Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Воронежской области «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий» при поддержке департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области со 2 по 25 ноября 2021 года был проведён региональный заочный конкурс профессионального мастерства «Лучший в своём деле», в котором студентка БФ ГБПОУ ВО «ГПК» 43 группы Свешникова Мария награждена дипломом первой степени в номинации «Эссе».
Вот космонавт,
Вот музыкант,
Вот повар,
Вот строитель.
Но кто же
Всех их выучил?
Их выучил
Учитель!
В. Данько.
Учитель должен быть артист,
художник, горячо влюблённый в своё дело.
А. П. Чехов
Кем ты хочешь стать? Думаю, что многим в юности неоднократно задавали этот вопрос. Каждый на него отвечал по-разному: кто-то хотел быть космонавтом, кто-то – балериной, а кто-то – даже и президентом. Но, если спросить у любого человека, какая самая нужная, востребованная профессия, без которой немыслимо современное общество, то вот с этим, я думаю, со мной согласятся все – учитель.
Первое знакомство с профессией
Будучи ещё маленькой, я часто с мамой ходила к ней на работу в школу и с большим интересом слушала и наблюдала за всем процессом её общения с ребятами. Я видела, насколько они увлечены беседой, насколько им интересно познавать всё новое, и частенько представляла себя на месте ученицы …
1 сентября 2009 года
И вот раннее утро … На часах 6.40. «1 сентября! Мама, сегодня я, наконец-то, пойду в школу!» – с восторгом произнесла я. Вот-вот, уже через пару часов, увижу своих одноклассников, с которыми проведу девять незабываемых лет.
Наверное, каждый запоминает то, что с ним произошло впервые. Ведь эмоции, которые ты получил в первый раз, никогда не повторятся. Не стираются из памяти и эмоции от встречи с первым учителем.
Мне безумно хотелось в школу! Но сколько волнения перед неизведанным было в моём маленьком детском сердце, готовом выскочить из груди. Именно добрая и радостная улыбка моего первого учителя помогла мне справиться с переживаниями. Приятная, справедливая, готовая всегда помочь, весёлая, в меру строгая моя любимая Доброскокина Людмила Николаевна. Она открыла мне дорогу в мир знаний, научила любить, сопереживать, заботиться, не унывать, она вложила в меня частичку своей души.
Я думаю, что именно от первого учителя зависит успешность дальнейшего пребывания ребёнка в школе. Ведь ребёнок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на её страницах.
Жизнь – вечная школа
Школа сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, независимо от того, маленький Вы или взрослый. Она учит нас многому и не только в области знаний. Говорят, что школа – это второй дом, в котором ребёнок проводит половину своего детства, а детство – это старт во взрослую жизнь. Эти слова имеют место быть и в моей жизни. Моё детство и школьные годы были счастливыми, яркими и запоминающимися. Школа научила меня дружить, любить, воспитала во мне силу воли, чувство долга, честность, ответственность и научила всегда идти вперёд. Приобретённые качества и желание продлить детство, конечно же, повлияли на выбор моей будущей профессии. Мне очень хочется поделиться со своими будущими учениками всем, что я знаю, вложить в них все самые лучшие качества для успешной жизни в будущем.
Моё первое взрослое представление о профессии
Ещё учась в школе, я часто представляла себя на месте учителя. Представляла, как будет выглядеть обстановка в моём классе, какие у меня будут дети, как я буду вести уроки с ними, а они мне отвечать.
После окончания школы я поступила в филиал Губернского педагогического колледжа в городе Бутурлиновке. Будучи ещё на первом курсе, я с нетерпением ждала практики и часто спрашивала: «Когда же мы уже пойдём в школу?».
Каждый молодой специалист желает, несомненно, быть лучшим в своём деле и отлично знать свою работу. А мне бы хотелось, чтобы детям я была интересна, в первую очередь, как старший товарищ, друг, чтобы мне доверяли.
Действительно, молодой учитель является будущим современного образования, и практически каждый в начале своей профессиональной деятельности задавался вопросом: «Смогу ли я учить детей?». Конечно, в любой профессии, нужно ориентироваться на современные взгляды и принципы обучения и воспитания, но не стоит забывать и о том огромном багаже мудрости, которым нас обогатили целые поколения преподавателей прошлого. Каждый уважающий себя учитель знаком с трудами выдающихся учёных-педагогов: Л. С. Выготского, Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко и многих других.
Сейчас мы часто замечаем, что ребята без энтузиазма посещают школу. Но, если они будут знать о том, что их ждут дружный класс и учитель, который их очень любит, они позабудут о своём нежелании. Прививать любовь к школе, к самому процессу познания, воспитывать человечность – вот к чему должен, прежде всего, стремиться учитель.
Время, куда ты летишь?
