Квентина Тарантино можно заслуженно отнести к одному из гениальнейших режиссеров и сценаристов современности, чьи картины будут на слуху еще многие поколения вперед. Привлекательна именно его фантазия и четко сформировавшийся вкус в отношении художественного оформления киноленты. Его стиль узнаваем повсюду, а его работы умудряются еще и проникнут в душу щепетильными вопросами о мире и истории. В последнее время Тарантино действительно ударился в историю, подмечая позорные пороки человечества. В 2009 году он обратился к теме войны, а в 2012 к теме рабства в США, сняв спагетти-вестерн «Джанго освобождённый».
Синопсис Практически накануне Гражданской войны в США одинокий путник по имени Доктор Шульц останавливает конвой с целью покупки беглого раба Джанго. Встреча заканчивается недолгой перестрелкой, в результате которой конвоиры жестоко убиты, а Джанго благодаря своему новому другу, охотнику за головами, Шульцу становится свободным человеком. Джанго становится партнером Шульца в его деле, но он сам преследует цель – найти и освободить свою жену, тоже беглую рабыню по имени Брумхильда, которая оказывается на плантации циничного и жестокого рабовладельца Келвина Кэнди, встреча с которым обернется для партнеров финальным сражением.
Игра актёров Еще одна особенность фильмов Квентина Тарантино – это особый подход к подбору актеров. В его фильмах могут участвовать актеры разных мастей, как великие мастера, так и едва замечаемые таланты. Актера можно узнать по лицу, но при этом его участие может ограничиться лишь несколькими секундами, и то всего-то появляется в окне, как это произошло с Эмбер Тэмблин. При этом Тарантино в своих фильмах придумывает уникальные и ярчайшие по-своему образы героев, которые цепляют своим характером, складом ума, мировоззрением. Причем независимо от того, герой это, антигерой или антагонист – он всегда завоевывает симпатию. Конечно, многое зависит от актера, которому доверили исполнение той или иной роли. В случае с «Джанго освобожденным» хотелось бы отметить, в первую очередь, Кристофа Вальца, который в определенной степени воплотил похожий на Ганса Ланду образ, которому свойственны сдержанность, острый ум и красноречие, но на этот раз предстал в роли именно героя и борца за невинных, готового пожертвовать собой, лишь бы не поскупиться собственными моральными принципами. Также я бы отметил Леонардо Ди Каприо в роли Келвина Кэнди, жестокого, циничного человека, чье представление о морали и порядочности искажено до такой степени, что вызывает лишь одно отвращение, несмотря на внешнюю привлекательность. В фильме в целом удались именно мужские образы. В данном случае следует упомянуть Сэмюэла Л. Джексона в роли дворецкого Стивена, который до такой степени отравлен институтом рабства, что просто не отдает себе отчет о том, что правильно, а что преступление даже с точки зрения религии.
Режиссура Режиссерский стиль самого Тарантино уже изучается во многих киношколах мира, при том что сам режиссер никогда никакого образования не получал, всё его творчество – это результат просмотра безмерного количества фильмов. При это все его фильмы представляют собой хитросплетение и синергию лучших кинематографических штампов, которые задают фильму особую энергичную атмосферу, погружаясь в которую, ты оказываешься в настоящем экстазе. В случае с «Джанго освобождённый» у Тарантино получился синкретизм спагетти-вестерна и мелодрамы, причем этот вестерн был перенесен с Дикого Запада на Дикий Юг, точнее, рабовладельческий Юг, где мир живет по своим уставам, правилам и представлениям о жизни, идущим в полный разрез норме морали, где такие же люди просто «предмет мебели», а не живое существо, где просто немыслимо, чтобы этому существу в принципе взбрело в голову поднять руку на своего хозяина, да еще одержать победу. Тарантино разыгрывает настоящий спектакль, наполняя её полным абсурдом, особой эстетикой и сатирой над американским прошлым, изобличая тех пороки, которая его страна старается забыть.
Сценарий Помимо режиссуры Квентин Тарантино еще знаменит своими сценариями, поскольку для каждого фильма он практически единолично сочиняет сюжет. Многие кинокритики и обычные зрители отмечают саму сюжетную структуру и прописанные диалоги. Фильм может показать произвольным набором историй, но в действительности это цельная картина. Действие «Джанго освобожденного» происходит в 1958 году, как раз на кону Гражданской войны. В определенной степени сюжет фильма – это её пролог, намек на то, что это кровавое противостояние было неизбежным. Мы видим, как где-то в Техасе группа работорговцев ведет купленных ими рабов на Юг. Внезапно у них на пути возникает скрипящая повозка, управляемая красноречивым дантистом Доктором Шульцем. Шульц хочет купить у работорговцев конкретного раба по имени Джонго, поскольку тот в лицо знает братьев Бриттл – отморозков, которые привели его в эти кандалы, и силами которых он был разлучен со своей женой Брумхильдой.
Тем не менее, диалог не налаживается, и доктор Шульц, который оказывается профессиональным охотником за головами, устраняет работорговцев и освобождает Джанго о его собратьев от цепей. Сам Шульц уже давно охотится за братьями, а посему искал Джанго. В дороге герои узнают друг о друге и становятся настоящими друзьями. Шульц, будучи немцем, не воспринимает Джанго как раба, а Джанго видит в Шульце себе равного. Вскоре они находят и братьев Бриттл, и даже становятся партнерами по ремесле. Причем Джанго открывает в себе удивительный талант во владении оружием. И вот наступает момент, когда Джанго решает отыскать свою жену на плантации жестокого и беспощадного рабовладельца Келвина Кэнди. Но спонтанный приезд не сулит ничего хорошего. Поэтому героям предстоит разыграть целый спектакль, но он идет не по плану.
Итог В общем и целом, «Джанго освобожденный» - очень атмосферное кино, в котором идеально сочетаются стилистика «под старину», режиссура, сценарий, актерская игра, работа оператора, музыкальное оформление и работа художников-постановщиков. В то же время фильм несет в себе глубокий смысл и напоминание о том, что эту страницу истории нельзя просто так забывать. В общем, рекомендую к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм был удостоен двух премий Оскар, включая за лучший сценарий (Квентин Тарантино) и лучшую мужскую роль второго плана (Кристоф Вальц).
- Во время одной из сцен Леонардо Ди Каприо по-настоящему разбил стакан, ударив кулаком по столу, но, несмотря на кровь и боль, не остановился, сыграв сцену до конца. Тарантино был так восхищен этим, что вставил в окончательную версию фильма эту версию без каких-либо изменений.
- В одном из эпизодов участие принял итальянский актер Франко Неро, который в свое время сыграл главную роль в фильме Серджо Корбуччи «Джанго».