Найти тему
Posrednik CG

Классика боевой фантастики - "Мир смерти" Гарри Гаррисона

Обложки американских комиксов по "Миру смерти"
Обложки американских комиксов по "Миру смерти"

Цикл «Мир смерти» («Deathworld») Гарри Гаррисона является одним из наиболее известных творений великого мастера фантастики. А начиналось всё в 1960 году с романа «Неукротимая планета», заложившего основу целой вселенной, в которой происходят приключения главного героя повествования, Язона дин Альта.

Азартный игрок, мелкий мошенник (за счёт наличия слабого психокинеза), достаточно эгоистичный человек – вот он наш протагонист. Но в силу определенных обстоятельств Язон оказывается в мире, где от его изворотливости мало толку. Здесь всё решает мощь. Физическая, энергетическая, взрывная. На каждый удар можно ответить лишь более страшным ударом. Имя этого мира – планета Пирр.

Здесь живут люди. Но не простые, а очень сильные, жестокие и бесстрашные. Я сказал живут? Слово «выживают» подходит лучше. Единственный город-крепость против полностью враждебной к человечеству планеты. Всё здесь против людей. Удвоенная сила тяжести, ужасный климат, сейсмическая активность, ядовитая растительность. Но главное – животные. Хотя называть животными орды злобных монстров, желающих лишь добраться до какого-нибудь человечка, язык не поворачивается. Поганые твари! Но стены города высоки и крепки, орудия заряжены, периметр заминирован… А если и проберутся чудища, то их встретит ураганный огонь из тысяч стволов. Ведь у каждого пиррянина есть оружие. Что за человек без «пушки»? Труп.

Главный герой – авантюрист без чётких моральных ориентиров в начале повествования, по ходу сюжета начинает преображаться. Вместо того, чтобы отсидеться, созерцая на мониторах «сериал о бесконечной войне», Язон пытается докопаться до причин такой взаимной ненависти и агрессии. Конечно, самолюбие парня играет в этом деле не последнюю роль. Ведь физически уступая абсолютно всем пиррянам (часто даже детям), он хочет доказать, что умнее. И что сила не всегда должна быть на первом месте.

Следует отметить достаточно интересный и, к сожалению, во многом пророческий подход Гаррисона на воспитание детей в этом «мире смерти». Малышей учат выживать, при этом превращая их, по сути, в зомбированных убийц, готовых стрелять во всё, что движется. Общие знания о мире, литературе, искусстве и прочих бесполезных атрибутах праздного общества не нужны. Конечно, местные дети уже с семи лет способны постоять за себя в бою со многими опасными тварями, но всё в жизни для них делится только на своё и чужое. Своё – нормально. Чужое – убей. И даже думать почти не надо. Повинуясь рефлексу, пистолет сам буквально запрыгнет в руку, а палец надавит на гашетку… Сколько сейчас мальчишек в Африке или на Ближнем Востоке стреляют и убивают, только потому, что им промыли мозги соответствующим образом? И нужно понимать, что их общество такое же закрытое, как и планета Пирр. Нет никаких иных точек зрения. Ты – воин. Иди и убивай! А то, что есть твои же соотечественники, которые выбрали другой путь, стараясь жить хоть в какой-то гармонии с миром… Так они враги. И шлёпнуть их при случае отнюдь не зазорно.

Старые американские обложки первого романа из цикла "Мир смерти" - "Неукротимая планета"
Старые американские обложки первого романа из цикла "Мир смерти" - "Неукротимая планета"

Вообще «Неукротимая планета» - очень эпичное произведение. Сильные люди против ужасных тварей. Местные женщины как амазонки или валькирии, а мужчины – прямо-таки спартанцы. Жестокая романтика войны… Хотя Гаррисон как раз наоборот пытается показать весь её ужас.

Если попытаться поискать в романе подтекст, то вполне ясно вырисовывается мысль автора. Человек не должен воевать со своей планетой, истребляя её флору и фауну с маниакальным наслаждением. Есть и другой путь. Но чтобы по нему пойти нужно изменить мировоззрение. А это, зачастую, самое сложное. Учитывая год написания романа, разумеется, можно усмотреть в нём и политическую подоплёку. Но вывод в любом случае следует очень верный. Взаимное уничтожение – не выход. Нужно уметь договариваться.

Подводя итог, нужно сказать, что перед нами великолепный экземпляр качественной боевой, но умной фантастики, ставший классикой жанра. Отличная динамика сюжета, эффектные баталии, простой и понятный язык, юмор – всё это доставляет огромное удовольствие при прочтении. Гаррисон – очень «драйвовый» писатель, как сказал мне однажды знакомый. И я с ним полностью согласен.

Вот бы увидеть экранизацию «Неукротимой планеты»! Но интуиция мне подсказывает, что скорее всего нас ждёт очередной «Человек-дельфин» или «Человек-тапок», к примеру.

Автор: Railgun

#фантастика #гаррисон #мир смерти #фантастические книги

Фэнтези
6588 интересуются