На страже веков
2.Каменный ребус Стоунхенджа
В отличие от египтян, греков или итальянцев, британцы не могут похвастаться древней историей. Более или менее связные знания о собственном прошлом начинаются для них только с походов Цезаря. Зато у британцев есть Стоунхендж - каменный ребус, отталкиваясь от которого можно придумать самую великую цивилизацию. И не факт, что все в этих фантазиях будет неправдой.
Стоунхендж — это мегалит, сооружение из огромных и довольно грубо обработанных каменных глыб, именуемых менгирами (вертикальные размеры у таких камней заметно превышают горизонтальные). Расставлены эти глыбы кольцом, но не равномерно и в не совсем понятном порядке. Хронологически же возведение подобных объектов характерно для неолита или бронзового века. Современные средства радиоуглеродного анализа позволяют достаточно точно указать время, когда Стоунхендж начал возводиться (3020- 2910 годы до нашей эры). В Египте в указанный период лишь начала складываться государственность, а самая древняя пирамида Джосера была возведена тремя столетиями позже Стоунхенджа.
Археология вслепую
Исследователи пытались реконструировать процесс возведения пирамид и пришли к выводу, что либо египтяне обладали некими уникальными и несоответствующими времени технологиями, либо задействовали несоразмерные важности сооружения людские ресурсы. Но примерно такой же вывод можно сделать и о Стоунхендже.
Лишь часть громадных каменных глыб была вырублена на близлежащих участках, а вот другую половину волочили из Уэльса (из каменоломен Пресели), от которого до графства Уилтшир (где Стоунхендж находится) порядка 150 километров.
Соображения о причинах создания Стоунхенджа вертятся вокруг двух версий, которые, кстати, вполне стыкуются друг с другом — культовое сооружение и обсерватория. Объекты подобного типа встречаются и у египтян, и у греков, и у древних народов Латинской Америки. Но во всех случаях речь идет о достаточно развитых цивилизациях, к каковым древние предки современных британцев вроде бы не относились.
Приплывшие сюда легионеры Цезаря обнаружили близких родственников материковых галлов, уже начинавших объединяться в некие племенные союзы, но до создания государственности еще не дозревших. Религию британцев завоеватели характеризовали как разновидность друидических верований, не предполагавших создание внушительных культовых сооружений.
Расположенный в чистом поле в 130 километрах от Лондона Стоунхендж в такую схему не вписывался. При этом величественное и требовавшее огромных трудозатрат сооружение возведено с некоторой небрежностью. Вид с юго-запада на участке с обвалившимися менгирами диссонирует с традиционно воспроизводимым на открытках видом с северо-востока.
Но это мелочи по сравнению с другими загадками Стоунхенджа, которые с трудом складываются в единую систему. Здесь, впрочем, надо иметь в виду, что археология — наука лукавая. С одной стороны, она вроде бы дает объективные материальные свидетельства о прошлом, которые нельзя опровергнуть, а с другой — эти свидетельства слишком часто истолковываются ошибочно. Один из исследователей Стоунхенджа, запутавшись в противоречащих друг другу артефактах, предложил представить себе разрытые археологами руины христианского храма и отметил: если не пользоваться письменными источниками, а отталкиваться лишь от найденных предметов, то можно сделать вывод, что в этом храме людей распинали во славу бога солнца.
Храм примирения
Относительно изначального назначения Стоунхенджа существует теория, заодно разъясняющая и странное разнообразие использованных для возведения комплекса материалов.
Ее автор, археолог Майк Паркер Пирсон, высказал предположение, что речь шла о своеобразном храме примирения, который совместными усилиями возводили ранее враждовавшие друг с другом племена запада и востока.
Интересно, что по сходному принципу в III веке до нашей эры возводилась и усыпальница китайского императора Цинь Шихуанди, материалы для которой доставлялись из самых дальних уголков Поднебесной империи.
