Найти в Дзене

Депутатская охота (по следам Рашкина)

Фотография взята из открытых источников yandex.ru
Фотография взята из открытых источников yandex.ru

С конца октября средства массовой информации активно обсуждают новость о незаконной охоте депутат Государственной Думы Рашкина.

25 ноября Государственная Дума лишала Рашкина депутатской неприкосновенности. Следственный комитет приступил к расследованию уголовного дела.

Соратники Рашкина по компартии неоднократно заявляли о заказном характер уголовного дела в отношении Рашкина:

https://ria.ru/20211122/rashkin-1760219783.html

https://www.rline.tv/news/2021-11-25-kommunisty-v-moskovskoy-gorodskoy-dume-vyrazili-otnoshenie-k-delu-rashkina/

Посмотрим с позиции закона в чем обвиняется теперь уже бывший депутат.

Сразу следует сказать, что за незаконную охоту при определенных условиях (о них мы скажем ниже) предусмотрена уголовная ответственность в ст. 258 Уголовного кодекса РФ. Максимальное наказание за такое преступление может составить пять лет лишения свободы.

В отношении особо ценных видов животных и водных биоресурсов, если они занесены в Красную книгу или охраняются международными договорами Российской Федерации, ответственность может составить до ДЕВЯТИ лет лишения свободы. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 г. №978 утвержден перечень таких особо ценных животных, к которым, отнесены, например, амурский тигр, белый медведь, зубр, снежный барс, русский осетр, севрюга.

Депутат застрелил лося – животное не отнесено к разряду особо ценных и не внесено в Красную книгу России, следовательно необходимо рассматривать преступление, предусмотренное ст. 258 УК РФ «Незаконная охота».

Охота в соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 отмечено: «незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты».

Вместе с тем, не всякая незаконная охота является преступлением.

Для признания незаконной охоты преступлением должно быть в наличии одно из следующих обстоятельств:

а) причинение крупного ущерба;

б) применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Согласно примечанию к ст. 258 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий сорок тысяч рублей. Размер ущерба исчисляется исходя из такс и методик, которые утверждаются правительством Российской Федерации. Согласно таксам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.06.2019 г. №750, лось оценивается в 80 000 рублей. Таким образом незаконная охота на лося причиняет крупный ущерб и является преступлением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 258 УК РФ.

Согласно позиции Верховного Суда незаконная охота может быть совершена как умышленно, так и по неосторожности (п. 4 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21). В самом общем виде означает, что при умышленной формы вины охотник знает, что нарушает правила охоты, его охота незаконная, желает их совершить или относиться безразлично к своим действиям. При неосторожной форме вины охотник не предвидит, что охота является незаконной, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть это.

Неоднократно в средствах массовой информации отмечалось, что Рашкин является много лет охотником, то есть физическим лицом, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре и не мог не знать, что согласно закону охота осуществляется на основании разрешения.

Статья 29 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» однозначно предписывает: любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных. В разрешении на добычу охотничьих ресурсов должно быть обязательно указаны сведения об охотнике и охотничьем билет. То есть исходя из закона разрешение на охоту является именным документом и выдается каждому охотнику.

Согласно Правилам охоты (утверждены Приказом Минприроды России от 24.07.2020 Г. №477) при осуществлении охоты физические лица обязаны разрешение на добычу охотничьих ресурсов (п. 5). Правила охоты обязательны для охотников (ст. 23 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»).

Статья 21 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» установлено, что охотник обязан под роспись ознакомиться, в том числе, с правилами охоты.

Отсутствие разрешения на добычу охотничьих ресурсов (разрешения на охоту) делает охоту незаконной.

Наивно думать, что охотник с многолетним стажем не знал об этих обязательных для исполнения требований законодательства, а попытки откреститься от ответственности ссылками на то, что разрешение кем-то получено выглядят как неумелые попытки избежать уголовной ответственности.

Исходя из материалов, опубликованных в средствах массовой информации, депутат совершил преступление и никакой политической подоплеки тут нет, а есть правильная политика по охране наших объектов животного мира.