Найти тему
Живу в мире

Исключительный и самый высокий храм в Поволжье. История Петропавловского храма в Казани

В дореволюционной России существовало требование, которое не разрешало на территории одной епархии строить более двух одинаковых храмов. Но речь в этой статье пойдет о соборе настолько редкой красоты и необычной конструкции, что подобного ему нет и во всей России. По оригинальности он стоит в одном ряду с собором Василия Блаженного в Москве и Строгановской церковью в Нижнем Новгороде.

Петропавловский храм в Казани в стиле "русское барокко", уникальное во всех смыслах сооружение, построено было на средства богатейшего в государстве купца, наделенного привилегиями Гостиной сотни, промышленника и мецената И. А. Микляева (также МиХляева), который за годы жизни способствовал возведению и многих других церквей в округе. Подготовительные работы к закладке храма начались в 1720 году. Новую церковь строили на месте одноименной деревянной, известной еще с 1566 года. Храм и отдельно стоящую шестиярусную колокольню завершили в 1726 году.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

То, что начало стройки этого комплекса совпало с посещением Казани Петром 1, способствовало возникновению вокруг нее разных мифов. В 1722 году император по Волге держал путь к Каспийскому морю. Одна из остановок была сделана в Нижнем Новгороде, где государь, 30 мая, отметил свое 50-летие.

В начале июня его галера зашла в реку Казанку и встала на несколько ночей, о чем имеются собственноручные записи императора в "Юрналах"(походный журнал). В Казани, среди прочих дел, Его Величество проинспектировал казенные кожевенное и суконное производства и остался очень недоволен ведением дел. Одновременно отметил, что на подобных заводах, только частных, организовано все превосходно. Владел ими, а еще и винокурнями, И.А. Микляев, который также был успешным торговцем, речным судовладельцем, землевладельцем и кредитором. Петр 1 передал государственную суконную мануфактуру в управление образцовому хозяйственнику, что бы тот ее "...умножил и в доброе состояние привел.." с условием создания компании пайщиков из крупных купцов Поволжья.

Таким образом, утверждения, что Петропавловский храм возводился в честь посещения и празднования своего юбилея императором в Казани, а также как благодарность за дарение мануфактуры, являются заблуждениями. Еще, ссылаясь все на те же "Юрналы", можно отметить, что Петр 1 не жил в микляевском доме, который сохранился до наших дней, уже как одно из зданий швейной фабрики, и является древнейшим памятником гражданской архитектуры Казани 17 века.

Храм, о котором идет речь, находится в непосредственной близости от каменного двухэтажного дома Ивана Афанасьевича и недалеко от Кремля, в центральной части города, и имеет статус памятника федерального и республиканского значения.

Историко-архитектурный комплекс. Храм, колокольня, дом притча, дом И.А. Микляева, церковь Косьмы и Дамиана. Фото из открытых источников
Историко-архитектурный комплекс. Храм, колокольня, дом притча, дом И.А. Микляева, церковь Косьмы и Дамиана. Фото из открытых источников

То, что он был сохранен до наших дней в хорошем состоянии, это заслуга огромного числа мастеров, которые на протяжении веков что то дополняли в его облик, совершенствовали и несколько раз грамотно реставрировали, а благотворители, неравнодушные граждане Казани вносили свою лепту.

Старинные православные храмы несомненно являются образцами архитектурного искусства. Петропавловский собор сказочно красив! Современный облик его создавался постепенно. Амбициозный план Микляева построить исключительный и самый высокий храм в Поволжье был воплощен, но сначала потерпел неудачу. Почти готовое здание обрушилось из-за неправильных расчетов местных мастеров. После, на исправление такого положения, в Казань были направлены московские зодчие.

Результат их трудов - строение, конструкция которого в форме "восьмерик на четверике" высотой 52 метра с высоким парадным крыльцом и просторной галереей, а также башня колокольни в 49 метров, в последствии, были дополнены уникальным декорированием как внешне так и внутри.

Петропавловский храм и колокольня. Фото из открытых источников
Петропавловский храм и колокольня. Фото из открытых источников

Верхний летний храм на втором этаже освещен во имя апостолов Петра и Павла, а теплый нижний, на первом этаже - в честь Сретения Господня. К ним добавлены два предела во имя Неополимой Купины и Богородицы Живоносного Источника.
Для обогрева столь интересного здания под первым этажом была устроена печь с трубами.

Башня колокольни. 49 метров в высоту
Башня колокольни. 49 метров в высоту

Великолепие этого комплекса заключается в многоцветии и богатстве лепнины в виде разнообразных растительных орнаментов, которые украшают поверхность всех внешних стен и переходят во внутренние помещения.

Внешнее убранство храма. Фото из открытых источников
Внешнее убранство храма. Фото из открытых источников

Изобилие виноградной лозы, гирлянд из различных цветов и фруктов послужило тому, что храм получил народное название "Каменные висячие сады Казани".

На стене, что вдоль открытой галереи, огибающей здание, сохранились несколько подлинных старинных изразцов.

 Открытая галерея храма. Фото из открытых источников
Открытая галерея храма. Фото из открытых источников

Окна остеклены таким образом, что стекла синего и желтого цветов образуют крест. Особенную красоту таких рам можно отметить уже находясь внутри.

