Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #1.4/На страже веков/4.Небоскребы Древнего Египта

На страже веков 4.Небоскребы Древнего Египта Великие пирамиды Гизы - единственное из легендар­ных семи чудес света, сохра­нившееся до наших дней. Как и в древности, сегодня эти величественные соору­жения впечатляют любого, кто их увидит. Поневоле возникает вопрос: неужели в человече­ских силах возвести подобное? Строительные технологии древ­них египтян изучают уже поколения ученых, но многие ответы по-прежнему ускользают от понимания. На данный момент в Египте насчитывается около 138 пирамид. Некоторые из них разрушены, их остатки сложно даже заме­тить невооруженным глазом. Другие возвышаются так же величе­ственно, как они делали это тысячи лет назад. Великие пирамиды Гизы до сих пор входят в список самых больших сооружений, ког­да-либо построенных человечеством. Какими же технологиями об­ладали древние египтяне, что смогли создать подобное? Прорыв Имхотепа В религии древних египтян огромное место занимал культ мерт­вых. Посмертное существование было во многом важнее, чем земная ж
Оглавление

На страже веков

4.Небоскребы Древнего Египта

Великие пирамиды Гизы - единственное из легендар­ных семи чудес света, сохра­нившееся до наших дней. Как и в древности, сегодня эти величественные соору­жения впечатляют любого, кто их увидит. Поневоле возникает вопрос: неужели в человече­ских силах возвести подобное? Строительные технологии древ­них египтян изучают уже поколения ученых, но многие ответы по-прежнему ускользают от понимания.

На данный момент в Египте насчитывается около 138 пирамид. Некоторые из них разрушены, их остатки сложно даже заме­тить невооруженным глазом. Другие возвышаются так же величе­ственно, как они делали это тысячи лет назад. Великие пирамиды Гизы до сих пор входят в список самых больших сооружений, ког­да-либо построенных человечеством. Какими же технологиями об­ладали древние египтяне, что смогли создать подобное?

Ступенчатая пирамида Джосера - первая в мире
Ступенчатая пирамида Джосера - первая в мире

Прорыв Имхотепа

В религии древних египтян огромное место занимал культ мерт­вых. Посмертное существование было во многом важнее, чем земная жизнь. А то, как сложится путь души усопшего в мире богов, зависело от того, было ли погребено тело в соответствии со всеми правилами. Разумеется, фараоны, правившие людьми, рассчитывали и в посмертии сохранить за собой власть и могущество. А потому о своем погре­бении начинали заботиться задолго до смерти. Строительство гробни­цы для правителя начиналось сразу же, едва он вступал на трон.
Первые древнеегипетские гробницы назывались мастабами и пред­ставляли собой довольно примитивные трапециевидные постройки из кирпича-сырца. Конечно, на их постройку тоже уходило немало сил, но современного человека они вряд ли могут сильно впечатлить.
Переворот в египетском строительстве произвел человек по име­ни Имхотеп, служивший фараону Джосеру в XXVII веке до нашей эры. Около 2650-2645 годов он закон­чил строительство пирамиды для своего господина, которое продолжалось более 20 лет. И это было сооружение, которо­го прежде не видел мир.
Имхотеп решил строить не из кирпи­ча, а из тесаного камня. К этому времени египтяне уже научились делать бронзовые инструменты, при помощи которых мож­но было эффективно обрабатывать мяг­кий песчаник и известняк. Нужно было лишь поставить это дело на поток. Переход на камень сам по себе был амбици­озным шагом, так что совершать другие перевороты архитектор фараона Джосера поначалу не планировал. Он хотел по­строить вполне традиционную мастабу, просто самую большую. Од­нако затем ему пришла в голову идея — а что, если на плоскую крышу поставить еще одну мастабу? А потом еще и еще? В результате получил­ся объект, потрясший современников Имхотепа и обессмертивший его имя. Ступенчатая пирамида Джосера состоит из шести ярусов. Конечно, сейчас она выглядит далеко не так впечатляюще, как Великие пирами­ды Гизы. Однако попытайтесь представить себе эмоции людей, которые никогда не видели ничего подобного. На глазах которых был воздвигнут уникальный монумент, который, казалось, едва ли под силу построить обычным людям. Имхотеп пережил Джосера и принял участие в строи­тельстве еще некоторых древнеегипетских памятников. Свои знания он постоянно приумножал и развивал. Часть ученых, например, полагает, что первые в мире колонны, вытесанные из камня, тоже были изобре­тены Имхотепом. После смерти египтяне обожествили великого архи­тектора и стали считать его сыном бога Птаха. Его считали выдающимся философом, поэтом и даже медиком. Одним словом, далеко не каждый фараон удостоился такого посмертного почитания, как строитель пер­вой пирамиды!

