Прежде, чем начать рассказывать о том, как лучше, нужно разобраться и понять, что есть что. По хорошему, нужно познакомиться с научными статьями американского психолога Фредерика Скиннера, который долгое время занимался изучением этого явления.
Позитивное подкрепление – это, если выражаться простыми словами, вознаграждение за совершение правильного поступка или соблюдение общепринятых правил и законов.
Негативное подкрепление – это наказание за совершение неправильного поступка или нарушение общепринятых правил и законов.
Можно вознаграждать детей за правильное поведение сладостью, деликатесом или новой игрушкой. Лучше всего, если сладость будет в виде фрукта, а не конфеты или печенья. Суть в том, что мозг (бессознательно) запоминает факт вознаграждения и постепенно привыкает к нему. Если вознаграждение часто давалось за правильное поведение или нужные действия, то высока вероятность того, что сформируется позитивная установка на нужный вид поведения, или быстрее сформируется нужный навык.
Позитивное подкрепление (вознаграждение) формирует психологическую установку на достижение результата, а негативное подкрепление (наказание) формирует установку на избегание наказание.
Не стоит ограничиваться каким-то одним типом подкрепления. Всё должно быть гармонично, в зависимости от ситуации и желаемого результата.
Виды позитивного и негативного подкрепления
Позитивное подкрепление может быть самым различным в зависимости от обстоятельств и ситуации. Это может быть самая обычная позвала и одобрения, угощение или подарок.
Аналогично и с негативным подкреплением, которое может выражаться в игнорировании, упрёке, ограничении в чём-либо, или физической мерой воздействия.
Воспитательный процесс не может быть выстроен только на каком-то одном виде подкрепления. Это всегда сочетание позитивного и негативного. Всё всегда индивидуально в этом плане, в зависимости от темперамента и предрасположенностей ребёнка, и тех результатов, которые Вы хотите добиться.
Виды мотивации. Отношение к делу
На данный момент времени известно несколько типов мотивации человека, которые проявляются во время той или иной деятельности. Герчиков выделил пять видов мотивации человека. Четыре из которых
относятся к достигательному типу, и один к избегательному.
Под достигательным типом мотивации подразумевается то, что человек может трудиться самостоятельно и хорошо при соблюдении определенных условий. Привлекательность такого типа внутренней мотивации заключается в сознательном подходе к любому виду интересующей деятельности.
Под избегательным типом мотивации подразумевается то, что человек избегает трудовой деятельности и может продуктивно работать только при постоянном контроле или под угрозой санкций или наказания.
Установка на тот или иной тип мотивации формируется с детства родителями, учителями и законодателями.
Игровые консоли. Активное восприятие сюжета вместо пассивного
Если ребёнок имеет зависимость от развлекательного экрана (смартфон или телевизор), то есть смысл в том, чтобы купить игровую консоль предпоследнего/последнего поколения XBox или Playstation, тогда может появиться дополнительный рычаг позитивного влияния на воспитательный процесс.
Сами по себе игровые консоли полезны тем, что они могут развивать мелкую моторику во время восприятия и потребления сюжета. Когда человек знакомится с сюжетом во время просмотра телевизора, смартфона или домашнего компьютера, то его мозг осуществляет минимальную активность, и человек особо не развивается, но если знакомство с сюжетом происходит при помощи игровой консоли (при помощи геймпада), то в этом процессе участвует больше участков головного мозга.
Для того, чтобы продвинуться по сюжету необходимо освоить управление и выработать ловкость пальцев рук.
Не все об этом знают, но за кисти рук отвечает существенная часть коры головного мозга. Чем больше активности руками, тем лучше развивается мозг.
Родительский контроль
Если в семье есть дети, то необходимо настраивать родительский контроль на всех устройствах и гаджетах, которые имеются в доме. Делать это нужно заблаговременно, до тех пор, когда ребёнок может самостоятельно научиться пользоваться этими гаджетами.
Суть в том, чтобы сделать так, чтобы сознание и бессознательное ребёнка было максимально огорожено от деструктивной развлекательной информации и контента, который предназначен для взрослых.
Если заблаговременно начать подготовку к этому процессу, то можно сформировать безопасную реальность и правила поведения, которые будут приняты ребёнком при самом первом знакомстве с тем или иным гаджетом, который имеет доступ к интернету. Это находится во власти каждого родителя и от этого может зависеть развитие личности ребёнка.
Родительский контроль на смартфоне ребёнка
При помощи своевременной настройки родительского контроля на смартфоне, который может пользоваться ребёнок можно раз и навсегда ограничить время его использования и выстроить на основе этого времени домашний режим отдыха. Важно, чтобы ребёнок в положенное для его возрастной категории мог находиться в покое от гипнотического экрана смартфона.
Настроить родительский контроль можно установить при помощи сервиса "Google Family Link", который позволяет родителю контролировать время использования отдельных приложений и контролировать процесс скачивания и установки новых развлечений.
