Конец ноября 2006 года
Письмо Саши
Привет!
Скоро можете нас ждать. Как только мы приехали из вояжа по Вирджинии, я получил уведомление из Москвы, что в декабре истекает пять лет с начала моей командировки, а по сему, мне надлежит вернуться на родину по завершении этого срока. День в день.
В мировой дипломатической практике с 19-го века принята ротация кадров. Считается, что, если дипломат служит в какой-то стране больше пяти лет, то он уже начинает неосознанно выражать интересы страны пребывания. К тому же, служба в разных странах расширяет кругозор дипломата, он накапливает опыт и глубже может осмыслить систему международных отношений.
Короче, я начал собирать чемоданы. Под завершение моей миссии меня направили на очередную ооновскую конференцию в Сан-Франциско. Мы туда направились вдвоем с Леной.
Надо сказать, что Сан-Франциско не менее знаменательно для Организации Объединенных Наций, чем Нью-Йорк, где находится ее штаб-квартира. В апреле 1945 г. после месяца переговоров между главой советской дипломатии, наркомом иностранных дел СССР В.М.Молотовым и руководителем американской делегации, сенатором-республиканцем Артуром Хендриком Ванденбергом, в Сан-Франциско была завершена работа над окончательной редакцией Устава ООН.
Проект был представлен на утверждение конференции, на которую были приглашены 42 страны, объявившие войну Германии или Японии до 1 марта 1945 г. Приглашения рассылали от имени СССР, США, Великобритании и Китая, правительства которых в свое время (1 января 1942 г.) подписали Декларацию Объединенных Наций. В дальнейшем количество участников Сан-Францисской конференции увеличилось до 50 государств. Конференция продолжалась до 26 июня 1945 г. и завершилась подписанием Устава, который вступил в силу в октябре того же года, после чего ООН начала свою работу.
Среди тех, кто подписывал Устав (его подписывали все семь основных членов советской делегации) был и дед Лены - Новиков Кирилл Васильевич.
Ранее он участвовал в качестве Генерального секретаря советской делегации на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Впоследствии К.В.Новиков служил первым советским послом в Индии (1947-1953 гг.) после обретения ею независимости, а позже заведовал в МИД СССР направлением, связанным с международными организациями, включая ООН.
Соответственно, первым местом, которое мы посетили в Сан-Франциско, была Площадь Организации Объединенных Наций (часто сокращенно ООН Плаза или UNP), которая была реконструирована и названа 1975 году в ознаменование создания ООН и 30-й годовщины подписания Устава ООН 26 июня 1945 года.
Отдав дань ооновскому прошлому, за неимением достаточного свободного времени мы поспешили приступить к осмотру дежурных достопримечательностей. В первый день мы решили осмотреть центральную часть города, а самым центром считается Юнион-сквер.
Проект центральной площади Сан-Франциско, только что отвоеванного у мексиканцев, был подготовлен за два года до начала Золотой лихорадки, в 1847 г. Своим названием площадь обязана митингам в поддержку Армии Союза (Union Army), более известной как Армии Северян. Массовые акции проходили здесь накануне Гражданской войны в США в 1860-м и во время нее. Отсюда и название – площадь Союза (Union Square). В 1903-м в центре Юнион-сквер появилась важная историческая достопримечательность – памятник Джорджу Дьюи (Dewey Monument). Он был командующим флотом США во время Испано-американской войны и единственным в истории, кто удостоился высшего воинского звания во флоте США – адмирала. Колона высотой 26 метров и диаметром 1,5 м. После большого землетрясения 1906 года Юнион-сквер стал главным торговым центром в Сан-Франциско, а в 1942 гг. под площадью построили первую в мире подземную парковку. Объект занимал 4 уровня и вмещал 1700 автомобилей. С тех пор аллеи, лужайки и монумент в центре Юнион-сквер стоят на крыше огромного подземного гаража. Вокруг площади сосредоточены большие магазины, в том числе главный в мире магазин «Levi's» - именно в Сан-Франциско баварский еврей Леви Штраус и портной из Невады Джейкоб Дейвис запатентовали металлические заклепки на мужских штанах, позже названных джинсами.
Часто в сквере проводят выставки картин или нечто подобное. В 1903 г. в центре площади воздвигли памятник-колонну, увенчанную бронзовой статуей богини Победы.
С Юнион-сквер можно отправиться в любую сторону Сан-Франциско на любом виде транспорта, включая кабельный трамвай. Это немаловажно, так как пешком перемещаться по городу довольно тяжело. Дело в том, что город расположен на холмах: семи больших и 36 мелких. Самый живописный носит название Russian Hills. Я думаю, в честь этой местности в Америке назван аттракцион "Русские горки".
Русские колонисты прибыли в эти места 200 лет назад раньше других европейцев. Причем прибыли с севера с уже довольно освоенной Аляски. Поселенцы стали успешно развивать скотоводство и земледелие, занялись и виноградарством. Здесь же в те времена соорудили первые судоходные верфи и ветряные мельницы. В 80 км от Сан-Франциско сохранились постройки первого русского поселения в Калифорнии, всем известного форта Росс, но мы за неимением времени туда поехать не смогли. Однако и в самом Сан-Франциско довольно много российских следов. “Рашен” - название это один их многих холмов города получил в связи с первыми российскими эмигрантами более позднего времени. Именно здесь в своё время обосновались сторонники странного ответвления православной церкви – молокане. Самоназвание течения молокане объясняют словами из Первого соборного послания апостола Петра: "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное МОЛОКО, дабы от него возрасти вам во спасение", - то есть у молокан библия ассоциируется с образом духовного молока, которым окормляется человек. Эта христианская община не признает икон и святых, а также церковной иерархии. Не поклоняются они и изображению креста (по их мнению нельзя поклоняться орудию пытки) и, соответственно, не крестятся. А ещё молокане не едят свинину, не курят и не пьют - в общем, "неблагонадёжная" в политическом и религиозном плане прослойка общества! В царской России религиозное течение молокан признали „вредной ересью“.
