Однажды я слушал альбом Жёлтые Лилии исполнителя Metox. Зацепила меня необъяснимо на нём песня Деревянный Дом. Больше, чем другие. Необъяснимо же я хотел её послушать раз за разом. Попытался разобраться почему?
Мегабит? - нет.
Какая-то дичайшая читка? - нет.
Рифмы? - хорошие, но точно не такие, что бежишь рассказывать всем вокруг.
Тема - вообще максимально далека, как человек, никогда с подобным не связавшийся.
Но историю это было невероятно интересно слушать, всё моё внимание прилипло к истории, чувствовал невероятный кайф.
И тут я понял, что как-то очень легко заходит мотивчик. Как будто ручьем льется? А почему? Что-то есть похожее. Может быстро, "вышел-месяц-из-тумана-вынул-ножик-из-кармана"? Или что-то такое же. Ну да, точно, считалочка! Инсайт. Озарение. Кайф. Браво. Ещё раз 5, уже учитывая это, послушал.
Потом стал вспоминать - в каких ещё песнях такое есть?
Сразу вспомнил Кровосток - Цветы в Вазе. Там Шило переходит на этакую ленивую прибауточку в нескольких местах песни, например, "отопью напиточек, это время пыточек".
У группы IC3PEAK в песне мкАД (МКАД и микроад, до сих пор проигрываю с этого названия) Настя тоже поет куплеты под разгоняющийся бвстрый минус, словно играет с девчонками в какие-то быстрые хитрые ладушки.
Так вот. Такие крючки, которые кидают в наш детский опыт, в понятный культурный код, в воспоминания, сидящие куда глубже, чем просто осознанность, очень хорошо нас цепляют. Поэтому вещи с таким приёмом нам созвучны и как-то интуитивно ближе. Часто мы начинаем к такому тяготеть. Плюс, что немаловажно - это дополнительно работает и на осознанном уровне: на ярком контрасте детского доброго мотивчика и взрослых, порой жестоких тем.
Плюс, я знаю как минимум одну англоязычную песню, которая строится похожим образом. Это одна из визитных карточек группы TV on the Radio - песня Wolf Like Me.
Для нас, русскодумающих, это очень классная эмоциональная индятина про едининие людей, дружбу, родство. Даже про роднящую инаковость с остальными. С сочными мчащими вперед на всю гитарами, и после в медленном покачивании этих же, уже спокойных гитар, и вновь - бешено быстрых. С сочетанием воплей и госпела. Но мало кто знает, что за основу формы текста вокалист Тунде Адебимпе взял считалочку Say Say My Playmate. Вот, как она начинается:
Say, say, my playmate
Come out and play with me
And bring your dollies 3
Climb up my apple tree
Взяв это, как отправную точку, он спрашивает своего (гипотетического) друга и нас с вами о том, что волнует его:
Say, say, my playmate
Won't you lay hands on me?
Mirror my malady?
Transfer my tragedy?
Так что для тех, кто играл в такую считалочку, конечно же граней у песни +1. Такие дела.
А вы можете вспомнить примеры таких песен?