобные детали. Я должен был в день раздеталировать эту раму. Делал я это быстро, а потом это куда-то забиралось и мне приносилось на исправление, я не соблюдал нормы оформления и многое приходилось исправлять.
Шло время - жутко уставал, на работе не очень мне все нравилось, но постепенно, начал все схватывать и легко справлялся. Стали усложнять задания и я справлялся, но в оформлении все равно допускал ошибки, считал это ерундой, и меня снова поправляли - я даже не знал кто, то красным карандашом, то синим.
Я здорово читал чертежи и быстро деталировал. Со мной стали шутить, похлопывать по - плечу, стали разговаривать, как с равным. Стало спокойнее, появились друзья из высшего ранга. Вечерами меня приглашали по пиву, велись умные разговоры, никогда не обсуждалась работа - удивительные ребята - все очень достойно вели себя. Среди нас бывала очень симпатичная девушка Маша, но я не понимал, каким образом, она присутствовала в нашем коллективе, сугубо мужском. К ней относились с уважением, никаких фамильярностей. Сразу хочу сказать, в отделе сотрудников женского пола, практически не было. Удивительно, но начальник отдела – женщина.
Как я понял,она очень знающий, настоящий администратор, в высшей степени интеллигент, а вот зам. начальника, мужчина, который устроил меня в отдел - модернизации механических узлов, непрерывно подавал и подавал идеи. Частенько над ним шутили, но по-доброму. Он в самом начале, попросил, чтобы я не распространялся о своем покровителе. Я не подавал виду, а он делал вид, что не знал меня прежде. Мне было обидно, но потом я оценил это, за что ему благодарен всю жизнь - мы, впоследствии, стали очень близкими приятелями, хотя очень разные по возрасту. Это умнейший человек, которого я страшно уважал, к сожалению, он рано ушел из жизни. У меня он был руководителем дипломного проекта. Так вот, он из меня лепил нечто, следующим образом, стал давать все более сложные узлы, чтобы я их изучал и одновременно предлагал подумать о других конструктивных решениях.
Все это было не показательно для других, а так как-то невзначай со словами: «Понимаешь, мне не нравиться здесь вот это, хотя это уже много лет работает-подумай» - и быстро уходил. Я при этом, доделывал быстро, то, что было поручено раньше, и утыкался в эту вещь. Мне не думалось, ничего путного не лезло в голову, и я просто психовал, ждал от него подсказки о решении проблемы, но он не приходил. Это был настоящий экзамен!
Меня никто не торопил. Это успокаивало, хотя понимал, что скоро с меня спросят. Зам. проходил мимо, не обращая, как я думал, внимания на меня. Это необыкновенный человек. Он понимал все мои переживания.
Я был туп, как дубина стоеросовая, и ничего не мог придумать нового.
До меня много раз уже подумало множество людей, чтобы этот механизм в деле, давно выполнял свои функции. И вдруг! У меня пошли какие-то фантазии, я не мог остановиться - меня просто понесло.
Я стал чего-то черкать, стирать и забыл то, что мне принесли, помнил только функцию, которую должен был выполнять этот узел - остановиться я уже не мог. Я чертил и чертил, что-то от руки нелепо, некрасиво, как - будто это рисунок, а не чертеж. Мне хотелось быстро его завершить - это стало моей бедой на всю жизнь. Я всегда спешил, подчиняясь какой-то дьявольской интуиции. А Зам. неожиданно, подошел-после этого, мы стали общаться, чуть ли не на равных. Что-то обсуждали, фантазировали уже вдвоем.
Я стал забывать о том, что я старший техник, а он мне не напоминал об этом. Однако надо было работать. Меня стали посылать на завод, где все это делали - с этих пор, я стал соображать, как конструктор. В то время, причем довольно долго, все организации выезжали на картошку. Это сплачивало коллектив, как считалось, а в общем, это было ощущение свободы, ну а свобода переживалась всеми по-разному.
Иногда людей из коллектива отдела посылали в пионерские лагеря, чаще всего в качестве педагогов. Ведущих тоже посылали, но за редким исключением.
В годы развитого социализма организацию «добровольной помощи сельскому хозяйству» в СССР успешно осуществляли партийные работники и власть. К сезонным сельхоз работам в обязательном порядке привлекались студенты, школьники и госслужащие. Массовое привлечение горожан к сбору урожая было вынужденной мерой. Недостаток рабочей силы, низкий уровень механизации, отсутствие мотивации к производительному труду у колхозников – основные факторы ежегодных осенних «выездов на картошку».
Этим емким названием именовались любые виды сельскохозяйственных работ: прополка, сбор, сортировка картофеля, моркови, свеклы, капусты. Для рабочих и служащих обычно практиковались однодневные или декадные выезды на колхозные поля.
