Найти в Дзене
Black Caviar Games

Чем занимается нарративный дизайнер

Нарративных дизайнеров нередко путают с геймдизайнерами и часто - со сценаристами. Это неудивительно, ведь у них есть общее с обеими геймдев-специальностями. И все же нардиз - отдельная профессия. Индустрия и все неравнодушные к разработке игр понимают это все лучше.

Давайте разберемся, что входит в задачи этого специалиста, что нужно знать и уметь, где и как освоить непростое ремесло.

Функции

Придумать игровой сеттинг, написать его историю, создать персонажей - задачи не для нарративного дизайнера, а для сценариста. Конечно, нардиз может этим заниматься, но в таком случае он выполняет непрофильные функции. В некоторых студиях две должности соединены в одной. Ничего страшного в этом нет, но их функционалы стоит разделять.

Что такое нарративный дизайн? Почему его стоит отделять от сценаристики? Нам кажется удачным определение Марии Кочаковой, основателя школы “Нарраторика”: “нарративный дизайн - это целенаправленные действия разработчиков по созданию истории в игре”. Далее Мария подчеркивает, что “нарративный дизайн - про форму, про то как”. Про то, как игрок будет воспринимать контент, созданный сценаристами, какой нарратив сложится в его голове по мере прохождения игры.

Собственно выстраиванием нарратива и занимается этот специалист. Как именно?

1) проектирует опыт игрока: нардиз думает, какими средствами рассказать игроку историю - показать катсцену, подбросить квест, определенным образом выстроить окружение. Или включить важную информацию в диалог с NPC? Средств и способов много, и здесь нарративный дизайнер похож на режиссера. Из десятков вариантов того, как показать событие или донести информацию, ему нужно выбрать один-два. Похоже на кино, но игрок гораздо свободнее зрителя. Он не просто смотрит, но действует.

Основные средства нарративного дизайнера - невербальные. Он не должен заваливать пользователя одними диалогами и описаниями, а учиться использовать звук, визуал и игровые механики. В отличие от сценариста, ему приходится отчасти быть геймдизайнером. Понимать, как раскрывается нарратив в играх определенных жанров; выдерживать темпоритм повествования, учитывать особенности целевой аудитории, графическую концепцию проекта и т.д.

2) устраняет лудонарративный диссонанс (конфликт между сюжетом и геймплеем): нарративный дизайнер следит за тем, чтобы игровой процесс и история не вступали в противоречие. Например, наш герой благороден и справедлив, но может убить нескольких мирных жителей без каких-либо последствий. Скажем, репутационных: NPC относятся к нему все также, а силы правопорядка не преследуют. Или поведенческих: он продолжает рассказывать всем об идеалах добра и справедливости, не мучаясь угрызениями совести. Задача нардиза - “отлавливать” такие противоречия. Если они дойдут до релиза, это может сильно испортить опыт игрокам.

3) взаимодействует со сценаристом, геймдизайнером и другими специалистами: нарративный дизайнер тесно сотрудничает со сценаристом. Именно его наработки он должен воплотить в игровой опыт. Кроме того - работает с геймдизайнером: нужно понимать, как будет функционировать та или иная фича в контексте нарратива; можно ли внедрить новую, будет ли она правильно работать и не помешает ли.

Знания и навыки

Возможно, нардиз не обязан владеть навыками сценариста в совершенстве, но на базовом уровне - точно. Редактура; умение писать внутриигровые тексты (лор, описания, диалоги), создавать сюжет, драматургию и персонажей - все это пригодится. Нарративный дизайнер должен разбираться в играх, знать основы геймдизайна, уметь работать с документацией, понимать специфику труда коллег. Необходимо знание психологии, поскольку задача этого специалиста - вызвать определенную эмоцию или чувство. Он работает с восприятием игроков.

С мягкими скиллами все также, как и у большинства геймдев-специалистов - нужны навыки командной работы, коммуникабельность, стрессоустойчивость и т.д. Понадобятся креативность и гибкость: нарративный дизайнер должен находить решения, средства и варианты, при необходимости - отказываться от них или заменять другими.

Где учиться

Курсов не так много, но становится больше - это продукты уже упомянутой “Нарраторики” (“Нарративный дизайн”, “Unity для нарративных дизайнеров”), НИУ ВШЭ (“Основы нарративного дизайна в играх”) и Skillbox (“Профессия Нарративный дизайнер”). Книг на русском пока нет, но достаточно на английском. Есть хорошая литература по смежным дисциплинам, из которой будущий или действующий дизайнер извлечет немало полезного: “Психология в кино: Создание героев и историй” Татьяны Салахиевой-Талал, “Тысячеликий герой” Джозефа Кэмпбелла и другие.

Конечно, нардизу очень нужна насмотренность (можно написать “наигранность”, но это не совсем то). Вы должны иметь большой геймерский опыт и постоянно расширять его, тренируя профессиональную оптику. Смотрите фильмы и сериалы - кино один из ближайших к играм медиумов. Подмечайте “фишки” в работе операторов и звукорежиссеров. Обращайте внимание на то, как они “ведут” зрителя - на чем акцентируют его внимание, как расставляют акценты.

Вместо итога:

Надеемся, благодаря нашему материалу вы поняли, чем именно занимается нарративный дизайнер, и почему он и сценарист - не одно и то же. Это одна из интереснейших и сложнейших профессий в индустрии, которая ждет своих героев! Может, вы один из них?