Завод КАМАЗ был основан в 1969 году. Сейчас он производит грузовики для всего мира и выигрывает ралли “Дакар”, а ещё делает электробусы и беспилотники. Предприятие стало одним из лидеров цифровой трансформации, и впереди ещё много всего интересного.
Чего именно? Спросите сами, когда приедете на форум Kazan Digital Week - 2022 в сентябре и пообщаетесь с представителями завода.
Tesla или Apple?
КАМАЗ никогда не был просто заводом. Если бы его вдруг не стало, например, в результате гипотетического природного катаклизма, Татарстан, да и вся Россия, столкнулись бы с целым рядом серьёзных проблем. Экономические и социальные последствия такого события просчитать практически невозможно.
“Это же градообразующее предприятие. Остановка производства - полбеды. А чем занять население? А на что содержать общественные учреждения - школы, детские сады, больницы? Вся эта нагрузка легла бы на бюджет. В регионе пришлось бы на время вводить иной режим хозяйствования”, - Андрей Дегтярёв, старший научный сотрудник центра цифровых технологий Академии наук Республики Татарстан
К счастью, будущее автогиганта на самом деле видится гораздо более обнадёживающим. В том числе, благодаря четвёртой промышленной революции, которая не обошла его стороной. В 2018 году здесь было создано специальное подразделение - центр цифровой трансформации. Его руководителю Эльдару Шавалиеву всего 33 года. Он отобрал таких же молодых и амбициозных ребят, которые хотели модернизировать предприятие с помощью цифровых решений.
“Цифровая трансформация это - не объект, а инструмент. Нельзя просто взять и нанять команду “трансформаторов”, которые что-то там за вас делают. Важно, чтобы эти люди были ответственны непосредственно за бизнес-процессы”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
О серьёзности намерений КАМАЗа говорит тот факт, что образовательную программу для его руководителей разработали в Сколково, а обучать персонал помогал Фонд развития интернет-инициатив. Всё для того, чтобы построить предприятие нового типа, которое может составить конкуренцию пресловутой “Тесле” Илона Маска, а в чём-то даже превзойти её. Ведь КАМАЗ играет вдолгую, в то время как “Тесле”, по мнению Шавалиева, через 50 лет придётся решать проблему доступа к технологиям, либо превращаться во что-то другое.
“В определенной степени феномен “Теслы” не в технологиях, а в способе финансирования. Компанию высоко оценивают с точки зрения ожидания её будущих продуктов. Автомобиль делается по-новой, без оглядки на платформу, унификацию, сокращение себестоимости. Это не то же самое, что сделать беспилотный КАМАЗ”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
Но “Тесла” - это не единственный ориентир для прогрессивных промышленников. Эксперты всё чаще говорят о том, что автопроизводители вскоре перейдут на “контрактную” модель сборки, которой придерживается компания Apple. Благодаря упрощению конструкции автомобилей, в особенности, электрических, выпускать их тоже становится проще. А индустрия 4.0 подталкивает к универсализации средств производства, поэтому уже сегодня всё проектируется так, чтобы любая деталь могла быть изготовлена по цифровому чертежу на любой китайской фабрике. Впрочем, КАМАЗ пока не собирается отказываться от собственного производства, хотя и улавливает тренды.
“Сила автомобильной компании сегодня скорее в организации производственного процесса, нежели в технологиях. Но у нас в ближайшие 15 лет всё будет по-прежнему. К тому же, важна позиция государства. 20 лет мир двигался в сторону глобализации, а сейчас мы даже в Америке видим попытки сделать экономику более локальной”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
Лошадь без наездника
Все производители грузовиков сегодня работают над беспилотными решениями, и КАМАЗ стал, без преувеличения, одним лидером этого направления.
“Интеллектуальные транспортные системы за границей развиваются с 1980-х годов. К сожалению, Россия в этом процессе не участвовала. А сейчас есть ряд институтов, компаний, которые вплотную этим занимаются: Яндекс, Иннополис, КАМАЗ”, - Рифкат Минниханов, директор ГБУ “Безопасность дорожного движения”
Однако о полном исчезновении водителя из кабины в ближайшем будущем говорить ещё рано, и дело вовсе не в технологиях: весь вопрос в экономической целесообразности.
“Почему автомобиль заменил лошадь? Потому что он быстрее и может долго двигаться без остановки. С беспилотниками сложнее. Если говорить о магистральных перевозках, то увеличить скорость не получится, потому что есть ограничения. А беспрерывность движения сегодня обеспечивается с помощью эстафетных перевозок, когда меняются водители или полуприцеп. Это чисто организационные решения”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
Эксперты говорят, что машины без водителей станут заметны в общем потоке не раньше первой половины 2030-х годов. Сначала без водителя смогут обходиться пассажирские шаттлы, которые передвигаются на закрытых территориях, таких как аэропорты, парки или выставки (и КАМАЗ уже разработал подобную модель). А вот массовые городские перевозки с применением автопилота - гораздо более отдалённая перспектива, на которую влияют как экономический аспект, так и вопросы безопасности.
“К сертификации беспилотных автомобилей нужно будет подходить несколько иначе, нежели к классическим транспортным средствам. Это абсолютно нетривиальный вопрос, вопрос этики. Беспилотники будут врезаться, как и обычные автомобили. Они будут давить людей. Поэтому законодательство – это большой барьер на пути к их массовому применению”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
Рассуждая о будущем беспилотников, нельзя забывать и о психологии людей, ведь для многих водителей машины всё ещё остаются способом получения удовольствия, а не просто средством передвижения: со второй функцией успешно справляются сервисы такси.
Наземные беспилотники в принципе неспособны совершить транспортную революцию, заключает Шавалиев. По его мнению, для переворота в сознании нужно внедрять качественно иные способы перемещения в пространстве, например, скоростные междугородние туннели, которые сейчас строит всё тот же Илон Маск и его The Boring Company.
КАМАЗ online
Если беспилотные транспортные средства - вопрос будущего, то “подключённость” - это как раз то, чем КАМАЗ может по праву гордиться уже сегодня. На грузовики, сходящие с конвейера в Челнах, не нужно устанавливать дополнительных устройств, отслеживающих его статус: такое оборудование входит в базовую комплектацию. В результате вся информация об актуальном состоянии и местоположении автомобиля доступна для перевозчика или грузоотправителя прямо на смартфоне или планшете в режиме онлайн.
“Мы предлагаем нашим клиентам автомобили с системой управления. Это, в первую очередь, классический геолокационный мониторинг. А дальше мы идём в развитие экосистемы. Автомобиль обслуживают по сервисным контрактам наши дилеры. Они понимают, что происходит с автомобилем. То же самое видим и мы. В случае необходимости вносим конструктивные изменения. Сейчас развиваем эту систему уже в сторону транспортных компаний и сами водителей”, - Эльдар Шавалиев, директор центра цифровой трансформации ПАО “КАМАЗ”
Главное, что удалось сделать команде центра цифровой трансформации - организовать сбор данных, хотя пока они и не коммерциализируются в том масштабе, в котором могли бы. Тем не менее, сейчас подразделение работает сразу над несколькими проектами, которые в ближайшее время должны повысить экономическую эффективность ряда процессов. Позитивные изменения коснутся, в частности, контроля качества и внутреннего взаимодействия персонала.
А там и до “Теслы” рукой подать.
Стать частью IT-сообщества Татарстана можно, подписавшись на Telegram-канал и, вступив в группу.
Если вы хотите представить на форуме свою технологию, продукт или услугу, то вам следует вступить в Telegram-группу экспонентов или написать нам на почту: info.ascr@tatar.ru