Архитектор Имхотеп в образе божества
Архитектор Имхотеп в образе божества

Состязание архитекторов

Разумеется, идеи Имхотепа возникли не на пустом месте. Сме­нилось множество фараонов и поколений строителей, прежде чем египтяне нашли правильные пропорции и технологии строительства мастаб. Лишь опираясь на этот опыт, Имхотеп смог шагнуть дальше.
Безусловным его достижением и настоящим прорывом стала пра­вильная организация работ. Добыча, обработка и доставка камня тре­бовали слаженных усилий тысяч людей. По некоторым оценкам, пи­рамиду Джосера строили около 10 тысяч человек. Плюс еще несколько тысяч (в основном женщин) выполняли функции обслуживающего персонала — готовили еду, стирали одежду и так далее. Их усилия нужно было согласовать и направить. Имхотеп сделал это, разделив рабочих на бригады по 20 человек и организовав вертикальную систему руко­водства. Перед каждой бригадой ставилась строго определенная, кон­кретная задача. Ее выполнение контролировал надсмотрщик, под ко­торым находилось несколько бригад. Он отчитывался надсмотрщику, стоявшему выше, и так далее... Именно системный подход, а не беско­нечное количество рабов, запугивание или избиение рабочих дали Им­хотепу возможность воплотить свой замысел.
Естественно, каждый из следующих египетских архитекторов желал сравниться с легендарным Имхотепом. Поэтому в стране стали появ­ляться все новые и новые пирамиды. Каждый зодчий стремился постро­ить для своего фараона как можно более необычную гробницу, выде­лявшуюся среди остальных. По мере развития технологий, на смену ступенчатым пришли пирамиды с гладкими сторонами. Они станови­лись все величественнее и лучше. Правда, не обходилось на этом пути и без курьезов. Неизменно поражает своим нелепым видом каждого зри­теля так называемая Ломаная пирамида, расположенная на западном берегу Нила в некрополе Дахшур, неподалеку от Каира. Она была по­строена для фараона Снофру, правившего примерно в 2613-2589 годах до нашей эры. Почему строители внезапно изменили план, сломав стро­гий геометрический силуэт, — неясно.
Существует две версии. Первая — что фараон умер внезапно и гроб­ницу пришлось достраивать в спешном порядке. Вторая — что архи­текторы учли негативный опыт пирамиды в Медуме, построенной для отца Снофру — фараона Хуни. Из-за слишком крутого наклона стен обвалилась облицовка. Вот и решили подстраховаться. В любом слу­чае все технологии строительства пирамид находились методом проб и ошибок. Это хорошо видно, если изучать все памятники Древнего Египта в целом — хорошо заметно, как найденные удачные решения переходят от эпохи к эпохе и творчески развиваются последователями. Если же воспринимать Великие пирамиды Гизы как нечто, внезапно возникшее посреди голой пустыни, то нетрудно и впрямь поверить, что дело не обошлось без таинственных атлантов или инопланетян.

Свидетельство «отца истории»

И все же как их строили? Одно из немногих древних описаний, дошедших до нас, принадлежит перу «отца истории» Геродота. Око­ло 450 года до нашей эры он посетил Египет, описал пирамиды и под­робно записал рассказы об их возведении. По его мнению, в строи­тельстве гигантской пирамиды Хуфу (Хеопса) было задействовано не менее 100 тысяч человек: «Одни были обязаны перетаскивать к Нилу огромные глыбы камней из каменоломен в Аравийских горах (через реку камни перевозили на кораблях), а другим было приказано та­щить их дальше до так называемых Ливийских гор. Сто тысяч людей выполняло эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Де­сять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой та­щили эти каменные глыбы, — работа, по-моему, едва ли не столь же огромная, как и постройка самой пирамиды». Проблема с описани­ями Геродота состоит в том, что к V веку до нашей эры пирамиды в Египте давно уже не строили, так что те, кто рассказывал ему все это, не имели достоверных сведений. Кроме того, Геродот не знал египет­ского языка и общался через переводчика, так что значительная часть информации могла потеряться или быть неправильно понятой.
Все вопросы делятся на три большие группы. Первая связана с до­бычей и обработкой каменных блоков. Вторая - с их транспортировкой. И тре­тья — с подъемом и укладыванием их соб­ственно на месте строительства. С пер­выми вопросами все более-менее ясно. Учеными давно обнаружено множество каменоломен, где добывался камень. Многократно доказано, что бронзовыми и медными инструментами можно впол­не эффективно обрабатывать как извест­няк, так и гранит. В наше время любой желающий может своими глазами посмо­треть в Интернете разнообразные видео, снятые энтузиастами, о том, как просверлить гранитный блок медной трубой или распилить каменную глыбу бронзовой пилой с использованием абразива (песка).