В середине XIX века российские власти, не допускавшие инакомыслия, выслали их из Тамбовской, Саратовской и Воронежской губерний на Кавказ (по большей части в Армению), на границу с Турцией и Персией. В 1879 г. была объявлена всеобщая воинская повинность, которую молокане, по религиозным принципам, не могли нести. В 1900 году молокане решили направить ходоков в Канаду и США, где в то время не было общевоинской повинности. По возвращении все они представили братии свои отчеты о поездке. Они отметили чуждость США русским традициям, "наше потомство потеряет там свой родной язык, все свои традиции и в третьем потомстве исчезнет, т.е. смешается с другими нациями", но "там существует свобода религий и нет всеобщей воинской повинности, и наши дети будут избавлены от этого страшного бича". Еще они поведали, что в США "много свободной плодородной земли. Здесь мы имеем по 3-5 десятин земли на семью, а там нам обещали дать по 30-50 десятин пашни и по 50-100 десятин неудобий и леса (1 десятина – 1,1 га)". В 1902 году община молокан на Кавказе большинством голосов приняла решение переселяться в США.
Примерно 60% членов общины получили от российских властей загранпаспорта, остальные 40% семей имели сыновей, подлежащих воинской повинности, и им было отказано в выезде из страны. Этим семьям пришлось нелегально переходить границу с Турцией и Персией.
С 1861 по 1915 год из Российской империи выехало около 4,6 млн. человек, из которых примерно 40-45% переселились в США. Согласно переписи населения США 1910 года, в Америке проживало 1,7 млн. эмигрантов из России. По разным оценкам, с 1910-го по 1917-й в США переселилось еще около 300 тыс. российских граждан. Однако около 80% эмигрантов составляли евреи, поляки, немцы, финны, украинцы. Собственно на самих русских приходилось только 20% миграции, или примерно 350-400 тысяч человек, большая часть которых была сектантами.
Стоимость проезда из России в США (до Нью-Йорка, а селились они в основном в Сан-Франциско и его окрестностях) оказалась 150-200 рублей на взрослого (75-100 долларов). Примерно 75% расходов на переселение молокан взяли на себя писатели Лев Толстой, Максим Горький, купцы-староверы и комитеты русской интеллигенции, действовавшие в крупных губернских городах.
Исповедуя принцип «не убий» и считая себя «гражданами небесной империи», молокане отвергали солдатчину и войну, а поэтому избегали принимать американское гражданство. Но "страшный бич" воинской повинности, от чего они бежали из России, настиг их и в Соединенных штатах. Когда весной 1917 г. США вступили в Первую мировую войну, молокане отказывались регистрироваться в солдаты, за что автоматически попадали в тюрьму. Некоторые из них объявляли там голодовку, а в форте Рили двое в результате голодовки умерли.
Сегодня трудно определить численность потомков «старых русских» переселенцев, так как они в переписях населения участвовать отказываются, а на вопросы представителей властей дают неопределенные ответы. По данным же Энциклопедии американских этнических групп, к 1970 г. только в Калифорнии проживало «около 20 тысяч русских молокан, 15 тысяч русских староверов, 5 тысяч русских пятидесятников». В России молокане до наших дней сохранились лишь в Ставропольском крае. В Армении до сих пор существует несколько молоканских сел.
После революции в России русскоязычная община Сан-Франциско пополнилась остатками белого движения. Ещё чуть позже прибыли бывшие военнопленные, не пожелавшие после окончания Второй мировой войны вернуться на Родину. Ну, а последняя волна эмиграции из Советского Союза началась ещё в 70-годах прошлого века и продолжилась в годы перестройки и в лихие 90-е.
Наибольшая концентрация русскоязычного населения Сан-Франциско наблюдается на бульваре Гири. Там есть православный храм.
По Русским холмам ходят старинные канатные трамвайчики. Там же можно сделать фото невероятной ленты городской дороги, играющей с высотами, вверх-вниз, вверх-вниз.
На сегодняшний день, как пишут, это последняя в мире система общественного транспорта, который движется за счет троса и управляется кондуктором вручную. Первая линия канатного трамвая, появившаяся в 1873 году, оказалась невероятно популярной и прибыльной, что позволило в дальнейшем построить дополнительные линии. Поездка по городу в старинном трамвайном вагончике, действительно, производит незабываемое впечатление!
Недалеко от Русского холма наше внимание привлек комплекс с колоннами в древнеримском стиле. Оказалось, это Дворец изящных искусств, который был создан для Панамско-Тихоокеанской международной выставки 1915 года. Дворец внесен в Национальный реестр исторических мест США.
К той же международной выставке 1915 года было приурочено строительство Сити-Холла Сан-Франциско. Особенно впечатляет грандиозный купол в стиле барокко. Очень похож на базилику святого Петра в Риме, а еще интересно, что этот «капитолий» даже выше, чем столичный в Вашингтоне, не говоря уж о Капитолии в столице Калифорнии - Сакраменто!
Здесь же на холме возвышается прекрасный протестантский собор Грейс (Grace Cathedral) – самый большой епископский собор на Западном побережье.
Еще обратила на себя наше внимание в тот день башня Трансамерики – Transamerica Pyramid (высотой 260 м), c 1999 года принадлежащая нидерландской страховой компании.
На следующий свободный от конференции день мы наметили посетить Мост Голден Гейт, Китайский квартал и набережную Сан-Франциско, но об этом в следующей депеше.
Пока.
Ваш окормляемый духовным молоком Устава ООН,
Александр