Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #1.2/На страже веков/2.Каменный ребус Стоунхенджа

На страже веков

2.Каменный ребус Стоунхенджа

В отличие от египтян, греков или итальянцев, британцы не могут похвастаться древней историей. Более или менее связные зна­ния о собственном прошлом на­чинаются для них только с по­ходов Цезаря. Зато у британцев есть Стоунхендж - каменный ре­бус, отталкиваясь от которого можно придумать самую великую ци­вилизацию. И не факт, что все в этих фантазиях будет неправдой.

Стоунхендж — это мегалит, сооружение из огромных и доволь­но грубо обработанных каменных глыб, именуемых менгирами (вертикальные размеры у таких камней заметно превышают гори­зонтальные). Расставлены эти глыбы кольцом, но не равномерно и в не совсем понятном порядке. Хронологически же возведение подоб­ных объектов характерно для неолита или бронзового века. Совре­менные средства радиоуглеродного анализа позволяют достаточно точно указать время, когда Стоунхендж начал возводиться (3020- 2910 годы до нашей эры). В Египте в указанный период лишь начала складываться государственность, а самая древняя пирамида Джосера была возведена тремя столетиями позже Стоунхенджа.

Первая картина Стоунхенджа, написанная акварелью. Лукас де Хир. Между 1573 и 1575 годами
Первая картина Стоунхенджа, написанная акварелью. Лукас де Хир. Между 1573 и 1575 годами

Археология вслепую

Исследователи пытались реконструировать процесс возведения пирамид и пришли к выводу, что либо египтяне обладали некими уникальными и несоответствующими времени технологиями, либо задействовали несоразмерные важности сооружения людские ресур­сы. Но примерно такой же вывод можно сделать и о Стоунхендже.
Лишь часть громадных каменных глыб была вырублена на близ­лежащих участках, а вот другую половину волочили из Уэльса (из ка­меноломен Пресели), от которого до графства Уилтшир (где Стоун­хендж находится) порядка 150 километров.
Соображения о причинах создания Стоунхенджа вертятся вокруг двух версий, которые, кстати, вполне стыкуются друг с другом — культовое сооружение и обсерватория. Объекты подобного типа встреча­ются и у египтян, и у греков, и у древних народов Латинской Аме­рики. Но во всех случаях речь идет о достаточно развитых цивилиза­циях, к каковым древние предки современных британцев вроде бы не относились.
Приплывшие сюда легионеры Цезаря обнаружили близких род­ственников материковых галлов, уже начинавших объединяться в некие племенные союзы, но до созда­ния государственности еще не дозревших. Религию британцев завоева­тели характеризовали как разновидность друидических верований, не предполагавших создание внушительных культовых сооружений.
Расположенный в чистом поле в 130 километрах от Лондона Сто­унхендж в такую схему не вписывался. При этом величественное и требовавшее огромных трудозатрат сооружение возведено с неко­торой небрежностью. Вид с юго-запада на участке с обвалившими­ся менгирами диссонирует с традиционно воспроизводимым на от­крытках видом с северо-востока.
Но это мелочи по сравнению с другими загадками Стоунхенджа, которые с трудом складываются в единую систему. Здесь, впрочем, надо иметь в виду, что археология — наука лукавая. С одной стороны, она вроде бы дает объективные материальные свидетельства о про­шлом, которые нельзя опровергнуть, а с другой — эти свидетельства слишком часто истолковываются ошибочно. Один из исследователей Стоунхенджа, запутавшись в противоречащих друг другу артефактах, предложил представить себе разрытые археологами руины христиан­ского храма и отметил: если не пользоваться письменными источни­ками, а отталкиваться лишь от найденных предметов, то можно сде­лать вывод, что в этом храме людей распинали во славу бога солнца.