Остекление окон цветным стеклом
Остекление окон цветным стеклом

Другой составляющей внешнего оформления Петропавловского собора являются священные изображения. Точное первоначальное количество всех икон на фасадах неизвестно, сейчас это 87 святых образа, исполненных на железных листах. Их авторами являлись живописцы: учащийся Академии художеств И. Хрусталев из Царского села и учащийся Московского училища живописи, ваяния и зодчества С. Киселев из Сергиева Посада.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

За годы советской власти утрачены святые иконы, написанные на цинковых листах в человеческий рост. Они были поставлены в рамах на каменный фундамент и закреплены к ажурным кованным решеткам соборной ограды, построенной в 1850 году по проекту архитектора М. П. Коринфского.

Петропавловский собор и ограда с иконами в человеческий рост. Фото из открытых источников
Петропавловский собор и ограда с иконами в человеческий рост. Фото из открытых источников

Своеобразие крыши заслуживает отдельного внимания. По согласованию с Московским археологическим обществом она, вместе с куполами, была выкрашена в шахматном порядке в два цвета. Разные уровни ее декорированы подзорами с каймой, фигурами ангелов больших размеров, сквозными легкими узорами из железа разных форм.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Раньше главным входом в храм был тот, что с севера, с высокой лестницей.

Но сильно поврежденная после очередного пожара, она не восстанавливалась много десятилетий, в течении которых к храму подступили новые постройки. Сейчас посетить церковь можно, войдя с южного входа.

Вид на храм с южной стороны. Фото из открытых источников
Вид на храм с южной стороны. Фото из открытых источников

Нашему взору предстает трапезная, своды которой украшенные еще большей лепниной, такие вот "райские сады" и картинами с библейскими сюжетами. Далее через любую из трех арок можно уже подойти к редчайшей достопримечательности и главному украшению храма - иконостасу.

Семи-ярусный, высотой 25 метров, деревянной резьбы с золочением он не имеет равных в России. Что-то подобное можно увидеть и в иных православных храмах, но соотношения размеров икон и количества ярусов будут другие. Это чудо сотворил мастер Гусев.

Иконостас. Фото из открытых источников
Иконостас. Фото из открытых источников

Из 84 икон, находящихся на всех ярусах и написанных на золотом фоне, подлинной является только одна, почитаемая святыня, апостолов Петра и Павла, остальные же поновлены.
Подстать иконостасу и не раз восстановленные деревянные Царские врата, выполненные с применением техники сквозной резьбы.

Если поднять взгляд вверх, то нашему взору предстанет пространство в виде светового барабана высотой 38 метров. Такая внушительная высь опирается на достаточно небольших размеров основание. Это тоже редкая отличительная особенность данной постройки.

В 1890 году при содействии торговца часами и драгоценностями П. Климова на предпоследнем ярусе колокольни были установлены часы, которые действуют и поныне.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Подвальное помещение башни было отведено под склеп с саркофагом И. А. Микляева, который, увы, потом был разграблен. Еще при жизни (1667-1728) Иван Афанасьевич завещал свой дом Петропавловскому храму, но что-то пошло не так и воля его не была выполнена. Тогда, возможно, у здания была бы другая судьба.

Прослеживая многовековую историю собора Петра и Павла, нельзя не отметить испытания, выпавшие на его долю. Это пять пожаров: 1742,1749, 1815,1842 и 1774 годов. Крестьянская война (1773-1775) затронула эти места в полной мере, когда в 1774 году отряды Пугачева захватили Казань и подожгли ее.

После Октябрьской революции 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и настоящая война против веры и храмов. В 1930 году сняты и разбиты колокола, конфискованы ценности и арестован священник А. И. Боголюбов. Затем в 1939 году храм был закрыт совсем и там разместились помещения Партархива.
В нижнем храме долгое время существовал казанский планетарий, а верхний, в последствии заняли реставрационные мастерские Госмузея. Удивительно, что служащие этого учреждения, будучи хранителями исторических ценностей по долгу своей профессии, наносили урон зданию, доведя его до аварийного состояния.

К вышеупомянутым именам создателей собора Петра и Павла необходимо добавить следующие: П.В. Унженин - староста собора, М.Н. Литвинов - архитектор, А. К. Шмидт - зодчий, П. Малов - протоиерей, настоятель собора, В. Турин и Н. Мензитов - художники, С. Зайцев - купец и многие другие. Вызывает сожаление, что имена самых первых строителей храма неизвестны.
Также, мы не увидели, при посещении, какой-либо памятной таблички или мемориальной доски с упоминанием имени И. А. Микляева, имеющего прямое отношение к этому месту и зданию, человека незаурядного и видной личности того времени. Будем надеяться, что она появится в будущем.

Петропавловский собор был возвращен Русской православной церкви в 1989 году, благодаря силам общественности, поддержке СМИ и стараниям представителей Казанской епархии.

В разные времена эту жемчужину зодчества и его святыни посетили, начиная с Екатерины 2, все императоры, кроме Николая 2. Бывали здесь государственные и общественные деятели, поэт А.С. Пушкин, Ф. И. Шаляпин, живя в Казани, пел на богослужениях, А. Дюма и А. Гумбольд в свои произведения включили описание храма.

Посетили Петропавловский храм и мы, открыв для себя прекрасный источник радости, красоты, ощутив благоденствие и признав его исключительность.
#история #интересныефакты #храмы россии #православие #путешествия #казань #архитектура