Откуда взялись эти сооружения? Правда ли, что сделали их из конструкций других, более старых мостов? Как выглядели эти постройки, и почему современники так восторгались их архитектурой? А также - как старые конструкции моста добирались до нового места? И где же сейчас искать два одинаковых моста? Об этом и не только расскажу сегодня.
Внимание: почти все фотографии в статье - это галереи. Листайте вправо, чтобы увидеть больше снимков и узнать больше интересных фактов. Многие из них будут в подписях под фото.
Мост, сделанный из моста
Начнём с интересного моста, который находится рядом с Киевским вокзалом. Конструкция соединяет Бережковскую и Ростовскую набережные. В момент открытия его именовали Киевским пешеходным. По прошествии трёх лет ему дали новое название: в честь украинского военно-политического деятеля Богдана Хмельницкого. Мост начал работать в сентябре 2001 года, то есть не так уж и давно. Тем не менее, часть его конструкций намного старше, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что для строительства нового сооружения использовали арку старого моста, который располагался неподалёку отсюда. Его возвели в 1907 году, как часть Московской окружной железной дороги. Сначала мост назвали в честь Императора Николая II. Уже в советское время он стал именоваться Краснолужским. По местности Красный луг, которая находилась около моста.
Сооружение получилось уникальным для Российской Империи. Проезжая часть находилась не сверху или снизу относительно арки, а по середине. По такой же схеме построили Андреевский мост между современными Фрунзенской и Пушкинской набережными. Он абсолютно идентичен Краснолужскому. Оба моста создавали архитектор Александр Померанцев (он отвечал за декор и внешний облик), а также инженер Лавр Проскуряков, который разработал конструкции моста.
Красота и надёжность
Оба сооружения вышли красивыми. Во-первых, специалисты отмечали цельность конструкции. Она создавала ощущение парящего над водой моста. Во-вторых, отделка устоев (боковых частей) камнем и установка на них башен с шарами визуально сделали сооружения более лёгкими. Что-то похожее уже строили в Германии в начале 1890-х годов. Речь о Высоком мосту Левенсау. Но эксперты не считают его таким органичным, как творения Померанцева и Проскурякова.
Была у Краснолужского моста ещё одна конструктивная особенность - высота. Местность часто затапливало во время половодий весной. Поэтому требовалось поднять сооружение на безопасное расстояние от воды. За основу решили взять отметку 1879 года, самого сильного наводнения к моменту постройки моста. Но даже в 1908-м конструкции без особых проблем пережили новое стихийное бедствие. Тогда вода поднялась на 1,5 метра выше, чем 29 лет назад.
Поскольку мост был железнодорожным, основную его часть занимало рельсовое полотно. Оно состояло из двух путей для составов и располагалось по центру. Сбоку разместили дорожки для пешеходов. Кстати, благодаря своей приличной высоте Краснолужский мост остался нетронутым во время реконструкции набережных Москвы-реки в 1930-х годах. Но через 20 лет ремонт делать всё-таки пришлось. Связано это было с возведением стадиона "Лужники". Однако внешний облик моста почти не изменился. Только увеличилось количество арок в боковых частях. Новые устои оформили в таком же стиле.
Братья до конца
В 1999 году Краснолужский мост решили перестроить, чтобы он стал частью будущего Третьего транспортного кольца. К счастью, от старой арочной конструкции не стали избавляться. Её перевезли по Москве-реке к площади Киевского вокзала для строительства нового пешеходного моста. Арку расположили между двумя железобетонными конструкциями. Чтобы внешний облик напоминал старый Краснолужский мост. Завершили декор стеклянными галереями голубого цвета с жёлтыми вставками.
Вообще, строители очень спешили закончить мост вовремя. Его должны были открыть в день города, 2 сентября 2001 года. Поэтому не все отделочные работы успели завершить. Те же самые устои, например, украсили камнем чуть позже. Но в целом внешне сооружение получилось интересным и симпатичным. Хотя внутри много разных конструкций, которые загромождают пространство. Например, многочисленные люстры-шары, балки, а также арочные конструкции старого моста. Подняться можно по лестнице, с помощью эскалатора и на лифте.
Но главной особенностью сооружения, конечно же, являются виды, которые с открываются с него. По бокам располагаются открытые балконы. С них можно насладиться пейзажами в сторону "Лужников" и Воробьёвых гор. А также посмотреть на Бородинский мост и Сталинскую архитектуру с другой стороны моста. Вечером, когда включается подсветка, сооружение выглядит ещё более завораживающим.
Вы, наверное, спросите, а где же второй такой мост? Его построили, чтобы соединить Пушкинскую и Фрунзенскую набережные. Он открылся на год раньше своего брата - в 2000-м. Внешний вид моста, который именуется Андреевским (многие называют его Пушкинским), очень похож на мост Богдана Хмельницкого. Различия между ними только в конструктивных особенностях и стеклянных галереях. Они немного другой формы. Поэтому арку старого моста видно лучше. Также внутри Пушкинский мост выглядит несколько иначе. Там как-то свободнее.
Вот такая #история о том, как в два старых железнодорожных моста в Москве переродились в новые, пешеходные. Но при этом практически сохранили одинаковый облик.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!