Факт, что строителям западной части Стоунхенджа, доставлявшим менгиры из далекого Уэльса (иногда волоком, иногда по рекам), при транспортировке пришлось потрудиться намного больше, чем восточным племенам. Вероятно, немного надорвавшись, свою часть храмового комплекса они делали не так старательно: даже с внешней стороны камни обработаны довольно небрежно, а четыре глыбы вообще завалились.
И все равно - идея сооружения комплекса примирения вроде бы сработала. Археологи отмечают, что если до указанного периода в разных концах Британии изготавливали разную керамику, разное оружие и возводили здания в разных стилях, то после начала строительства Стоунхенджа и в ремеслах, и в искусствах четко обозначилась тенденция к унификации. Это значит, что племена стали сближаться друг с другом, формируясь в единую нацию.
Стоунхендж же превратился в нечто вроде религиозной столицы.
Конечно, такой тезис кажется сомнительным, если смотреть только на менгиры. Однако здесь мы имеем дело, условно говоря, лишь с вершиной айсберга.
Каменный ребус Стоунхенджа складывается из множества элементов, о существовании большинства которых исследователям стало известно только в последние годы.
Дело в том, что с 2010 года британские археологи с помощью новейших технических средств (магнитометры, лазеры, электромагнитные сенсоры и радиолокаторы) обследовали примыкающую к Стоунхенджу территорию Солсберской равнины общей площадью 12 квадратных километров.
В результате было обнаружено 17 ритуальных деревянных и каменных построек, большинство которых ограждалось земляными валами и рвами. Самые древние из находок датируются концом IV тысячелетия до нашей эры. Наиболее внушительным сооружением оказалась гробница длиной 33 метра и шириной 8 метров, с находящимся внутри деревянным домом для умерших.
Привет из Микен
Если суммировать останки, найденные во всех гробницах, то получается, что в представляющем собой еще и некрополь комплексе захоронены примерно 240 человек, которые были подвергнуты кремации. Большинство останков датируется 2570-2340 годами до на шей эры, а самые ранние лет на 600 старше.
Однако менгиры, являющиеся визитной карточкой Стоунхенджа, никак нельзя отнести к числу памятников на некрополе. Очевидно, что речь идет именно о культовом сооружении, а поскольку комплекс расположен кольцом, скорее всего, речь идет о некоем солнечном культе.
В известном лишь по цитатам из других античных авторов сочинении «Об океане», древнегреческого географа Пифея, говорится о находящемся в Британии громадном храме солнечного бога Аполлона.
Получается, что греки не только активно контактировали с древними британцами, но и влияли на их религиозные взгляды?
Эта идея находит неожиданное подтверждение в рисунках Стоунхенджа, каковых на сегодня выявлено 115. И почти на всех изображен плоский топор, который для Британии был совсем не характерен. Зато, указывают историки, такие топоры часто встречаются на рисунках, сделанных античными жителями материковой французской провинции Бретань. Однако среди рисунков Стоунхенджа есть один, выбивающийся из общего ряда. Речь идет об изображении абсолютно нехарактерного для здешних мест кинжала с большим круглым навершием и конусообразным клинком. Похожее оружие было найдено археологами только в одном месте — греческом городе Микены, колыбели одной из древнейших цивилизаций Эллады. То есть речь идет примерно о событиях ХV-Х века до нашей эры. К этому периоду относятся самые «молодые сооружения» Стоунхенджа.
Посвящение Аполлону
Увязка с Грецией прослеживается и в еще одной археологической находке. В 1978 году во рву комплекса археологи нашли скелет, который по месту находки так и назвали: «Мертвец из ямы».
Покойник был высоким молодым человеком лет 25-30 и ростом около 1,8 метра, убитым четырьмя выпущенными из лука стрелами около 2300 года до нашей эры. Внезапная смерть, видимо, настигла его рядом со рвом, где он был похоронен.
