5 декабря 1861 года в Москве родился Константин Коровин, живописец, театральный художник и педагог. Его называли первым русским импрессионистом, его творчество потрясало современников: одних шокировала небрежность и аляповатость мазков, другие видели новаторство колориста. Первые назвали произведения Константина Коровина «декадентством и мазней», вторые, разглядели гениальность. Он писал поразительные портреты, пейзажи-настроения и натюрморты, создавал театральные декорации, ставшие новаторскими не только в русском, но и в мировом искусстве.
В честь 160-й годовщины со дня рождения художника журнал Точка ART представляет обзор его замечательных женских портретов.
К.А. Коровин «Автопортрет», 1938
«Моей главной, единственно непрерывно преследуемой целью в искусстве своей живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя, очарование красками и формами. Никогда никому никакого поучения, никакой тенденции» (Коровин К.А.)
К.А. Коровин «В лодке», 1888
Летом 1888 года Коровин гостил у Поленовых в Жуковке на Клязьме. Здесь он сделал множество натурных этюдов и эскизов к будущей картине «В лодке», находящейся в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Позировали ему Василий Поленов и художница Мария Якунчикова. Картина написана таким образом, что именно эти два персонажа и приковывают взгляд зрителей, в то время как фон выполнен так, чтобы не отвлекать зрителя от того, что происходит в лодке: листва скрывает задний план, лодка изображена фрагментарно, манера широких мазков не располагает к изучению деталей.
Поэтическое погружение человека в мир природы – тема, характерная для раннего русского импрессионизма.
К.А. Коровин «Портрет артистки Т. С. Любатович», 1880-е
Героиня полотна, которое можно увидеть в Государственном Русском музее, – Татьяна Спиридоновна Любатович (1859–1932) – известная русская певица рубежа XIX–XX веков, ведущая певица Русской Частной оперы в Москве, созданной Саввой Мамонтовым. На сцене Частной оперы в ее исполнении звучали партии Кармен, Далилы, Леля. Любатович изображена сидящей у открытого окна, за которым виднеется буйная зелень сада. Здесь, как и в картине «В лодке», обыграна тема человеческого бытия, органично встроенного в мир природы.
К.А. Коровин «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889
Картина «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» – одна из лучших в творческом наследии художника. Именно с ней Коровин дебютировал на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. Впоследствии эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
По всей вероятности, работа была начата в Испании в 1888 году и заканчивалась в Москве в 1889-м. Приехав в Испанию, Коровин захотел передать испанскую жизнь и людей без привычных романтических аксессуаров, и воплотил свою задумку. Девушки на его картине запечатлены в самом что ни на есть будничном антураже. Ампара - в черной длинной мантилье с капюшоном, Леонора – в узком корсаже и широкой черной юбке, увлечены событием, происходящим на улице, за которым они наблюдают из комнаты через окно.
По окончании работы художник подарил девушкам шелковые китайские платки в узорах с длинной бахромой.
К.А. Коровин «Портрет З.Н. Перцевой», 1921
Из воспоминаний Михаила Нестерова: «Костя был тип художника, неотразимо действующего на воображение, он «влюблял», в себя направо и налево, никогда не оставляя места для долгой обиды, как бы ни было неожиданно им содеянное. Все его «качества» покрывались его особым, дивным талантом живописца. Легко и жизнерадостно проходил Костя школьный, а потом и житейский путь свой. Везло Косте, и он, беззаботно порхая, срывал «цветы удовольствия». То его увозило аристократическое семейство куда-нибудь в старую усадьбу на Волгу, в глушь, и там он пленял всех, от чопорных старух до «тургеневских» дворянских девушек, рассказывая, ноя и умирая, про какую-то несчастную судьбу свою; то писал великолепные этюды и говорил так красиво, увлекательно об искусстве; то летними сумерками катался с барышнями на лодке и так прекрасно, с таким чувством пел... Так проходили счастливые дни Кости, дни «юного бога».