Храм примирения

Относительно изначального назначения Стоунхенджа существует теория, заодно разъясняющая и странное разнообразие использо­ванных для возведения комплекса материалов.
Ее автор, археолог Майк Паркер Пирсон, высказал предположе­ние, что речь шла о своеобразном храме примирения, который со­вместными усилиями возводили ранее враждовавшие друг с другом племена запада и востока.
Интересно, что по сходному принципу в III веке до нашей эры возводилась и усыпальница китайского императора Цинь Шихуанди, материалы для которой доставлялись из самых дальних уголков Поднебесной империи.
Факт, что строителям западной части Стоунхенджа, доставляв­шим менгиры из далекого Уэльса (иногда волоком, иногда по ре­кам), при транспортировке пришлось потрудиться намного больше, чем восточным племенам. Вероятно, немного надорвавшись, свою часть храмового комплекса они делали не так старательно: даже с внешней стороны камни обработаны довольно небрежно, а четыре глыбы вообще завалились.
И все равно - идея сооружения комплекса примирения вроде бы сработала. Археологи отмечают, что если до указанного периода в разных концах Британии изготавливали разную керамику, разное оружие и возводили здания в разных стилях, то после начала строи­тельства Стоунхенджа и в ремеслах, и в искусствах четко обозначи­лась тенденция к унификации. Это значит, что племена стали сбли­жаться друг с другом, формируясь в единую нацию.
Стоунхендж же превратился в нечто вроде религиозной столицы.
Конечно, такой тезис кажется сомнительным, если смотреть только на менгиры. Однако здесь мы имеем дело, условно говоря, лишь с вершиной айсберга.
Каменный ребус Стоунхенджа складывается из множества эле­ментов, о существовании большинства которых исследователям ста­ло известно только в последние годы.
Дело в том, что с 2010 года британские археологи с помощью но­вейших технических средств (магнитометры, лазеры, электромаг­нитные сенсоры и радиолокаторы) обследовали примыкающую к Стоунхенджу территорию Солсберской равнины общей площадью 12 квадратных километров.
В результате было обнаружено 17 ритуальных деревянных и ка­менных построек, большинство которых ограждалось земляными валами и рвами. Самые древние из находок датируются концом IV тысячелетия до нашей эры. Наиболее внушительным сооружением оказалась гробница длиной 33 метра и шириной 8 метров, с находящимся внутри деревянным домом для умерших.

Привет из Микен

Если суммировать останки, найденные во всех гробницах, то по­лучается, что в представляющем собой еще и некрополь комплексе захоронены примерно 240 человек, которые были подвергнуты кре­мации. Большинство останков датируется 2570-2340 годами до на­ шей эры, а самые ранние лет на 600 старше.
Однако менгиры, являющиеся визитной карточкой Стоунхенджа, никак нельзя отнести к числу памятников на некрополе. Очевидно, что речь идет именно о культовом сооружении, а поскольку комплекс рас­положен кольцом, скорее всего, речь идет о некоем солнечном культе.
В известном лишь по цитатам из других античных авторов сочине­нии «Об океане», древнегреческого географа Пифея, говорится о на­ходящемся в Британии громадном храме солнечного бога Аполлона.
Получается, что греки не только активно контактировали с древ­ними британцами, но и влияли на их религиозные взгляды?
Эта идея находит неожиданное подтверждение в рисунках Стоун­хенджа, каковых на сегодня выявлено 115. И почти на всех изобра­жен плоский топор, который для Британии был совсем не характе­рен. Зато, указывают историки, такие топоры часто встречаются на рисунках, сделанных античными жителями материковой француз­ской провинции Бретань. Однако среди рисунков Стоунхенджа есть один, выбивающийся из общего ряда. Речь идет об изображении аб­солютно нехарактерного для здешних мест кинжала с большим кру­глым навершием и конусообразным клинком. Похожее оружие было найдено археологами только в одном месте — греческом городе Ми­кены, колыбели одной из древнейших цивилизаций Эллады. То есть речь идет примерно о событиях ХV-Х века до нашей эры. К этому пе­риоду относятся самые «молодые сооружения» Стоунхенджа.