Античный автор Страбон, рассказывая о греческих колониях в Северном Причерноморье (на территории современных России и Украины), повествует и о святилище Артемиды Арикийской, излагая «варварский обычай»: «...жрецом ее выбирают только беглого раба, своей рукой убившего прежнего жреца. Поэтому жрец всегда опоясан мечом, ожидая нападения и готовый защищаться».
Складывается впечатление, что в Стоунхендже нашли останки жреца, ставшего жертвой аналогичного обряда, только имевшего при себе не меч, а лук со стрелами. В ходе последних исследований в окрестностях Стоунхенджа найдены еще несколько могил людей с аналогичным вооружением. Возможно, это жрецы, сумевшие благодаря своей бдительности избегнуть подобной участи.
Особняком среди этих могил стоит самое раннее захоронение так называемого Золотого лучника, или Короля Стоунхенджа, названное так из-за обилия найденных в усыпальнице предметов. Покойника в загробное царство отправили с двумя луками, а всего в могиле нашли около сотни предметов, что примерно в 10 раз превышает количество находок в стандартных захоронениях. Возрастом Король Стоунхенджа тоже постарше других покойников — лет 35-45.
Проведенный учеными анализ изотопов в зубной эмали Золотого лучника показал, что он не был уроженцем Британии, а родился и вырос в Альпах, предположительно на территории нынешней Швейцарии, и даже несколько раз проделывал путь туда-обратно.
Для человека столь древней эпохи случай, мягко говоря, исключительный. А неподалеку нашли захоронение его предполагаемого сына, судя по анализу останков, родившегося в Англии и умершего в 20-25-летнем возрасте.
Археологи предполагают, что Золотой лучник был руководителем строительства комплекса, а затем его главным жрецом и умер своей смертью. Но затем, под влиянием принесенного греками культа (причем даже не из Эллады, а из причерноморских колоний), культовая ориентация комплекса изменилась и в Стоунхендже доминирующими богами стали солнечный бог Аполлон и его сестра богиня охоты Артемида.
Кстати, охота в Британии указанного периода как источник пропитания играла не меньшую роль, чем земледелие и собирательство. Отсюда, надо полагать, и обилие оленьих рогов в одном из древнейших рвов комплекса, и особое значение такого орудия, как лук, использовавшегося «по совместительству» и для убийства прежнего жреца. Само убийство в таком контексте обретало значение священного ритуала, когда новым жрецом становился более ловкий и сильный охотник.
Культ же Аполлона-Солнца логически проистекал от изначального предназначения комплекса как астрономической обсерватории. Но как эта обсерватория работала?
Первобытный компьютер
Возможный ответ на вопрос подсказали так называемые лунки Обри, названные по имени ученого, еще в конце XVII века занимавшегося изучением Стоунхенджа.
Речь идет о находящихся на равном расстоянии и засыпанных землей 56 лунках, заполненных дробленым мелом.
Сама технология наводила на мысль, что дробленый мел использовался как временный заполнитель ям, которые при необходимости очищались, после чего в них вставляли некие вертикальные конструкции. Учитывая размеры лунок, скорее всего, речь шла об обычных стандартизированных столбах — каменных или деревянных. Но для чего они вставлялись?
Выяснилось, что расположение лунок по своей конфигурации напоминает небесную карту с обозначением самых важных по отношению к Земле звезд, а также планет Солнечной системы с их спутниками. Исходя из орбит вращения небесных тел, с определенной временной периодичностью, столбы могли переставляться по лункам, что, в свою очередь, помогало предсказывать затмения. В общем, этакий компьютер ранней Античности.
Очевидно, что придумать такую обсерваторию могли лишь те, кто обладал огромным объемом астрономических знаний.
Получается, что технология возведения Стоунхенджа столь же уникальна, как и технология возведения пирамид Древнего Египта. Идеологическое содержание храмового комплекса складывалось под влиянием религиозных представлений древних греков. А научное значение Стоунхенджа как астрономической лаборатории сравнимо со знаниями тех же древних греков и майя.
И все это диво сотворили примитивные древние британцы. Возникает вопрос: так ли уж примитивны они были?