ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПОНЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Очень часто перед учителем возникает проблема изучения причин низких образовательных результатов обучающихся.
Анализируя подходы к выявлению обучающихся с низкими результатами обучения, исследователи выделяют следующие аспекты: системный – отсутствие системности в обеспечении таких принципов как открытость и инклюзивность, организационный – отсутствие на уровне образовательной организации обучающей среды и педагогических условий, обеспечивающих достижение результатов обучения, адекватных требованиям стандартов, а также личностный – наличие личностных дефицитов обучающихся, которые влияют на освоение ими необходимого объема знаний и навыков (компетентностей). Последний аспект исследователи относят к ведущему.
В качестве начального этапа работы с обучающимися с низкими результатами обучения предполагается изучение причин неуспешности обучающихся, в том числе, дефицитов в их личностном развитии.
Данная диагностика личностного развития обучающихся основана на наблюдении за поведением обучающегося в части сформированности компонентов деятельности, позволяет оценить уровень развития универсальных учебных действий, соответствующих содержанию каждого компонента деятельности.[1]
Концепция компонентов деятельности, разработанная в Институте развития образования Свердловской области, опирается на идеи отечественной теории деятельности, в которой выделяются шесть типов ведущей деятельности субъекта деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, игровая деятельность, учебная деятельность, профессиональная деятельность, творческая как деятельность ребёнка. Каждый тип ведущей деятельности субъекта способствует формированию определенных ведущих системообразующих действий субъекта деятельности.
Компоненты деятельности наполняются новым содержанием в соответствии с типом ведущей деятельности. Соответственно каждый возраст развивает деятельностные способности человека, однако именно в период ведущей деятельности он становится сенситивным к формированию тех или иных субъектных качеств как основы для формирования культуры человека (табл.1).
Таблица 1.
Формирование субъектных качеств личности
в рамках ведущих типов деятельности в процессе онтогенеза
Тип ведущей деятельности
Развитие субъектных качеств
Личностное развитие
Компоненты
деятельности
Непосредственно - эмоциональное общение
Формирование мотивации
Эстетическое и эмоционально - психологическое развитие
Эмоционально - психологический
Предметно-манипулятивная деятельность
Планирование и организация деятельности
Ответственность, аккуратность, исполнительность
Регулятивный
Игровая деятельность
Накапливание опыта, работа с информацией,
в коллективе
Социализация
в коллективе
Социальный
Учебная деятельность
Анализ, планирование рефлексия
Нравственность
Аналитический
Творческая деятельность
(по И.С.Гессену)
Решение творческих задач
Креативность
Творческий
Профессио
нальная деятельность
Решение профессиональных задач
Способность к самосовершенствованию
Самосовершенствования
Таким образом, в любой деятельности выделяются следующие компоненты, соответствующие этапам становления субъекта деятельности (т.е. типам ведущей деятельности): эмоционально-психологический, регулятивный, социальный, аналитический, творческий, самосовершенствования. Данные критерии сформированности компонентов деятельности явились основой для оценки деятельностных образовательных результатов обучающихся. В соответствии с данными компонентами соотнесены универсальные учебные действия, которые формируются в рамках данных компонентов деятельности.
Таблица 2
Соотношение компонентов деятельности и формируемых универсальных учебных действий
Компоненты
учебной деятельности
Типы УУД
Универсальные учебные действия
Эмоционально - психологический
Личностные
Мотивация к учению, смыслообразование,
нравственно-этическое оценивание
Регулятивный
Регулятивные
(планирование)
Целеполагание, планирование
Социальный
Коммуникативные
Поиск и работа с информацией, планирование и организация совместных действий, сотрудничество
Аналитический
Познавательные
Логические действия постановки
и решения проблем
Творческий
Личностные
Креативные действия
Самосовершен
ствования
Регулятивные
(контроль)
Контроль,коррекция, оценка
Данный подход используется для оценки деятельностных и личностных результатов обучающихся в образовательном процессе. Для оценки уровня сформированности компонентов деятельности и соответствующих универсальных учебных действий обучающегося педагогу предлагается обобщить результат наблюдения за поведением обучающегося в образовательном процессе. Аналогичная работа может быть предложена их родителям.
В качестве примера предлагается оценка уровня сформированности компонентов деятельности у ученицы 4 класса Анастасии. В таблицу заносятся данные наблюдения педагога за поведением обучающейся (табл.3).Для оценки используется следующая шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности – 16 баллов.
Таблица 3
Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности
Анастасия, 10 лет
Компо
нент
Показатели
1
2
3
4
Сумма
баллов
Эмоционально- психологическ.
Владение эмоциональными способами поведения
Х
13
Открытость в общении
Х
Доверие к педагогам
Х
Учение с интересом
Х
Регулятивный
Аккуратность
Х
12
Ответственность
Х
Организованность
Х
Доведение дела до конца
Х
Социальный
Любознательность
Х
10
Информированность
Х
Умение работать в коллективе
Х
Проявление терпимости к другим мнениям
Х
Аналитический
Концентрация на учебе
Х
8
Способность к теоретическому анализу
Х
Самостоятельное выполнение домашнего задания
Х
Готовность к самостоятельному учению
Х
Творческий
Способность генерировать идеи
Х
9
Умение принимать решения в ситуациях
Х
Умение нестандартно мыслить
Х
Создание продуктов деятельности
Х
Самосовер
шенствования
Способность к оценке и самооценке
Х
10
Самостоятельное выявление ошибок
Х
Умение извлекать пользу из полученного опыта
Х
Желание учиться дальше
Х
Итоговые баллы наносятся на лепестковую диаграмму (рис.1):
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающейся
Анастасия, 10лет
Рис 1.