К.А. Коровин «Портрет хористки», 1887
Еще один шедевр художника из коллекции Третьяковской галереи – «Портрет хористки» –не только стал новым словом в русской живописи, но и обозначил принципиально новый этап в отечественном искусстве. В этой работе Коровин экспериментирует в поисках импрессионистических живописных приемов. Ее отличает этюдность, легкость и свежесть письма, фрагментарность изображения указывают на пленэрный характер живописи. В то время как психологическая характеристика безвестной провинциальной хористки не увлекает художника, заметившего, что «модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая». Черты ее лица увидены скорее, как цветовые пятна в общем строе этюда.
Картина «Портрет хористки» в свое время вызвала шумиху: на фоне реалистичных полотен, призванных отражать реальность и даже во многом воспитывать, нестандартный портрет девушки казался чем-то диким. Некрасивая модель в какой-то непонятной для позирующей девушки расслабленной позе, широкие свободные мазки и нетипичное сочетание цветов. Все это возмутило коллег по цеху, и картину даже сняли с выставки, организованной Московским обществом любителей художеств. Учитель Коровина Поленов пытался отговорить ученика выставлять эту работу, так как общество не было готово принять слишком новаторские идеи. Но Коровин все же рискнул выставить картину и даже гордился тем, что стал одним из первых представителей непонятного русскому зрителю искусства.
К.А. Коровин «Бумажные фонари», 1898
Одно из самых известных полотен художника до сих пор восхищает ценителей искусства поразительной световоздушной средой. Мягкие едва заметные сумерки начинают спускаться и мягко обволакивают фигуру девушки, зажигающей разноцветные фонари и, возможно, наслаждающейся прекрасным моментом. Яркая раскраска бумажных фонарей, в сочетании с сочным цветом кофты, на фоне тёмной зелени образует контрастные красочные сочетания — новые черты, которые не были свойственны более ранним картинам художника. Возможно, это изменение стиля было связано с театральными работами художника, которыми он занимался в этот период.
Идиллия, изображенная Коровиным на картине, была прямо противоположной реалиям настоящей жизни. Анна Яковлевна Фидлер, так звали девушку, была певицей в опере Саввы Мамонтова. Именно там ее увидел Коровин и влюбился с первого взгляда. Через год после написания картины Анна стала женой художника. Полюбив его не как гения, а как мужчину, она почти не обращала внимания на его творчество, которое до конца жизни так и не смогла оценить. В 1910 году Коровин писал: «...Она подрывает всю нравственную основу человека. Все ложь, обман, насилие, приставание, прочие свойства... Усталость позы, лень, невнимание и презрение даже к делу,- во всем, чем я занят». Невнимание к его творчеству угнетало художника, со временем первая влюбленность сменилось чуть ли не отвращением.
К.А. Коровин «Портрет Надежды Ивановны Комаровской», 1898
Он был необыкновенно харизматичен и обаятелен, он страстно любил жизнь и женщин. Встреча Коровина и Надежды Комаровской состоялась, когда художнику было уже за сорок, а начинающей актрисе семнадцать. Очарованный девушкой, Константин Алексеевич захотел написать ее портрет, и когда картина была закончена, их взаимоотношения носили уже определенный характер. Надежда Яковлевна стала гражданской женой Коровина, несмотря на то, что официально художник был женат.
В творчестве Коровина жанр портрета не был основным, писал он преимущественно тех людей, которые многое значили в его жизни. И Надежда Комаровская, несомненно, была таким человеком.
К.А. Коровин «Портрет артиста Ф.И. Шаляпина», 1911
Несмотря на то, что наша подборка состоит из женских портретов, закончить мы ее хотим портретом Федора Ивановича Шаляпина. Этот портрет – один из самых вдохновенных, созданных Коровиным-импрессионистом в пору его творческого расцвета.
Коровин и Шаляпин в жизни были друзьями. В искусстве — соратниками. Портрет написан на французском курорте Виши, где оба они лечились и обдумывали совместную постановку оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского, осуществленную в конце 1911 года на сцене Большого театра в Москве. Зная достоинства и недостатки друга, художник выявил главное в его характере, то, что влекло к актеру современников — благородство, сквозящую во всем облике природную одаренность, открытость миру и широту души.
#константин коровин #живопись #импрессионизм #русский музей #третьяковская галерея