Найти тему
Лариса Матвеева

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Очень часто перед учителем возникает проблема изучения причин низких образовательных результатов обучающихся.

Анализируя подходы к выявлению обучающихся с низкими результатами обучения, исследователи выделяют следующие аспекты: системный – отсутствие системности в обеспечении таких принципов как открытость и инклюзивность, организационный – отсутствие на уровне образовательной организации обучающей среды и педагогических условий, обеспечивающих достижение результатов обучения, адекватных требованиям стандартов, а также личностный – наличие личностных дефицитов обучающихся, которые влияют на освоение ими необходимого объема знаний и навыков (компетентностей). Последний аспект исследователи относят к ведущему.

В качестве начального этапа работы с обучающимися с низкими результатами обучения предполагается изучение причин неуспешности обучающихся, в том числе, дефицитов в их личностном развитии.

Данная диагностика личностного развития обучающихся основана на наблюдении за поведением обучающегося в части сформированности компонентов деятельности, позволяет оценить уровень развития универсальных учебных действий, соответствующих содержанию каждого компонента деятельности.[1]

Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности, в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, профессиональная деятельность, творческая как деятельность ребёнка. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.

Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека (табл.1).

Таблица 1.

Формирование субъектных качеств личности

в рамках ведущих типов деятельности в процессе онтогенеза

Тип ведущей деятельности

Развитие субъектных качеств

Личностное развитие

Компоненты

деятельности

Непосредственно - эмоциональное общение

Формирование мотивации

Эстетическое и эмоционально - психологическое развитие

Эмоционально - психологический

Предметно-манипулятивная деятельность

Планирование и организация деятельности

Ответственность, аккуратность, исполнительность

Регулятивный

Игровая деятельность

Накапливание опыта, работа с информацией,

в коллективе

Социализация

в коллективе

Социальный

Учебная деятельность

Анализ, планирование рефлексия

Нравственность

Аналитический

Творческая деятельность

(по И.С.Гессену)

Решение творческих задач

Креативность

Творческий

Профессио

нальная деятельность

Решение профессиональных задач

Способность к самосовершенствованию

Самосовершенствования

Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся. В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.

Таблица 2

Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий

Компоненты

учебной деятельности

Типы УУД

Универсальные учебные действия

Эмоционально - психологический

Личностные

Мотивация к учению, смыслообразование,

нравственно-этическое оценивание

Регулятивный

Регулятивные

(планирование)

Целеполагание, планирование

Социальный

Коммуникативные

Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество

Аналитический

Познавательные

Логические действия постановки

и решения проблем

Творческий

Личностные

Креативные действия

Самосовершен

ствования

Регулятивные

(контроль)

Контроль,коррекция, оценка

Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов обучающихся в образовательном процессе. Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий обучающегося педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением обучающегося в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена их родителям.

В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов деятельности у ученицы 4 класса Анастасии. В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за поведением обучающейся (табл.3).Для оценки используется следующая шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности – 16 баллов.

Таблица 3

Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности

Анастасия, 10 лет

Компо

нент

Показатели

1

2

3

4

Сумма

баллов

Эмоционально- психологическ.

Владение эмоциональными способами поведения

Х

13

Открытость в общении

Х

Доверие к педагогам

Х

Учение с интересом

Х

Регулятивный

Аккуратность

Х

12

Ответственность

Х

Организованность

Х

Доведение дела до конца

Х

Социальный

Любознательность

Х

10

Информированность

Х

Умение работать в коллективе

Х

Проявление терпимости к другим мнениям

Х

Аналитический

Концентрация на учебе

Х

8

Способность к теоретическому анализу

Х

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Х

Готовность к самостоятельному учению

Х

Творческий

Способность генерировать идеи

Х

9

Умение принимать решения в ситуациях

Х

Умение нестандартно мыслить

Х

Создание продуктов деятельности

Х

Самосовер

шенствования

Способность к оценке и самооценке

Х

10

Самостоятельное выявление ошибок

Х

Умение извлекать пользу из полученного опыта

Х

Желание учиться дальше

Х

Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис.1):

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающейся

Анастасия, 10лет

Рис 1.

При анализе результатов необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности, таким образом, рисунок должен быть максимально приближен к правильному шестиугольнику.

