Найти в Дзене
Неудобные люди

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет: страницы истории». Часть 1.

Насколько часто мы с сыном лежим в этой больнице, что она стала в какой-то степени нашей любимой больницей. И в последний раз, нам один из сотрудников подарил книгу о ней. Хочу поделиться с вами историей, одной из старейших больниц нашего города – Санкт-Петербурга. Итак, отрывок из книги «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет: страницы истории». Часть 1.
Санкт-Петербург был первым в России городом, где появились специальные медицинские учреждения для детей. Общепризнанно, что первая постоянная детская больница была открыта в Париже в 1802 г. Следующая стала детская больница в России, открытие которой состоялось в Петербурге 6 декабря 1834 г. – Николаевская детская больница (в настоящее время детская инфекционная больница №5 им. Н.Ф. Филатова).
Кроме этой к концу XIX века существовало еще 2 больницы: Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей, открытая в 1844 г., (с 1918 г. – больница им. Л.Пастера) и детская больница принца П.Г. Ольденбургского, организованная в 1869 г. (с 1918 г. – больница им. К.А. Раухфуса). Эти больницы существовали на общественные и благотворительные средства и редкие небольшие государственные дотации. Детских больниц, функционирующих в системе государственной медицины, в России не было.
Наличие трех детских больниц было явно недостаточным для такого крупного города как Санкт-Петербург. Тем более, что среди детского населения регистрировалась высокая заболеваемость инфекционными болезнями, а имеющиеся койки этого профиля не могли принять всех нуждающихся.
По свидетельству врачей тех лет, они постоянно сталкивались с трудностями госпитализации детей. Многим матерям приходилось на руках с больным ребенком объезжать, а чаще обходить больницы и, всюду получив «отказные билетики», возвращаться домой. Таким образом, шло рассеивание заразы по городу, а семьи беднейшего населения почти поголовно были охвачены инфекционными заболеваниями.
Это обстоятельство, а также страстные выступления врачей в периодической печати, обсуждения на заседаниях Санкт-Петербургского общества детских врачей заставило Городскую Думу принять решение об открытии новой детской больницы.
В 1896 г. На заседаниях 3 и 10 мая Городская Дума постановила по случаю предстоящего Священного Коронования Их Императорского Величеств учредить детскую больницу на 400 кроватей и дать ей название в память этого события. На этих же заседаниях Городской Управе было поручено найти подходящий участок земли, выработать полный проект построек и представить эти материалы на утверждение Думы. К непосредственному строительству решено было приступить в 1897 г., причем строительный проект был рассчитан на госпитализацию 200 больных. На 1897 и 1898 гг. выделялось по 100 тыс. рублей.
Для решения задач начального периода – выбор места и разработки проекта больницы, была создана Подготовительная комиссия. В нее вошли: М.П. Боткин, А.А. Нечаев, С.В. Посадский, Н.И. Черняев, Н.А Рыжов, В.Г. Днхтерев, Л.И. Томашевский, В.Н. Рейтц, И.П. Коровин. В начале 1900-х годов эта комиссия была преобразована в Строительную, и была пополнена также и другими специалистами. Проект больницы был составлен архитектором М.И. Китнером, который в дальнейшем осуществлял наблюдение за постройкой.
Много времени у комиссии занял выбор места для больницы. Поскольку предполагалось, что больница будет иметь инфекционные койки, она не должна была стать источником инфекции для близлежащих кварталов. В то же время было желательно расположить ее в районе, где детские больницы отсутствовали. Было предложение построить ее вне города, но это сразу же было отвергнуто, т.к., удаленность больницы лишила бы возможности оказать заболевшим немедленную помощь, создало бы дополнительные трудности с перевозкой на дальние расстояния детей, особенно в зимнее время, а также с посещением родителями больных, сделало бы проблематичным оказание амбулаторной помощи.
Наконец, после долгих переговоров предложенное место комиссией на Выборгской стороне по Большому Сампсониевскому проспекту, близ казарм Лейб-гвардии Московского полка, было признано Городской Думой вполне подходящим для больницы.
Комиссия рассмотрела представленные графом П.Ю. Сюзором эскизы различных типов детских больниц: в Берлине, Манчестере, Париже и, конечно, Св. Владимира в Москве. По признанию современников это была лучшая детская больница в Европе, построенная по проекту К.А. Раухфуса (1876). Здесь была реализована новая для того времени павильонная система, где каждой инфекционной форме соответствовал свой павильон, что резко снижало возможность внутрибольничных заражений. Архитектурные проекты детских больниц России, представленные на международных выставках в 1876 г. В Брюсселе и в 1878 г. В Париже получали почетные награды.
К.А. Раухфус представил перечень требований к устройству зданий в соответствии с задачами новой больницы и подробно изложил членам комиссии систему проектируемых помещений, их цели и назначение. В частности, он настаивал на создании двух отдельных помещений для обсервационного и приемного отделений, чтобы устранить возможность заражения, а, следовательно, способствовать быстрейшему выздоровлению детей. Он подчеркивал, что это повлияет и на экономическую сторону дела, т.к. быстрее будут освобождаться кровати. К.А. Раухфус изъявил желание принять на себя и разработку системы отопления, освещения и вентиляции зданий, в чем он преуспел при строительстве больницы принца П.Г. Ольденбургского.
Несмотря на предложение К.А. Раухфуса, комиссия посчитала излишним выделение двух помещений и решила «ограничиться» одним сортировочным или просто приемным отделением. Разочарованный тем, что не было проявлено должного уважения к его совершенно разумным предложениям, К.А. Раухфус вышел из состава комиссии.
Комиссией было признано целесообразным для более удобного размещения заразных больных по роду их болезни построить 8 отдельных павильонов:
*дифтерийный – на 48 кроватей,
*коревой – на 42 кровати,
* двойной павильон – на 18 кроватей,
*скарлатинный – на 42 кровати,
* запасной – на 42 кровати,
*оспенный – на 18 кроватей,
*рожистый – на 18 кроватей,
*коклюша – на 18 кроватей.
В дальнейшем произошло изменение в названиях некоторых павильонов, а в четырех из них число кроватей увеличилось с 18 до 22.
Кроме того, предполагалось строительство главного здания на 128 кроватей для больных незаразных и хирургических. С учетом 28 кроватей в обсервационном отделении всего в больнице должно было быть 402 кровати.
Продолжение следует.

#неудобныелюди