Найти тему
Бурёнка

Анализ "Исповедь" - Блаженный Августин Аврелий

Оглавление

В данной статье мы проанализируем книги 9 и 11 по главам из произведения Блаженного Августина Аврелия.

Автобиографическое произведение "Исповедь" включает в себя 13 сочинений - книг. Книги имеют от 10 до 43 глав, каждая из которых содержит в себе ситуацию из жизни Блаженного Августина или из жизни окружающих его людей. Главная особенность - не описание ситуаций, а объяснение и негласные ответы на вопросы: «Почему так произошло? Как следовало поступить? Зачем нужно было это испытание?» и другие вопросы и ответы, обращенные Богу.

В 9 и 11 книгах Автор затрагивает вопросы: Что такое время? Как его можно измерить? Как возник мир? Почему Бог наказывает?

Само название «Исповедь» говорит о содержании произведения, где Августин Аврелий рассказывает о своей жизни, мыслях и поступках, объясняя каждую ситуацию. Автор каждый раз обращается к Господу Богу; таким образом он исповедуется ему.

Содержание статьи

  • Анализ по главам книги 9 (Количество глав - 13)
  • Анализ по главам книги 11 (Количество глав - 31)
  • Ответы на вопросы (Каковы измерения времени? Какое из них реально? Как возик мир? Как соотносятся Бог и время?)
  • Ссылка на бесплатную версию произведения, которое можно прочитать онлайн
Блаженный Августин Аврелий. Часто данное изображение писателя-философа можно встретить на обложке "Исповеди".
Блаженный Августин Аврелий. Часто данное изображение писателя-философа можно встретить на обложке "Исповеди".

АНАЛИЗ ПО ГЛАВАМ КНИГИ IX (9)

В книге IX рассказывается о духовном пути новообращенного (он оставляет преподавание и посвящает себя работе над Философскими диалогами) и крещении Августина и его сына. В конце книги рассказывается о смерти Моники, его матери, и приводится подробное описание ее жизни.

В 1-ой главе философ рассказывает тягостях прошлого и начале своего христианского пути, благодарит Бога за наступившее время: «…Как сладостно стало мне вдруг лишиться сладостных пустяков: раньше я боялся упустить их, теперь радовался отпустить…»

2-ая глава посвящена тяготам преподавания риторики и желанию освободиться от этого дела ради службы Богу.

В 3-ей главе Августин Аврелий рассказывает не о себе, а знакомых – о Верекунде и Небридии, которые на глазах автора (и в какой-то степени благодаря ему) приняли Христианство. Данным событиям автор радуется и благодарит Бога, за то, что он простил все грехи, и за то, что знакомые стали «приёмными сыновьями» Господа.

4-ая глава о том, что автор освободился от преподавания риторики (на время каникул) и начал путь службы Господу. Он очень подробно описывает каждое действие: написание книг, чтение псалмов (их содержание), беседы с самим собой. Каждое действие, по мнению Августина, приближает его к Богу и к пониманию Бога.

В 5-ой главе автор окончательно отказывается от преподавания.

6-ая глава посвящена Алипию, который также стремится пойти по истинному пути и принять Христианство. Автор упоминает своего сына: «…от плоти моей и от греха моего…». Также автор благодарит Бога за его творения: церковь, песни; они вызывают радость и слёзы счастья.

В 7-ой главе автор восхищается церковью, мощью песен и епископов, служащих Господу. Также в этой главе говорится о восхищении каждого прихожанина.

В 8-ой и 9-ой главах автор говорит о смерти своей матери Моники: «не пройду мимо того, что родилось в душе моей к этой слуге Твоей, которая родила меня» и благодарит Господа за неё, за то, что он сотворил, воспитал её. Также автор извиняется за её грехи и «проказы». Автор подробно рассказывает о жизни Моники

В 10-ой главе Блаженный Августин рассказывает о его разговоре с матерью. Содержание разговора автор описывает до мелочей, но в основном они говорили о Боге, о прошлом, о смысле жизни и о земном.

11-я глава посвящена тяжелой болезни матери, автор переживает эти события с горестью, но принимает как данное. В конце автор говорит о смерти: «…эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела».

