2 декабря 2021 года самолёт A321 авиакомпании S7, совершавший полёт из Магадана в Новосибирск, экстренно сел в Иркутске.
Самолёт после взлёта начало болтать из стороны в сторону, скорость то увеличивалась, то уменьшалась и в какой-то момент практически начал сваливание, однако экипаж справился с внештатной ситуацией и смог совершить посадку в аэропорту Иркутска.
За каких-то 10 секунд неуправляемый самолёт свыше 2 000 метров высоты. В момент происшествия на борту самолёта находились 202 пассажира и семь членов экипажа.
Из воспоминаний пассажира самолета Андрея Никитина:
Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава Богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы.
А вот как вспоминает те события командир воздушного судна Михаил Кулагин:
Отказало всё, и понеслась чехарда. Попробовали зайти на посадку в Магадане, попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тысяч метров.
И ещё:
То есть всё происходит на доверии к обслуживающей компании, которая это делает. И поэтому нет возможности проверить, чем обливали
Впоследствии выяснилось, что причиной нестабильной работы стало обледенение.
Росавиация в свою очередь отметила:
Командир самолета «допустил несоразмерные отклонения органов управления, что привело к сваливанию» во время пилотирования, оператор спецмашины ПОО не проконтролировал расход жидкости для обработки крыльев — вместо положенных 230 л противообледенительной жидкости было использовано только 99 л.
По версии заслуженного пилота России, Юрия Сытника лайнер авиакомпании S7 мог экстренно приземлиться в Иркутске из-за обледенения двигателей, вероятно воздушное судно было обработано некачественным противообледенительным составом, в том числе шампунем. Также он утверждает, что этиленгликолевые жидкости, которыми обрабатывают самолёты, разбавляют по принципу «авось пронесёт». В этот раз, заметил он, «не пронесло».
Бадяжат. Этиленгликолевые жидкости очень дорогие. <...> Примерно стоит $6 тысяч одна обработка. <...> Если чуть-чуть разбавить, шампунем обработать самолёт, авось, пронесёт. А в этот раз обработали некачественной жидкостью и не пронесло, — пояснил лётчик.
Эксперт считает, что вероятность того, что инцидент случился из-за некачественной жидкости, составляет 90%.
Об этом говорит сам командир. Через две минуты началось сильнейшее обледенение, у него пропала индикация скорости, высоты, курса, потому что обледенели все датчики, приёмники полного давления. А ППД (приёмник полного давления) имеют свой обогрев, он был включён, но настолько интенсивный был лёд, что даже обогрева было недостаточно. Значит, я полагаю, что лёд нарастал мгновенно. Значит, поверхности этих приборов, фюзеляж и несущие плоскости не были обработаны противообледенительной жидкостью. А если они утверждают, что обливали, значит чем? Водой или ослиной мочой, — не скрыл недоумения Сытник.
А основная проблема произошедшего, по мнению Сытника, лежит в плоскости безответственного поведения сотрудников аэропорта и стремления к обогащению любой ценой.
Запись переговоров экипажа с авиадиспетчером:
В культуре всем хорошо известна аналогия про разбавление бензина известной биологической жидкостью:
— Шакал я паршивый: у детей деньги отнял, детский сад ограбил.
— Какой культурный нашелся, а? А когда ты у себя там на колонке бензин ослиной мочой разбавлял — не был паршивым?
— То бензин, а то дети...
— Куда пошел?
— Тюрьма!
О причинах возникновения таких ситуаций читайте в данной статье.
Подписывайтесь на канал, где будут появляться новые интересные статьи.
До новых встреч!