Горожане рассматривали «картошку» как корпоративный отдых на природе и не особо утруждали себя сбором урожая. Одевшись потеплее, набив сумки вкусной снедью, не забыв взять алкоголь, после трудовой недели отправлялись городские жители на выходные помочь колхозу. Колхозники с нетерпением ждали на сезонные сельхоз работы «работничков» из города: у мужиков с прошлого воскресенья во рту пересохло, деревенские бабы с завистью разглядывали гардероб горожанок.
Дружные коллективы шумно и весело проводили время, селяне с грустью провожали автобус с трудовым десантом. Многих начинали мучить вопросы о неустроенности деревенской жизни, многие задумывали о переезде в город.
Далее. Я продолжал работать все шло неплохо, появилась уверенность и вот случилось со мной. Я сразу хочу сказать, что с этим я столкнулся впервые и совсем неожиданно. Рядом со мной работал сотрудник, который мне симпатизировал, часто пытался пошутить, а еще чаще пытался поговорить по душам. Иногда, подходил и поправлял меня в чертежах-подсказывал, где можно найти какой-то ГОСТ, нормаль, инструкцию. Это нормально.
В отделе находилось много шкафов, на первых порах, разобраться в которых очень непросто. Часто там царил полный беспорядок. В закрытых КБ порядка было гораздо больше и это вполне объяснимо об этом позже.
Так вот, о моем приятеле. Очень часто мне предлагалось поговорить по душам, поговорить о прекрасном поле и как бы ненароком задовались интимные вопросы. Меня удивляло все это, но настороженность все же брала верх. Я делал вид, что мне все интересно, особенно, когда он рассказывал о редких заграничных шмотках, которые у него есть о каких-то особенных приобретениях, что находятся у него в доме.
Часто предлагал мне посетить эту квартиру, но я отказывался по различными предлогами и это меня спасло.
Вернусь к этому позже, а сейчас расскажу, как я становился конструктором. Прошло время, совсем немного, как мне неожиданно поручили очень ответственную, совсем непростую работу, она явно соответствовала должности инженера - конструктора, а я ведь, все еще был старшим техником. Нужно было создать технический проект – решить проблему по исходным данным и придумать несколько возможных вариантов.
Как я понял позже, тема была секретной. Для работы - был снабжен материалами, на которых не было ничего, кроме хитрых рисунков, что называлось исходными данными. Для таких работ, необходим был допуск к секретным материалам, как я узнал позже. Такого допуска у меня не было, а на исходных данных не было ничего, кроме этих хитрых рисунков.
Меня вызвали к руководству, убедили никому не рассказывать, не под каким - либо предлогом о моей работе. Выделили, при этом, мне отдельный уголок, изолировав таким образом, от окружающих и попросили, чтобы ничего не оставлял на столе, и на чертежной доске, а в конце работы, все убирал в выделенный мне сейф с кодом.
Периодически, ко мне подходил Зам. отдела и уходил, слегка заглядывая на мои вытворения. Я немного тушевался, конечно, понимал, что все должно пойти в дело. Технический проект-это преддверие к разработке будущей конструкции - это различные варианты будущей конструкции в общем виде, это умение подать правильные идеи, чтобы их претворить в жизнь.
Это работа, именно, ведущего конструктора, а я старший техник. Я не рассказываю всех подробностей читателю, да это и не к чему - многого и не помню, да и не всем интересно. Это специфика и может быть понятна только людям определенных профессий. Эта работа была сделана и принята руководством, о чем мне заявил мой куратор Зам.
Я не понимал, что будет дальше и вернулся к обычной работе, соответствующей моей должности. До меня доходили разговоры о моем досрочном переводе на инженерную должность. С сотрудниками, во время коридорных перекуров, об этом разговоров не было, какая-то непонятная настала напряженность. Единственно, что я почувствовал неожиданное уважение от конструкторов высшего ранга - они стали со мной здороваться и при этом пожимали руку с обращением по имени, я стал своим для них. Но только для них, а все чертежники как-то слегка уходили от общения со мной.
Комитет ВЛКСМ
В КБ бурно процветала комсомольская деятельность и на одном из собраний меня выдвинули в члены комитета ВЛКСМ, так как я отслужил в рядах армии положенный срок, имел приличный опыт работы в комсомоле.
Меня выбрали на идеологическую работу с молодежью, да и не только с молодежью. Сразу скажу, радости никакой - нести информацию в массы, так как общество было уже не так заполитизировано и у многих уже, имелось свое мнение, как и у меня.
Свидетельство о публикации №220050501418