Анализ результатов: представленный рисунок 1 ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности – эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия (см. табл. 2) .личностные – мотивация и регулятивные –способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности. Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у обучающейся.

На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформированности универсальных учебных действий коммуникативных – взаимодействия в коллективе, работа в группе в команде, познавательных –способностей к анализу, решению проблемных ситуаций, личностных – создания творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.

В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе с обучающейся: развивать аналитический и творческий компоненты деятельности –поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблем.

С использованием данной диагностики в рамках стажировочной площадки по реализации мероприятия ФЦПРО в условиях проекта Института развития образования Свердловской области педагогическими коллективами региональных пилотных площадок было проведено исследование уровня сформированности компонентов деятельности школьников с низкими образовательными результатами в количестве 78 обучающихся 2–11 классов с целью выявления дефицитов в их развитии.

По результатам диагностики выявлены несколько групп:

- группа обучающихся, имеющих гармоничное личностное развитие, все компоненты деятельности развиты равномерно, но продемонстрирован низкий уровень этого развития - 4-5 баллов из 16 возможных по каждому компоненту (рис.2).

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с низким уровнем способностей

Рис. 2.

Обучающиеся не справляются с освоением программы в силу низких способностей, следует порекомендовать консультации психолога, им необходима помощь тьютора.

- группа обучающихся с задержкой психического развития, когда «отстающими» являются компоненты более высокого уровня - аналитический, творческий и компонент самосовершенствования (рис.3),

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с задержкой психического развития

Рис. 3

Рекомендацией при работе с такими детьми может быть обследование этих обучающихся комиссией на предмет отставания в психическом развитии. Как оказалось, часть продиагностированных обучающихся данной группы уже имеет рекомендации ПМПК.

- группа обучающихся-«гуманитариев» с преобладанием эмоционально – психологического, социального и творческого компонентов, правого полушария(рис.4):

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся -«гуманитариев»

Рис. 4

- группа обучающихся-«логиков» с преобладанием регулятивного, аналитического компонентов и компонента самосовершенствования, левого полушария (рис.5):

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся - «логиков»

Рис. 5

В том и другом случаях рисунки напоминают форму треугольника. При работе с такими детьми необходимо выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, включая учет особенностей восприятия информации данными обучающимися и преобладанием правого или левого полушария.

- группа обучающихся с явным недостатком или переизбытком развития какого-либо компонента деятельности (рис. 6,7):

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с явным недостатком в развитии определенного компонента деятельности

Рис.6

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с явным преобладанием в развитии определенного компонента деятельности

Рис.7

При работе с такими обучающимися необходима целенаправленная работа по развитию недостаточно сформированного компонента деятельности, а при избытке его развития –необходимо развивать противоположный компонент в целях гармонизации развития личности.

В рамках исследования для каждого обучающегося были сформулированы рекомендации педагогам для выстраивания индивидуальной работы в условиях формирования компонентов деятельности и универсальных учебных действий.

Анализ результатов проведенной диагностики позволил выявить дефициты в формировании компонентов деятельности у обучающихся и соответствующих им универсальных учебных действий, определить перспективы применения данной диагностики в образовательном процессе школ, функционирующих в сложных социальных условиях.

В дальнейшем сравнение данных достижения каждого компонента деятельности поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития обучающихся с низкими образовательными результатами и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом.

Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности

______________________________________________

Компо

нент

Показатели

1

2

3

4

Сумма

баллов

Эмоционально- психологическ.

Владение эмоциональными способами поведения

Открытость в общении

Доверие к педагогам

Учение с интересом

Регулятивный

Аккуратность

Ответственность

Организованность

Доведение дела до конца

Социальный

Любознательность

Информированность

Умение работать в коллективе

Проявление терпимости к другим мнениям

Аналитический

Концентрация на учебе

Способность к теоретическому анализу

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Готовность к самостоятельному учению

Творческий

Способность генерировать идеи

Умение принимать решения в ситуациях

Умение нестандартно мыслить

Создание продуктов деятельности

Самосовершенствования

Способность к оценке и самооценке

Самостоятельное выявление ошибок

Умение извлекать пользу из полученного опыта

Желание учиться дальше

Шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности – 16 баллов.

Уровни сформированности компонентов деятельности обучающейся

______________________________________________

Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________