Посвящение Аполлону

Увязка с Грецией прослеживается и в еще одной археологической находке. В 1978 году во рву комплекса археологи нашли скелет, кото­рый по месту находки так и назвали: «Мертвец из ямы».
Покойник был высоким молодым человеком лет 25-30 и ростом около 1,8 метра, убитым четырьмя выпущенными из лука стрелами около 2300 года до нашей эры. Внезапная смерть, видимо, настигла его рядом со рвом, где он был похоронен.
Античный автор Страбон, рассказывая о греческих колониях в Северном Причерноморье (на территории современных России и Украины), повествует и о святилище Артемиды Арикийской, излагая «варварский обычай»: «...жрецом ее выбирают только беглого раба, своей рукой убившего прежнего жреца. Поэтому жрец всегда опоя­сан мечом, ожидая нападения и готовый защищаться».
Складывается впечатление, что в Стоунхендже нашли останки жреца, ставшего жертвой аналогичного обряда, только имевшего при себе не меч, а лук со стрелами. В ходе последних исследований в окрестностях Стоунхенджа найдены еще несколько могил людей с аналогичным вооружением. Возможно, это жрецы, сумевшие благо­даря своей бдительности избегнуть подобной участи.
Особняком среди этих могил стоит самое раннее захоронение так называемого Золотого лучника, или Короля Стоунхенджа, назван­ное так из-за обилия найденных в усыпальнице предметов. Покой­ника в загробное царство отправили с двумя луками, а всего в моги­ле нашли около сотни предметов, что примерно в 10 раз превышает количество находок в стандартных захоронениях. Возрастом Король Стоунхенджа тоже постарше других покойников — лет 35-45.
Проведенный учеными анализ изотопов в зубной эмали Золото­го лучника показал, что он не был уроженцем Британии, а родил­ся и вырос в Альпах, предположительно на территории нынешней Швейцарии, и даже несколько раз проделывал путь туда-обратно.
Для человека столь древней эпохи случай, мягко говоря, исклю­чительный. А неподалеку нашли захоронение его предполагаемого сына, судя по анализу останков, родившегося в Англии и умершего в 20-25-летнем возрасте.
Археологи предполагают, что Золотой лучник был руководителем строительства комплекса, а затем его главным жрецом и умер сво­ей смертью. Но затем, под влиянием принесенного греками культа (причем даже не из Эллады, а из причерноморских колоний), куль­товая ориентация комплекса изменилась и в Стоунхендже домини­рующими богами стали солнечный бог Аполлон и его сестра богиня охоты Артемида.
Кстати, охота в Британии указанного периода как источник пропи­тания играла не меньшую роль, чем земледелие и собирательство. Отсюда, надо полагать, и обилие оленьих рогов в одном из древнейших рвов комплекса, и особое значение такого орудия, как лук, использо­вавшегося «по совместительству» и для убийства прежнего жреца. Само убийство в таком контексте обретало значение священного ритуала, когда новым жрецом становился более ловкий и сильный охотник.
Культ же Аполлона-Солнца логически проистекал от изначаль­ного предназначения комплекса как астрономической обсервато­рии. Но как эта обсерватория работала?

Стоунхендж передан британской короной в управление организации «Английское наследие»
Стоунхендж передан британской короной в управление организации «Английское наследие»

Первобытный компьютер

Возможный ответ на вопрос подсказали так называемые лунки Обри, названные по имени ученого, еще в конце XVII века занимав­шегося изучением Стоунхенджа.
Речь идет о находящихся на равном расстоянии и засыпанных зем­лей 56 лунках, заполненных дробленым мелом.
Сама технология наводила на мысль, что дробленый мел ис­пользовался как временный заполнитель ям, которые при необхо­димости очищались, после чего в них вставляли некие вертикаль­ные конструкции. Учитывая размеры лунок, скорее всего, речь шла об обычных стандартизированных столбах — каменных или деревян­ных. Но для чего они вставлялись?
Выяснилось, что расположение лунок по своей конфигурации напоминает небесную карту с обозначением самых важных по отно­шению к Земле звезд, а также планет Солнечной системы с их спут­никами. Исходя из орбит вращения небесных тел, с определенной временной периодичностью, столбы могли переставляться по лун­кам, что, в свою очередь, помогало предсказывать затмения. В об­щем, этакий компьютер ранней Античности.
Очевидно, что придумать такую обсерваторию могли лишь те, кто обладал огромным объемом астрономических знаний.
Получается, что технология возведения Стоунхенджа столь же уни­кальна, как и технология возведения пирамид Древнего Египта. Идео­логическое содержание храмового комплекса складывалось под влия­нием религиозных представлений древних греков. А научное значение Стоунхенджа как астрономической лаборатории сравнимо со знания­ми тех же древних греков и майя.
И все это диво сотворили примитивные древние британцы. Воз­никает вопрос: так ли уж примитивны они были?

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)




С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц