Полгода назад в нашей группе ВК я опубликовал небольшой пост об офицере спецназа ЦРУ (MACV-SOG) Боба Грэма, использовавшего во Вьетнаме охотничий лук с силой натяжения в 25 кг:
Однако начав рыть больше информации на форуме ветеранов спецназа вьетнамской войны, я открыл для себя 2 новости - хорошую и плохую:
Плохая - Боб с детства увлекался стрельбой из лука и использование его, в купе с широкоголовыми стрелами, в качестве малошумного оружия ближнего боя было исключительно его инициативой и фишкой, а не какой-то тактикой спецназа ЦРУ.
Хорошая - Абсолютно иная группа спецназа США в том же Вьетнаме отличилась широким применением арбалетов, доведя концепцию до тактического уровня. В последствии их действия получили название "арбалетная война". Но обо всём по порядку.
В конце 1950-х Пентагон обратил внимание на вялотекущую гражданскую войну во Вьетнаме, где поддерживаемые СССР и Маоистским Китаем войска Хо Ши Мина постепенно завоёвывали власть в стране. Ну а т.к. в 60-е была популярна геополитическая теория "домино" (предполагавшая, что после победы в революции сил "красных" тоже самое начнёт происходить в соседних странах и по цепочке охватит весь мир), ЦРУ приступило к разворачиванию в стране "мер непрямого воздействия".
К 1961 году ЦРУ удалось проникнуть в политические, военные, гражданские и даже религиозные сферы жизни Южного Вьетнама, однако наиболее важным оказалось установление тесных контактов с горными племенами монтаньяров - коренными жителями индокитайского нагорья, ведущих аскетичный образ жизни. Именно они в том же 61-ом станут главной опорой в программе ЦРУ по созданию гибридных вооружённых сил, в будущем превратившиеся в CIDG - этакое разношёрстное ополчение.
На земле подготовкой и слаживанием первых подразделений занимался отряд А-113 из 1-го парашютно-десантного полка специального назначения (Зелёные Береты), ранее выполнявший аналогичные задачи в Лаосе. В последствии за пару лет кол-во групп внедрённого спецназа США возрастёт до 24-х, каждая из которых "вело" до 10 гибридных боевых групп. Каждая такая в среднем складывалась из 10 местных аборигенов и 1-3 американских господ.
Т.к. снабжением группировок также занималось ЦРУ, пытавшаяся замаскировать следы американского присутствия, на вооружение поступало всё, что было доступно тогда на чёрном рынке: в массе своей это пистолеты-пулемёты из послевоенной Европы - шведский Карл-Густав M/45, британский Sten и немецкий MP-40, а также американские ПП Thompson калибра .45 ACP и карабины М2 калибра .30 Winchester.
В свою очередь американцы часто были вооружены экспериментальными укороченными винтовками AR-15 от ArmaLite (М-16 в будущем):
Однако даже несмотря на такую разношёрстную номенклатуру оружейных систем и калибров, проблем с вооружённостью подразделений никогда не было, ведь абсолютно каждый монтаньяр имел при себе арбалет.
Да, на протяжении веков арбалет был главным охотничьим оружием горных племён и стал такой же неотъемлемой частью жизни монтаньяр как для нас розетки в квартирах. Причем использование арбалетов в боевых действиях началось ещё во времена первой индокитайской войны и примечательно, что тогда монтаньяры воевали на стороне французских колонизаторов:
На начальном этапе противостояния "кочующие арбалеты" из небольших групп охотников (которые, разумеется, охотились исключительно на маршрутах у тропы Хо Ши Мина), стали отличным диверсионно-разведывательным активом, способным собирать информацию о перемещении противника и без шума обезвреживать небольшие группы вьетконга. Также арбалетчики отлично провоцировали ответный огонь, вскрывая позиции противника, в тылы которых быстро залетали ударные группы спецназа, шедшие позади.
Однако с насыщением вьетконга большим кол-вом огнестрельного оружия из СССР и КНР, арбалеты из разряда оружия перекочевали в разряд громоздких амулетов. Даже в начале 70-х, когда регион уже был заполнен огромным объемом огнестрельного оружия, монтаньяры в составе вооруженных сил юга отличались тем, что таскали с собой эти арбалеты вместе с М-16. Вскоре это дошло до того, что американские военнослужащие стали массово находить их на полях сражения и потом продавать на аукционах у себя на родине: