Найти тему
Георгий Благоев

Божьи деньги

В современном мире выплата долгов может показаться самим определением морали, хотя бы потому, что многие этого не делают. Столкнувшись с долгом, крупные корпорации и даже некоторые малые предприятия почти автоматически будут ждать и смотреть, что произойдет, если они не заплатят, подчиняясь только в том случае, если их подтолкнут или предъявят судебный приказ. Принцип чести был почти полностью удален с рынка, долг приобретает ореол религии. (Можно было бы говорить о двойной теологии, одной для кредиторов, а другой для должников.) Не случайно, что нынешняя фаза американского долгового империализма также сопровождалась подъемом евангельских правых, которые отвергли последние два тысячелетия христианского мышления по этому вопросу и с энтузиазмом восприняли экономику предложения, заняв позицию, что создание денег и предоставление их богатым является наиболее библейски подходящим способом достижения национального процветания. Возможно, самым амбициозным теологом нового вероучения был Джордж Гилдер, чья книга "Богатство и бедность" стала бестселлером в 1981 году, на заре революции Рейгана. Те, кто считал, что деньги нельзя просто создать, погрязли в старомодном безбожном материализме, утверждал Гилдер; они не понимали, что точно так же, как Бог мог создать что-то из ничего, его величайшим даром человечеству была способность делать это таким же образом. И поступать так было не высокомерно, а в соответствии с Божьими намерениями: Создание денег было даром, благословением, направлением благодати; обещание, да, но не то, которое может быть выполнено, даже если облигации постоянно продлеваются, потому что через веру (“в Бога мы верим”) их ценность становится реальной. “Соединенные Штаты, - пишет Гилдер, - должны преодолеть материалистическое заблуждение: иллюзию, что ресурсы и капитал, по сути, являются вещами, которые могут закончиться, а не продуктами человеческой воли и воображения, которые при свободе неисчерпаемы”. Такие излияния вдохновили евангелистов, таких как Пэт Робертсон, объявить экономику предложения “первой поистине божественной теорией создания денег”.

Эта новая порода капиталистических евангелистов не смогла признать, что подавляющее большинство “создаваемых” денег на самом деле было результатом дефицитных расходов для финансирования растущей армии США, практики, которой жадно следовал Рейган и которая достигла своего пика при Джордже У. Буш. Более того, до тех пор, пока Китай не стал нашим главным кредитором, деньги “заимствовались” почти исключительно у Западной Германии, Японии, Южной Кореи и Саудовской Аравии — всех стран, которые находились под военной защитой США. В конце концов, “продукты человеческой воли и воображения” были подкреплены материальными силами: не столько полями, заводами или даже нефтяными скважинами, сколько авианосцами и ракетами с лазерным наведением. Тем более любопытна одержимость христианских фундаменталистов войной с Ираком, который они часто называли между собой “Вавилоном” — родиной указа о прощении долгов и беспроцентной коммерческой экономики.