В 12-ой главе автор рассказывает о своих переживаниях и моменте смерти матери. Он не плачет, считая, что: «обычно оплакивают горькую долю умерших». Также упоминается о похоронах, автор и его сын не плачут в этот момент. Но после похорон автор «дал волю слезам», далее просил Господа о прощении за это.

В 13-ой главе автор просит прощения у Господа за грехи матери, оправдывая её поступки.

АНАЛИЗ ПО ГЛАВАМ КНИГИ XI

В книге XI Блаженный Августин Аврелий обращается к проблеме времени. Напомнив, что его вся его исповедь от начала и до конца посвящена Богу, автор продолжает свои философские размышления, он просит Господа вдохновить его и помочь раскрыть истинный смысл. Августин размышляет о творении. Он утверждает, что невозможно представить себе время, существовавшее до создания мира, потому что Бог создал их вместе.

В 1-ой главе автор говорит о том, что бог всё видит, он находится в том же времени. Размышляя, автор благодарит Бога за все его действия по отношению к людям

2 глава посвящена просьбе Богу связаться с Августином и наконец сообщить ему о своих планах Божьих и рассказать об истине.

В 3-ей главе Августин спрашивает Бога: «Дай мне услышать и понять, каким образом Ты сотворил в начале небо и землю…»

В 4-ой главе автор благодарит Господа за то, что он создал землю и небо (мир). Он уверен в этом и обоснует так: «…земля и небо; они кричат о том, что они созданы…»

В 5-ой главе Блаженный Августин размышляет о том, как были созданы земля и небо (мир); упоминает третье лицо - «Мастера», которым и является Господь, который создал тело, душу, таланты, телесное чувство и вещество для сотворения мира. Всё было создано словом Божьим.

В 6-ой главе автор спрашивает у Господа как звучали слова, создавшие землю и небо; что было до их создания.

В 7-ой главе автор говорит о вечности, а именно о том, что слово Божье - вечно, а всё земное - нет, оно «всё извечно и одновременно». Также автор благодарит Бога за его слова, которое всегда творят: «…возникает всё, чему Ты говоришь возникнуть…»

В 8-ой главе автор говорит о том, что что-то появляется, что-то исчезает – это для людских ушей, но слово Божье - вечно, и только Господь Бог знает, что и когда должно происходить, только он учит людей истине.

В 9-ой главе Августин благодарит Бога за его мудрость и говорит: «… «Надеждой спасены мы» и «терпеливо ожидаем», когда исполнятся обещания Твои…». Таким образом автор просит узнать об истине.

10-ая глава посвящена размышлениям автора о мыслях других, неверующих людях, которые задаются вопросом о желании Господа сотворить небо и землю, существо. Августин (от имени людей) говорит о вечности Бога и его необыкновенном, даже внезапном желании сотворить «…создать существо, которое никогда раньше Им создано не было…» Люди задаются вопросами: Когда возникло у него желание создавать? Что было до того, как он сотворил существо?

В 11-ой главе автор ругает людей за вопрос «Когда?», он утверждает, что им не понять вечность и время, он призывает людей остановиться и насладиться мигом. Течение времени Блаженный Августин описывает так: «…прошлое вытеснено будущим, всё будущее следует за прошлым, и всё прошлое и будущее создано Тем, Кто всегда пребывает…»

В 12-ой главе автор, сомневаясь, отвечает людям на вопрос о том, что было до создания. Августин смело говорит, что не знает точный ответ на этот вопрос, но хотел бы узнать наверняка, для него «…не было ничего сотворенного до того, как было сотворено…»

В 13-ой главе автор рассуждает о правильности своего ответа, приходит к выводу, что Бог - вне всякого времени, он его создатель, который никогда не мог бездействовать: «…время создал Ты и до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не было…»

Автор в 14-ой главе рассказывает сущность понятия «время», для него – это настоящее, и объясняет он это тем, что «…если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность…»

15-я глава посвящена продолжительности времени, автор не понимает, как можно говорить «долго» о прошлом или будущем, если одно уже прошло, второе - ещё не наступило - их нет, они исчезают, «…долгое могло быть долго тогда…» (о прошлом); Августин также задается вопросом о том, как настоящее может быть долгим, если оно происходит сейчас.

В 16-ой и 17-ой главах Августин спрашивает Господа о трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Автор не понимает, куда уходит прошлое, и откуда выходит настоящее, и приходит к выводу: если существуют предсказатели и рассказчики о прошлом, то и будущее, и прошлое существуют.

