Пока чиновники уральских регионов раздумывают над дилеммой, а не ввести ли им дополнительные коронавирусные меры в виде требования предъявления QR-кодов для проезда на общественном транспорте, Челябинск рискует вообще потерять транспортную отрасль как вид. Всё дело в том, что в местной мэрии годами не могут найти решение и время для приёмки государственного имущества или заключения договоров аренды на его эксплуатацию.
«Общественный городской транспорт» (ОГТ) с 2019 года пользовался новыми автобусами, купленными за счёт федерального и регионального бюджетов, не платя за это ни рубля. Потери муниципального бюджета в Контрольно-счётной палате области оценивают в сотни миллионов. Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Челябинска (КУИЗО) пытался действовать «по старой схеме»: суды соглашались взыскивать арендные платежи по давно завершившимся контрактам, а чиновники давили на то, что технику продолжали эксплуатировать. В 2021 году схема не сработала: ОГТ неоднократно писала письма и требовала принять технику на баланс, либо перезаключить с ней контракты, но чиновники проигнорировали приёмку, что будет стоить бюджету нескольких миллионов.
Бесхозные автобусы
Между тем, в сложившейся ситуации у подчинённых губернатора рискуют возникнуть куда более серьёзные проблемы. Отсутствие договоров аренды на эксплуатируемую на городских маршрутах технику может стоить «Общественному городскому транспорту» лицензии на осуществление пассажирских перевозок.
Для такого убыточного предприятия как городской транспорт даже кратковременная остановка работы обернётся как транспортным коллапсом, так и «полным крахом».
Сейчас КУИЗО в рамках более чем десятка исков требует с ООО «Общественный городской транспорт» около 50 миллионов рублей за аренду автобусов, которые обслуживают пассажиров столицы Южного Урала. Взыскания связаны с долгами госкомпании, накопленными, по мнению чиновников, с лета 2019 года по настоящее время.
Чиновники настаивают на выплате почти трёх миллионов рублей за аренду автобусов с марта по декабрь 2020 года. В 2019 году были куплены пять автобусов ЛиАЗ за бюджетный счет – их сразу же передали компании, которая должна была отвечать за реформу городского транспорта.
Контракт между сторонами действовал всего месяц – в ноябре 2019 года. Согласно документу, после окончания срока действия договора арендатор не имеет преимущественного права на перезаключение его на новый срок. ОГТ обратилось в Арбитражный суд, чтобы разобраться в ситуации. Представители организации в суде заявили, что трижды назначали дату, время и место приёмки техники, но специалисты КУИЗО так ни разу и не явились на встречу. В компании говорили не только о готовности вернуть имущество, но и просили рассмотреть возможность заключить договор аренды на новый срок, либо продлить срок действия ранее заключённого контракта.
«ООО «Общественный городской транспорт» обратилось с письмом к комитету с требованием рассмотреть возможность предоставления автотранспортных средств на законных основаниях с целью недопущения риска прекращения исполнения компанией действующих муниципальных контрактов по причине возможного отзыва лицензии», – говорится в материалах Арбитражного суда Челябинской области.
В итоге никакой реакции от КУИЗО не последовало, хотя отсутствие договора аренды на транспорт, который используется на маршрутах, станет прямым основанием для отзыва лицензии на пассажирские перевозки со стороны Ространснадзора.
Рассмотрев материалы дела, арбитраж пришел к выводу, что ОГТ не обязано платить за аренду техники, потому как компания неоднократно требовала с чиновников принять автобусы и оформить необходимую документацию. Сейчас КУИЗО пытается оспорить решение, поскольку ранее суды становились на их сторону при взыскании долгов по недействующим договорам.
Перекладывание проблем с одной головы чиновников на другую не нова. Что будет с предприятием, предоставляющим услуги перевозок в Челябинске – пока вопрос, пожалуй, риторический.