При помощи этого сервиса можно определить для ребёнка правила установки новых приложений. Можно показать ему как отправлять запрос на разрешение установки приложения, который придёт на родительское устройства ребёнка. Это в свою очередь позволяет родителям мониторить интересы ребёнка и заблаговременно предупреждать появление негативных информационных стимулов.
Не стоит забывать про YouTube, на котором можно и нужно отключить рекламу, если дома практикуется его просмотр. Чем меньше ребёнок видит и слышит рекламы, чем реже он отвлекается от просмотра того контента, который Вы для него выбрали, тем больше вероятности того, что у него правильно сформируется личность. Эта опция на YouTube платная, но она стоит того, чтобы за неё заплатить. На безопасности не экономят.
Опасность музыкальных информационных продуктов
Человеческое сознание и бессознательное имеют разную природу и свои закономерности. Сознание развивается по одним законам, бессознательное по другим. Всё, что попадает в сознание неизбежно вытесняется в бессознательное и становится его частью, начинает жизнь внутри после его восприятия. Это в свою очередь говорит о том, что нужно с осторожностью относиться к музыке и песням, которые могут быть воспроизведены дома или в машине при ребёнке.
Песни – это не просто вид аудиального искусства, это ещё социальные программы, которые могут ограничивать и направлять мышление в соответствующему ритму потоке. Если песня содержит деструктивные фразы или установки, то они могут стать частью внутреннего мира ребёнка, который их услышит.
Если песня детская и соответствует его возрастной категории, то в этом нет большой проблемы, но если песня для взрослых, или вовсе не песня, а рэп, то это может привести к негативным последствиям и способствовать развитию клипового мышления.
Эмоциональные качели
Если нет желания отказываться от музыки дома или в автомобиле, в котором может находится ребёнок, то нужно внимательно отнестись к формированию списка композиций, которые будут играть. Важно исключить сильных эмоциональных скачков, когда за один час прослушивания музыки могут произойти скачок от грусти к веселью, от веселья к активности, от активности к унынию и т.д. Нужно помнить о том, что каждая мелодия несёт в себе эмоциональную энергию, которая может привести к непредсказуемым последствиям для развития ребёнка.
И нужно всегда помнить об энергии сознания. Думаю, что каждый может вспомнить случаи, когда после прекращения прослушивания мелодии она продолжает слышится в разуме.
Опасность просмотра кино при детях
Осторожность нужно проявлять не только при прослушивании музыкальных композиций при детях, но и при просмотре кино. Важно помнить и знать, что кино – это, в первую очередь, социальная программа поведения, которую ребёнок может воспроизводить в будущем в том или ином соответствии с увиденным, или услышанным.
Если ребёнок не смотрит кино вместе с Вами, но просто слышит, то голоса из фильма могут оставить свой отпечаток и след сознании ребёнка с последующим вытеснением в бессознательное. Их невозможно будет устранить из бессознательного ребёнка и они могут время от времени подниматься оттуда на поверхность сознания и в конечном результате привести к тому, что ребёнок в своей взрослой жизни утратить способность находиться в тишине своих мыслей, которые будут состоять из отрывком всех фраз из фильмов и песен, которые он слышал во время своего развития.
Интериоризация моделей поведения
Интериоризация - это когда внешняя структура (внешнего мира) постепенно становится частью внутреннего мира человека. Это, если простыми словами. Подробнее можно прочитать в этой статье.
Суть в том, что кино или мультфильм, по своей сути, это своеобразная реклама поведения. Если будете смотреть при ребёнке бандитские фильмы, то увеличится вероятность того, что в его потянет в будущем криминалу, если будете смотреть при нём фильмы про врачей, то будет вероятность, что он может захотеть в будущем стать врачом. И так со всеми сферами жизни, которые можно увидеть в кино, или мультфильме. Все модели перечислять не имеет смысла, но есть смысл заострить внимание на том, что сам по себе просматриваемого контента при ребёнке может быть развивающим (программирование, рисование, английский, ремесло, монтаж и т.д.).
Конфликты при ребёнке
Важно помнить, что ребёнок чувствителен к эмоциональным скачкам и всплескам родителей. Чем меньше конфликтов и ссор видит ребёнок, чем меньше он слышит криков, тем больше вероятности, что у него сформируется крепкая и здоровая психика. Отношения нужно выяснять вдали от ребёнка и так, чтобы он никогда не становился их свидетелем. Иначе возникает риск того, что он в будущем, когда вырастет, будет искать и находить то, что видел в детстве.
Алкоголь и курение при ребёнке
Если есть склонность к употреблению алкоголя или табачной продукции, то нужно исключить вероятность попадания их потребления в поле внимания ребёнка. Нужно помнить о том, что ребёнок, в первую очередь учится у своих родителей, на основе того, что видит и слышит. Для того, чтобы понять серьёзность этого явления нужно понять суть интериоризации и принцип работы зеркальных нейронов. Это может показаться трудным для восприятия при первом знакомстве, но доступно для понимания при желании.
Современные люди, не смотря на все имеющиеся в современном мире знания в этом вопросе, редко задумываются об этом и в итоге заражают своих детей деструктивными формами поведения, которые в долгосрочной перспективе могут приводить к негативным последствиям.