Поговорим сегодня про текст, опубликованный в сборнике «Агрессия. Рассекреченные документы службы внешней разведки Российской Федерации. 1939-1941».
Называется текст:
«Справка 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР. Заместитель Гитлера по партии НСДАП - Гесс» от 10 декабря 1940 года.
Справка небольшая по объёму, поэтому помещаю её здесь целиком:
Уже через несколько месяцев Гесс совершит свой полёт в Англию. О причинах этого поступка спорят до сих пор.
В данном документе нам интересна оценка роли Гесса в жизни партии и политике Германии в целом. Как видим, оценка довольно низкая. Современные же исследователи (Пикнетт Линн, Питер Пэдфилд и другие) склоняются к мнению, что Гесс был фактически серым кардиналом Третьего рейха.
Так именно ему приписывают авторство глав книги Гитлера «Моя борьба», посвящённых вопросам геополитики. Став секретарём будущего фюрера, Гесс был полностью осведомлён о всех его делах и с какого-то момента стал буквально незаменимым для Гитлера сотрудником. Дальше его карьера шла в гору вместе с карьерой Гитлера.
Высказываются даже мнения о решающей роли Гесса в устранении политических противников фюрера («Ночь длинных ножей»). Понятно, что эти утверждения — предмет дискуссий, но всё же представляется ошибочным считать заместителя фюрера по партии политическим «нулём».
Да, Гесс находился всегда как бы в тени Гитлера, но нужно ли ему было выходить из этой тени? Вероятно он видел в Гитлере идеальный рупор для донесения исповедуемых им идей до широких масс. Соответственно, никакие другие «вожди» ему банально не были нужны.
Возможно Гесс «вкладывался» в Гитлера, словно в рекламную кампанию. Да и его обожание по отношению к вождю можно объяснить расчётом: благодаря такой бросающийся в глаза лояльности он всегда (до перелёта в Англию) оставался вне подозрений относительно заговоров и прочих политических дрязг.
В справке есть и другой занятный момент — упоминание личной жизни заместителя Гитлера.
На моём канале есть пост с критикой публикации писательницы Елены Съяновой, которая на основании виденного только ею одной письма, заявляла о страсти к Гессу руководителя штурмовиков Рёма:
Елена Съянова. "Историк" о любви нацистов
От тех своих слов я не отказываюсь, поскольку письмо так и не было представлено широкой общественности.
Но всё же эта справка заставляет задуматься: понятно, что она была составлена на основе слухов, но важно её предназначение — секретный документ не для пропаганды. Тема «скандального» прошлого Гесса интересна даже не невольно возникающими вопросами о его личном отношении к Гитлеру, а тем, почему Гитлер именно его выбрал ближайшим своим помощником. Если репутация Гесса изначально была столь запятнана, Гитлер мог бы начать опасаться её влияния и на его политические успехи. В конце концов, и кроме Гесса нашлось бы много желающих пойти к нему в секретари.
Можно предположить следующее: на деле слухи ходили в настолько узких кругах, что опасности для имиджа особо не представляли.
Хотя бы поначалу. Позже Гитлер действительно «ускорил» свадьбу Гесса с его невестой для устранения подозрений (биографы Гесса этот факт признают).