При анализе результатов необходимо учитывать равномерное гармоническое развитие всех компонентов деятельности, таким образом, рисунок должен быть максимально приближен к правильному шестиугольнику.
Анализ результатов: представленный рисунок 1 ярко демонстрирует наиболее развитые компоненты деятельности – эмоционально-психологический и регулятивный, соответственно универсальные учебные действия (см. табл. 2) .личностные – мотивация и регулятивные –способность к деятельности по образцу, ответственности и аккуратности. Можно предположить повышенный уровень эмоциональности у обучающейся.
На низком уровне сформированность социального, аналитического, творческого компонентов деятельности и компонента самосовершенствования. Соответственно можно говорить о низком уровне сформированности универсальных учебных действий коммуникативных – взаимодействия в коллективе, работа в группе в команде, познавательных –способностей к анализу, решению проблемных ситуаций, личностных – создания творческих продуктов, регулятивных с позиции контроля и оценки, самооценки.
В соответствии с данными анализа результатов можно предложить рекомендации по работе с обучающейся: развивать аналитический и творческий компоненты деятельности –поддерживать интерес к познанию, самостоятельности, учить нестандартно подходить к решению проблем.
С использованием данной диагностики в рамках стажировочной площадки по реализации мероприятия ФЦПРО в условиях проекта Института развития образования Свердловской области педагогическими коллективами региональных пилотных площадок было проведено исследование уровня сформированности компонентов деятельности школьников с низкими образовательными результатами в количестве 78 обучающихся 2–11 классов с целью выявления дефицитов в их развитии.
По результатам диагностики выявлены несколько групп:
- группа обучающихся, имеющих гармоничное личностное развитие, все компоненты деятельности развиты равномерно, но продемонстрирован низкий уровень этого развития - 4-5 баллов из 16 возможных по каждому компоненту (рис.2).
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с низким уровнем способностей
Рис. 2.
Обучающиеся не справляются с освоением программы в силу низких способностей, следует порекомендовать консультации психолога, им необходима помощь тьютора.
- группа обучающихся с задержкой психического развития, когда «отстающими» являются компоненты более высокого уровня - аналитический, творческий и компонент самосовершенствования (рис.3),
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с задержкой психического развития
Рис. 3
Рекомендацией при работе с такими детьми может быть обследование этих обучающихся комиссией на предмет отставания в психическом развитии. Как оказалось, часть продиагностированных обучающихся данной группы уже имеет рекомендации ПМПК.
- группа обучающихся-«гуманитариев» с преобладанием эмоционально – психологического, социального и творческого компонентов, правого полушария(рис.4):
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся -«гуманитариев»
Рис. 4
- группа обучающихся-«логиков» с преобладанием регулятивного, аналитического компонентов и компонента самосовершенствования, левого полушария (рис.5):
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся - «логиков»
Рис. 5
В том и другом случаях рисунки напоминают форму треугольника. При работе с такими детьми необходимо выстраивать индивидуальные образовательные маршруты, включая учет особенностей восприятия информации данными обучающимися и преобладанием правого или левого полушария.
- группа обучающихся с явным недостатком или переизбытком развития какого-либо компонента деятельности (рис. 6,7):
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с явным недостатком в развитии определенного компонента деятельности
Рис.6
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающихся с явным преобладанием в развитии определенного компонента деятельности
Рис.7
При работе с такими обучающимися необходима целенаправленная работа по развитию недостаточно сформированного компонента деятельности, а при избытке его развития –необходимо развивать противоположный компонент в целях гармонизации развития личности.
В рамках исследования для каждого обучающегося были сформулированы рекомендации педагогам для выстраивания индивидуальной работы в условиях формирования компонентов деятельности и универсальных учебных действий.
Анализ результатов проведенной диагностики позволил выявить дефициты в формировании компонентов деятельности у обучающихся и соответствующих им универсальных учебных действий, определить перспективы применения данной диагностики в образовательном процессе школ, функционирующих в сложных социальных условиях.
В дальнейшем сравнение данных достижения каждого компонента деятельности поможет выявить тенденции в формировании образовательных результатов и организовать мониторинг личностного развития обучающихся с низкими образовательными результатами и качества образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в целом.
Диагностика уровня сформированности компонентов деятельности
______________________________________________
Компо
нент
Показатели
1
2
3
4
Сумма
баллов
Эмоционально- психологическ.
Владение эмоциональными способами поведения
Открытость в общении
Доверие к педагогам
Учение с интересом
Регулятивный
Аккуратность
Ответственность
Организованность
Доведение дела до конца
Социальный
Любознательность
Информированность
Умение работать в коллективе
Проявление терпимости к другим мнениям
Аналитический
Концентрация на учебе
Способность к теоретическому анализу
Самостоятельное выполнение домашнего задания
Готовность к самостоятельному учению
Творческий
Способность генерировать идеи
Умение принимать решения в ситуациях
Умение нестандартно мыслить
Создание продуктов деятельности
Самосовершенствования
Способность к оценке и самооценке
Самостоятельное выявление ошибок
Умение извлекать пользу из полученного опыта
Желание учиться дальше
Шкала: 1 балл – качество проявлено слабо, 2 балла – качество проявлено частично, 3 балла – качество проявлено не в полной мере, 4 балла – качество проявлено ярко. Максимальный балл по каждому компоненту деятельности – 16 баллов.
Уровни сформированности компонентов деятельности обучающейся
______________________________________________
Рекомендации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________