Найти тему

Режиссёр - прораб в кино. Часть 1

- Вы собой довольны? - этим вопросом зрители встретили Сергея Витауто после демонстрации его режиссёрского кинодебюта по пьесе Алексея Слаповского "Клинч" (16+) - призёра нескольких российских кинофестивалей

На пресс-конференции
На пресс-конференции

Герой фильма - ничем не примечательный школьный учитель в исполнении Алексея Серебрякова - под давлением агрессивно настроенной незнакомой девушки вынужден честно задать себе вопросы, ответы на которые давно глушит водкой, трудоголизмом и поддержанием семейных традиций, в которые ничего не вкладывает. Правда в том, что он теряет себя, не любит жену и нелюбим ею, не уважает сына и неуважаем им. Членам семьи также есть в чём признаться себе в ответ на неудобные вопросы. Что до режиссёра фильма, то…

- Да, - честно признался в ответ на поставленный зрителями вопрос гость Магнитки, бывший главный режиссёр Магнитогорского драматического театра. - Доволен: я довёл до конца пятилетний труд.

Позднее в диалоге со зрителями, кроме этой цифры, прозвучали и другие: полтора года заняла подготовка к съёмкам, два месяца - съёмки, год - монтаж, продолжительность фильма - около ста минут. "А сам фильм я смотрел раз семьсот, - продолжил признания режиссёр. - Знаю каждый сантиметр". Стоимость проекта - 1,2 миллиона долларов - грант Министерства культуры РФ. Во столько же обошлась бы рекламная кампания, будь на неё средства. Так вот делаются фильмы! И, кстати, за десять лет до кинопремьеры Сергей Пускепалис уже успешно опробовал "Клинч" на зрительский интерес - как постановку одноимённой театральной версии на сцене Национального молодёжного театра Республики Башкортостан в Уфе. Недаром режиссёр утверждает, что в кино успех замешан на интуиции и финансировании. Необходимость столь тщательной проработки картины особенно понятна, когда знаешь, с чем сталкивается российское кино.

- Институт продюсерства в стране практически отсутствует, - посетовал Сергей Витауто. - Зато присутствует конкуренция с зарубежным кино. Вернее, с его массированной рекламой.

В этом свете совсем не дежурно звучит благодарность кинорежиссёра Магнитогорскому Дому кино, обеспечившему прокат "Клинчу" на экранах кинотеатра с джазовой душой.

- Не секрет, в Москве такой показ осуществить куда проще. "Клинч" там идёт на нескольких площадках, притом традиционно нацеленных не на кино - развлечение, а на кино - размышление. Тем дороже труд директора Магнитогорского Дома кино Виталия Старкова, ставящего задачу привлечения зрителя на российское кино, воспитания нового зрительского поколения, - рассуждал гость. - И знаете, что важно, когда идёшь смотреть русский фильм? В зарубежном ориентируешься на рекламу, а в русском - на мнение человека, которому доверяешь. Старков и есть такой человек - он знаком со всей киножизнью.

Виталий Старков, свою очередь, подчеркнул:

- Важно привлечь зрителя на российское кино не громкими фамилиями, а широтой и глубиной тем, диапазоном творческих почерков. В конце концов, тем, что кино - русское.

Сергей Пускепалис
Сергей Пускепалис

Сергей Пускепалис высказался и о российском кино.

- Отечественный кинематограф головы не опускает, хотя и были тупиковые ситуации в девяностые. Сейчас есть хорошие актёры и режиссёры, но фильмам сложно пробиться в прокат из-за полного отсутствия института продюсеров, нехватки средств на рекламу, которая и формирует спрос. Добавьте сюда убытки от воровства в Интернете - прокат в кино тех же сеансов мог бы принести доход, стать основой для съёмок следующего фильма.

Но удовольствие снимать кино стоит денег, не скрывал Сергей Витауто:

- Антон Мегердичев, который снимал "Метро" (Сергей Пускепалис сыграл в нём хирурга - Прим. авт.), - за время съёмок обнищал, как церковная крыса. Вынужден был и у меня занимать.

Продолжение следует...

Автор: Алла Каньшина

Фото: Андрей Серебряков

По материалам газеты "Магнитогорский металл" от 21 ноября 2015 года