Что могут позволить себе из продуктов голландцы на Рождество
Времена, когда лосятина, кабан, рябчики, перепела и куропатки были на столах обыденностью, прошли. Народонаселение увеличилось, и всем всего не хватает. Потому что всех много, а всего мало. Так что такая, например, вещь, как утка к праздничному столу, воспринимается уже как роскошь. И в Нидерландах на прилавках продовольственных магазинов месяцев десять в году найти её просто нереально.
Дороговизна как результат маркетинга
Казалось бы, почему? Стоит дорого, да, но при общем высоком уровне жизни позволить себе такую покупку могли бы многие. И если не раз в месяц, то хотя бы раз в два месяца – точно! Но маркетологи народ ушлый: во-первых, они просчитали, что на продукты питания, уже успевшими заработать славу роскошных, спрос бывает очень неустойчивым. Во-вторых, возможно затоваривание, и как следствие – снижения качества долго хранящейся пусть даже в замороженном состоянии продукции.
А потом, утиные фермы, в отличие от птицефабрик с курами, такой высокой плодовитостью, как куры, похвастаться не могут. Да и мясо дикой перелётной утки разительно отличается по вкусу от выращенной с помощью неизбежных в таких случаях гормонов, причём разительно. Знатоки сразу распознают подмену.
Массовая продукция и «элитная» (или то, что ею считается)
С другой стороны тренд этот не только голландский. Зайдите в российский магазин с фермерской продукцией, где есть отдел, торгующий дичью. И сопоставьте стоимость той же свинины, выращенной в Мираторге, с добытым охотниками мясом вепря? Бывает, что цена выше даже не в разы, а на порядок, тысячи 2-3 за килограмм. Хотя гурманы вас убедят, что оно того стоит!
Так и в Нидерландах уточку, фазана, зайчатину или крольчатину продают только в преддверии Рождества и Нового года. То есть то, что можно условно назвать «дичью» (хотя какая там «дичь» фазан с фермы или тот же кролик, непонятно), поступает на прилавки лишь два месяца в году, в ноябре и в декабре. Вопрос: остальное время вся эта мясная экзотика бегает-прыгает, дожидаясь сурового охотника с его ружьём? Как-то не верится. Наверняка заготовка идёт круглый год, тушки замораживаются, и их настоящая «элитность» определяется только разницей даты забоя и поступления в торговую сеть. В обществах с демократическими принципами распределения с помощью торговли она минимальна по срокам с одновременно максимумом по цене. В авторитарных – так, как решит торговец, власти и маркетинг; вам могут продать тушку того же фазана, забитого и общипанного в феврале, в конце ноября, и выдать её за свежую, по принципу «Ешь, что дают!»
Что на рождественском столе у голландцев?
Всё то, что вы можете увидеть на картинах XVI-XVII века у старых голландских мастеров натюрморта, вы увидите в Рождество и на Новый год и на столах в голландских семьях. Традиция есть традиция! То есть композиции, запечатлённые в своё время художниками Питером Класом, Гарритом Вилемсом Хеда, Питером Арсеном и Франсом Снейдерсом, во всём своём великолепии, с их горами битой дичи и заморскими фруктами-овощами, возродятся в натуральном виде в голландском Рождестве и встрече Нового года. Притом обычно скуповатые и очень прагматичные голландцы в эти два месяца будут демонстрировать поистине чудеса щедрости по отношению к себе, любимым. Притом не стесняясь демонстрировать это великолепие и посторонним, и запечатлевая всё это. Не нанимая, конечно, для этого прославленных художников (хотя кто его знает? Богатые, может, и нанимают!), а снимая и выкладывая фоточки в Инстаграм, как это принято сейчас во всём мире.
Ну и правильно! Кого ещё в этом мире любить, как ни самого себя? Говорят, так в мир приходит и любовь к своему ближнему… если подходить к вопросу философски.