В 18-ой главе автор рассуждает о будущем: существует ли оно или просто выражается в предчувствии людей (что-то душе подсказывает)? Вспоминая прошедшее, по его мнению, так оно продолжает существовать до сих пор. Хотя не может разобраться: существует ли прошлое, или просто какие-то моменты из прошлого затрагивают души людей.

В 19-ой главе автор спрашивает у Господа, каким образом он «объясняет душам будущее»?

В 20-ой главе Августин приходит к тому, что не существует ни прошлого, ни будущего - они живут в душах людей. Существуют только «…настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего…». Автор просит у Бога разрешение так говорить.

В 21-ой главе Блаженный Августин, сомневаясь в правильности своих слов, утверждает, что нельзя измерить то, чего нет (нельзя изменять прошлое или будущее), поэтому время измеряется сквозь настоящее, пока оно идёт.

В 22-ой главе автор просит Господа Бога рассказать ему истину о времени.

В 23-ей и 24-ой главах Августин Аврелий рассказывает о толкованиях времени некоторого ученного, как о движении небесных тел. Автор не согласен с этим, опровергает это тем, что если время - движение небесных тел, то время - движение всех тел; так не бывает, ведь некоторые тела могут остановится, пока другие продолжают движение.

25-я глава посвящена раздумьям автора о времени и его длительности. Он спрашивает у Господа об этом.

В 26-ой главе автор спрашивает у Бога, что такое время, что люди измеряют временем, и измеряется ли время. На примере слогов, слов, стоп и стихотворений Августин приходит к тому, что время – это нечто другое. В конце он спрашивает: «Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?»

В 27 главе автора также не отпускают раздумья о времени. Теперь Августин думает о времени, анализируя звук, он приходит к выводу, что его можно измерить только в настоящем, только в тот промежуток времени, пока он длится; звук исчезнет - останется в прошлом. Звуком нельзя измерить время, ведь про себя можно произнести всё, что угодно; также человек может молчать сколько угодно. Также автор концентрируется на будущем: «…существующее в настоящем, переправляет будущее в прошлое; уменьшается будущее – растет прошлое; исчезает совсем будущее – и всё становится прошлым…»

В 28 главе Августин на примере пения размышляет о прошлом и будущем. Он приходит к выводу о том, что длительное прошлое – это длительная память о прошлом; длительное будущее - длительное ожидание будущего. Когда человек хочет спеть песню, он думает о том, как это будет. Он начинает петь; и сила, вложенная в его действие, «…рассеяна между памятью о том, что я сказал, и ожиданием того, что я скажу…»

В 29-ой и 30-ой главах Блаженный Августин обращается к Господу Богу, он повторяется: благодарит Бога за то, что он создал небо и землю, время; упоминает людей, которые пустословят и сомневаются Божественной мощи. «Ты – вечный Создатель всех времен, что раньше Тебя не было ни времени, ни созданий».

В 31 главе, в конце книги XI автор благодарит Бога за то, он есть, за его силу. Августин восхваляет Творца и будто призывает любого читателя (верующего и неверующего) восхвалять Господа Бога.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

1. Каковы измерения времени?

- Блаженный Августин говорит о том, что существуют прошлое настоящее и будущее. По его мнению, время устроено так: «…существующее в настоящем, переправляет будущее в прошлое…»

2. Какое из них реально?

- Реальным является настоящее. В произведении Августин Аврелий не находит достоверный ответ на вопрос о существовании прошлого и будущего, но он предполагает, что прошлое остаётся воспоминанием в душе человека, а будущее – душевным предчувствием (то нет ни прошлого, ни будущего, реальным и измеримым остаётся настоящее).

3. Как возник мир?

- Блаженный Августин утверждает, что мир (в книге – «небо и земля») был создан Господом Богом. Он сотворил тело, душу, таланты, телесное чувство и вещество, из которых состоит мир.

4. Как соотносятся Бог и время?

- Стоит начать с того, что Бог – это создатель времени. В XI книге (глава 1) Августин недоумевает, зачем он пишет о своих размышлениях и действиях, если Бог всё видит, так как находится в настоящем.

ССЫЛКА НА КНИГУ

«Исповедь» - Блаженный Августин Аврелий https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ispoved/

Автор: Бурина М. А.