Найти в Дзене

Муля, не нервируй меня. Как изменился бы смысл даже всего фильма, если бы слова эти произнести ласково

Замечали, что одного человека слушаешь с удовольствием, а с другим хочется зевать или вообще сбежать от него? И дело не только в энергетике или интеллекте собеседника. Мы реагируем на Интонационную Окраску Голоса ( такой термин есть в умных книгах), а говоря человеческими словами – на красочность, выразительность и эмоциональность речи. Интонация - это то неуловимое, на что мы откликаемся, не давая себе в этом отчёта. Согласитесь: одна и та же фраза может вызывать у вас диаметрально разную реакцию в зависимости от того, «каким голосом» она произнесена?
Помните, в рассказе Валентины Осеевой «Синие листья» есть такой диалог:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?- Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт! - Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять. "Надо так давать, чтоб можно было взять" – это как раз про то, что одно и то ж

Замечали, что одного человека слушаешь с удовольствием, а с другим хочется зевать или вообще сбежать от него? И дело не только в энергетике или интеллекте собеседника.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Мы реагируем на Интонационную Окраску Голоса ( такой термин есть в умных книгах), а говоря человеческими словами – на красочность, выразительность и эмоциональность речи.

Интонация - это то неуловимое, на что мы откликаемся, не давая себе в этом отчёта. Согласитесь: одна и та же фраза может вызывать у вас диаметрально разную реакцию в зависимости от того, «каким голосом» она произнесена?
Помните, в рассказе Валентины Осеевой «Синие листья» есть такой диалог:


— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?- Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт! - Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.

"Надо так давать, чтоб можно было взять" – это как раз про то, что одно и то же можно сказать по-разному.

А вот еще простой пример из жизни:

«Ну ты даёшь…» - произнёс он презрительно и отвернулся.
«Ну ты даёшь!» - восторженно взвизгнула дочь и кинулась меня обнимать.

Да, в тексте мне пришлось обозначить ИНТОНАЦИЮ соответствующими ей, интонации, действиями. Но каждому понятно, что ухо уловило бы эти оттенки речи и без помогающих глаголов «отвернулся» и «взвизгнув, кинулась обниматься».

А иногда с собеседником тянет зевать: у него монотонная речь, как будто плоская или чёрно-белая (и горе тем, кто будет слушать из зала такого оратора!)

Но всё не так плохо и страшно! Интонационную окраску голоса можно тренировать и развивать!

Дети овладевают интонационной выразительностью речи примерно к 4-5 годам, и этому они учатся в процессе своего роста: общения со взрослыми и сверстниками. У одних она яркая и взрывная, у других – более спокойная, может быть даже тусклая.

Это связано и с темпераментом, и с воспитанием. Но иногда дети, особенно дошкольники, просто не осознают значения интонации для передачи смысла речи или своего отношения к тому, что происходит.

-2

Роль интонации дети могут понять, если им дать возможность на примере почувствовать разницу: например, прочитать кусочек сказки сначала скушно и невыразительно, а затем тот же самый отрывок прочитать «в лицах» и красках. Я часто пользуюсь этим приёмом на театральных уроках, когда рассказываю о выразительности речи. Приём, надо сказать, беспроигрышный.

Родителям деток тоже важно общаться с ними разнообразно и немонотонно, ведь основные свои знания и представление о жизни они получают в семье, в общении с вами. Если заметили, что ваш малыш не очень эмоционален – подскажите ему, что выразительная интонация помогает не только точнее передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать настроение и чувства других людей.

Сегодня я хотела заострить ваше внимание на том, как важна интонация в общении взрослых друг с другом и с детьми. Для тех мамочек и папочек, кому интересна эта тема, в следующих публикациях расскажу о занимательных играх, которые развивают интонацию и выразительность речи у детей.

#театралка, #развивалки_от_театралки, #ШкольныйТеатр, #театр_детям