До наших дней сохранилось всего несколько пирамидионов. Один из них хранится в Лувре
До наших дней сохранилось всего несколько пирамидионов. Один из них хранится в Лувре

Дорога для камней

Транспортировка вызывает куда больше вопросов. С одной сто­роны, большинство блоков весит в пределах 2,5 тонны, что делает их перемещение относительно несложным. С другой стороны, суще­ствуют гигантские гранитные обелиски и блоки весом по несколь­ко десятков тонн. По всей видимости, их передвигали на полозьях, поливая песок для лучшего скольжения. Это подтверждается сохра­нившимися текстами и изображениями. Везде, где было возможно, египтяне использовали водные пути. Сохранился папирус времен строительства пирамиды Хеопса, в котором описывается, как брига­ да из 40 рабочих под руководством человека по имени Мерер пере­возит блоки вниз по Нилу. Один рейс занимал у них около пяти дней, а за сезон (пять месяцев) они перевозили порядка тысячи камней.
Изрядно занимает ученых и описанная Геродотом дорога для пе­ремещения глыб. Многие считают, что речь идет о специальной кон­струкции из деревянных помостов в виде четверти круга. По ней ка­мень скользит даже при приложении сравнительно небольших усилий. Правда, для постройки такой конструкции большого размера потребо­валось бы огромное количество леса, что вызывает сомнения в ее до­стоверности. Так или иначе транспортировка гигантских камней древними египтянами ничуть не более необычна, чем труд русских крепостных крестьян, поднявших в XVIII веке из болота гранитный Гром-камень весом порядка 2 тысяч тонн, привезших его в центр Санкт-Петербурга и придавших ему изящную художественную фор­му при помощи молотка и зубила.
Укладка блоков в процессе строительства также не составляла для египтян, отлично знавших математику, особых проблем. В 1997 году команда американских археологов в порядке эксперимента за три не­дели построила мини-пирамиду высотой больше шести метров, ис­пользовав при этом 186 блоков, каждый весом около двух тонн. Ко­нечно, египетские пирамиды были выше. Но и строили их дольше.
Самой сложной и ответственной операцией была облицовка внешней поверхности полированным камнем (делалось это сверху вниз), а также установка на верхушку пирамиды позолоченного «вен­ца» — пирамидиона. Готовые пирамиды в пору расцвета Древнего Египта выглядели значительно величественнее, чем сейчас. Полиро­ванная поверхность отражала солнечные лучи, сияющий пирамидион слепил глаза. Все это не позволяло усомниться в божественности погребенного в таком великолепном сооружении человека.

Социальная программа Хеопса

Вопреки распространенному до сих пор представлению, пирамиды строили отнюдь не полчища рабов, которых загоняли кнутами злобные надсмотрщики. До нас дошло достаточное количество хозяйственных документов, чтобы утверждать — профессия строителя пирамид была в Египте довольно престижной и отлично оплачивалась. Платили, разу­меется, не деньгами, а содержанием. Каждый строитель получал жилье, питание во время работы и право ловить рыбу в Ниле в выходные. Ра­бота, конечно, была тяжелой и опасной. Зато позволяла надежно обе­спечить семью.
В какой-то степени строительство пирамид выполняло функцию социальной программы Древнего Египта. Огромное количество лю­дей было занято трудом на благо государства (точнее, правителя, но эти понятия практически не разделялись), взамен получая уверен­ность в завтрашнем дне. Учитывая религиозное сознание людей того времени, большинство это вполне устраивало. Проблема состояла в том, что строительство пирамид не приносило никакой прибыли, но зато требовало колоссальных ресурсов. Чтобы обеспечить свое по­смертное величие, при жизни фараоны были вынуждены вести бес­конечные завоевательные войны и устраивать набеги на соседей.
Апогея «пирамидная лихорадка» достигла при Хуфу (Хеопсе), для которого построили самую большую в истории пирамиду, до сих пор потрясающую своими масштабами. Для реализации своих амбиций фараону пришлось буквально выжать из страны все соки. Были ли египетские архитекторы способны построить нечто еще более мас­штабное? Вероятно, да. Но, очевидно, к этому времени египтяне уже сами несколько устали от пирамид. Они попросту вышли из моды.
Однако фараоны следующих династий прилагали ничуть не меньше усилий, чтобы увековечить память о себе. В величественные храмы Лук­сора и Карнака вложено гораздо больше труда и художественного вкуса, чем в любую из пирамид. И загадок они таят не меньше. Но символом древнеегипетской цивилизации все же навсегда остались пирамидаль­ные гробницы, построенные в середине III тысячелетия до нашей эры.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)