XXI век – век новых технологий, век больших возможностей. Современные дети легко управляются с гаджетами, легко разбираются в настройке телефона, в установке программы на компьютере, легко находят информацию на любую интересующую их тему. Нынешние ученики не боятся задавать вопросы, их интересы разносторонни. Внимание таких учеников может привлечь к себе только человек, идущий в ногу со временем, умеющий работать по-новому.
Сегодня и учителю доступен любой масштаб информационного пространства – только успевай совершенствоваться! Не забывай о современных запросах общества, ради которых создан федеральный государственный образовательный стандарт, и о будущих результатах своей (учительской) работы: выпускник школы должен уметь легко адаптироваться в любой жизненной ситуации, легко переучиваться, иными словами быть полноценной социализированной личностью.
Да, время изменило подход к образованию! Я, как будущий учитель, вдохновляюсь на поиск новых подходов к обучению и воспитанию.
Маленькие успехи
На протяжении всего обучения в колледже, при посещении уроков, проведённых другими учителями, я записывала многие методические рекомендации в копилку для будущей профессии. При этом я не просто следую советам опытных педагогов, а стараюсь дополнить и разнообразить уроки собственными находками. Хотя, в связи с эпидемиологической обстановкой в мире, не удаётся в полной мере насладиться днями практики, но я не отчаиваюсь. Наоборот, стараюсь включать в каждый проводимый урок интересный материал и свои придумки для пробуждения интереса ребят и, конечно же, вкладываю в каждого из них свою душу. Ведь без расположения учителя к детям урок пройдёт напрасно. Моя открытость и моё искреннее отношение к людям очень мне помогают на уроках и позволяют детям раскрываться с неожиданно приятной стороны: они не боятся отвечать, предлагать новые решения той или иной проблемы.
На третьем курсе нам было предложено поработать целый месяц в лагере дневного пребывания. Преподаватели говорили нам: «Будет, конечно, сложно. Большая нагрузка и ответственность. Но, поверьте, эта практика никого из наших студентов не оставила равнодушным, они возвращались совсем другие, понимая, что эта профессия – целая жизнь». И как же преподаватели были правы … Как же было тепло, весело, уютно с детьми, я буквально растворялась в этой атмосфере. Даже учителя, которые помогали нам, сами становились моложе, забывая в процессе игр, что это их работа. Как было приятно слышать: «Какая Вы классная! Дадите свой номер телефона?», и, приехав домой, подолгу разговаривать по телефону с детьми о том, как им нравится в лагере, как много у них игрушек, как зовут братиков и сестричек, кем они хотят стать, о том, какие у них друзья.
А задумывались ли Вы, как много людей ходят на работу без желания с фразой: «Ну, деньги же нужны. Куда тут ещё устроишься?». Работа должна нравиться, чтобы хотелось вставать рано утром и, невзирая на все хлопоты повседневной жизни, не теряя присутствия духа, внутренней уверенности, идти к своей мечте, развиваться, наслаждаться тем, к чему стремится душа.
Будущим специалистам, которые сейчас учатся в школе, я хочу сказать: «Выбирайте, профессию с детства. Пробуйте себя в лепке из пластилина, рисовании, строительстве домов из конструктора, в механике, когда будете разбирать свою маленькую детскую машинку, чтобы выяснить, что не так. Человеку дана целая жизнь, чтобы понять своё призвание, осуществить любую мечту. Главное – ваше желание и стремление к ней. А я постараюсь доказать, что всё возможно, став лучшим учителем».
Дайте мне возможность делать то, что я люблю, и я сделаю большое, важное дело!
Годы обучения, проведённые в колледже, дополнили моё представление о выбранной профессии. Учитель – это не просто старший друг, к которому можно обратиться за советом, не просто собеседник. Быть учителем для меня сегодняшней – это значит достучаться до каждого ученика, понимать, что значит учение для конкретного ребёнка, и что я могу дать этому ученику. Пытаться увидеть глазами ребёнка тот мир, в котором он учится и получает новые знания.
Мои будущие ученики будут активными, деятельными, будут создавать интересные проекты, занимать призовые места в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Я стану для них учителем, который сможет научить их грамотно писать и говорить, породит в них потребность думать, отстаивать свою точку зрения. Я буду стремиться к тому, чтобы, уходя с уроков, мои ученики становились не только умнее, но и чуточку добрее, лучше, справедливее.
… Вспоминаю сейчас, как мне часто в детстве задавали вопрос: «По маминым стопам пойдёшь? Тоже учителем будешь?». На что отвечала всегда с гордостью: «Да!». И как же мне было приятно, когда после проведения каждого урока в школе, все ребята класса подбегали ко мне и говорили: «Спасибо за урок! Вы ещё останетесь? Не уходите! Приходите к нам ещё, мы будем ждать!» … Я думаю, что каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы слышать такие слова.