Найти тему

Караимские общины городов Южного берега Крыма в XIX веке

Автор - Прохоров Дмитрий Анатольевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры документоведения и архивоведения, Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

По всей видимости, караимская община в Ялте возникла не ранее середины XIX в. В соответствии с данными статистики, в 1847 г. в Таврической губернии проживало 3244 караима (1796 мужчин и 1448 женщин); при этом в Бердянском, Мелитопольском и Ялтинском уездах караимов не было. Одно из первых упоминаний о ялтинских караимах относится к 1863 г. – тогда в городе насчитывалось всего четыре караимских семьи (28 человек). В соответствии с данными Центрального статистического комитета МВД за 1863 г., в Ялтинском уезде проживало 33 караима; в 1866 г. в самой Ялте их насчитывалось 28 человек (13 мужчин и 15 женщин; при общем числе жителей в 1863 г. – 1110 человек).

По сведениям, представленным севастопольским караимским газзаном И. Султанским, в 1873 г. в Ялте число караимских семей возросло до пятнадцати, а в 1886 г. в самом городе и в уезде проживал 181 караим (100 мужчин и 81 женщина). В дальнейшем численность караимов в Ялте и Ялтинском уезде постепенно увеличивалась. Так, например, если в 1890 г. в самой Ялте насчитывалось 130 караимов (62 мужчины и 68 женщин; в уезде – 3 мужчины и 2 женщины), то в 1894 г. их было уже 154 человек (79 мужчин и 75 женщин; в уезде – 2 мужчин и 3 женщины).

В результате проведения «Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.» были собраны сведения, в соответствии с которыми в самой Ялте числилось 162 лица караимского вероисповедания (80 мужчин и 82 женщины), а в Ялтинском уезде – 15 человек (11 мужчин и 4 женщины). Причем среди жителей уезда грамотными являлись 12 человек (10 мужчин и 2 женщины), а по Ялте данные свидетельствовали о том, что грамотных было 106 человек (65 мужчин и 41 женщина), причем из них «грамотных по-русски» (то есть владевших русским языком) – 37 человек (15 мужчин и 22 женщины). В качестве родного русский язык указало 43 респондента (17 мужчин и 26 женщин); караимский язык – 109 караимов Ялты (57 мужчин и 52 женщины; из них получивших традиционное караимское образование – 45 мужчин и 17 женщин); турецкий язык – 10 человек (6 мужчин и 4 женщины; из них грамотных – 5 мужчин и 2 женщины). Проведенные в последующие годы переписи населения Ялты позволили установить, что в 1901 г. в Ялте проживало 480 караимов; к 1910 г. в городе насчитывалось 438 караимов (258 мужчин и 180 женщин); в 1914 г. караимов в Ялте и Ялтинском уезде было, соответственно, 527 человек (312 мужчин и 215 женщин) и 31 человек (17 мужчин и 14 женщин).

Одним из непременных атрибутов существования любой караимской общины являлось наличие молитвенного дома, или кенасы. О том, что караимский молитвенный дом в Ялте существовал уже начале 60-х гг. XIX в., становится известно из архивных документов – очевидно, он был открыт еще в августе 1859 г. Собственного здания у кенасы не было, поэтому размещалась она в наёмном помещении (располагалась в здании по ул. Игнатенко, 4).

Здание, которое занимал караимский молитвенный дом в Ялте (ул. Игнатенко, 4)
Здание, которое занимал караимский молитвенный дом в Ялте (ул. Игнатенко, 4)

В 1881 г. представители ялтинского караимского общества обратились к губернским властям с ходатайством об официальном открытии кенасы. Это прошение вскоре было удовлетворено, и по распоряжению Таврического губернского правления 18 марта 1882 г. в Ялте кенасу открыли. В приход ялтинской кенасы входили общины Ялты и Алушты, а газзанами при ней в разные годы состояли С. Дубинский (с 1882 г.; затем переведен на ту же должность в Полтавский молитвенный дом), Е.И. Майтоп и С.И. Гумуш (Кумыш). Габбаем (старостой) ялтинской кенасы был избран личный почетный гражданин Моисей Исаакович Кушлю, представленный, по ходатайству ялтинских караимов, в 1895 и 1904 гг. к различным наградам. Он и газзан Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) делегировались от ялтинских караимов на Съезд представителей караимских общин, проходивший в Евпатории с 1 по 10 ноября 1910 г. М.И. Кушлю и С.И. Гумуш также представляли ялтинских караимов на церемонии похорон Таврического и Одесского караимского гахама С.М. Панпулова в Евпатории в 1911 г. В 1910-х гг. габбаем ялтинской караимской кенасы был избран И.Я. Сарач.

Ялтинский газзан Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) (фото из журнала «Караимское слово», 1913  г.)
Ялтинский газзан Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) (фото из журнала «Караимское слово», 1913 г.)

Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) (1848–1913) являлся одним из старожилов Ялты, занимавшим пост духовного наставника караимов в течение более 40 лет. Трагической была его кончина – С.И. Гумуш умер 26 января 1913 г. от полученной травмы головы во время бури, разразившейся в Ялте 7 января 1913 г. Проводить своего пастыря в последний путь собралось почти все караимское общество города, а севастопольский газзан Т.С. Леви-Бабович и феодосийский газзан А.И. Катык произнесли над гробом покойного прощальные речи.

В Ялте значительную часть населения города составляли купцы и мещане, среди которых насчитывалось несколько состоятельных караимов: Г.С. Майкапар, Ю.С. Рофе, Е.О. Майтоп, А. Рофе, И. Рофе, И.Я. Бараш, Д.Я. Пембек, Ю.И. Рофе, Б. Илик, А.М. Кушлю, Э.И. Зурна и др. Так, например, ялтинский купец Исаак Рофе основал предприятие «Рофе и сыновья» и открыл ванно-лечебное заведение в центре Ялты. В 1897 г. во дворе гостиницы «Франция» (архитектор Н.П. Краснов; ул. Набережная, 4) были сооружены купальни, к зданию которых пристроили парадный портал в мавританском стиле из белого мрамора с цитатой из Корана «Будь благословен, как вода». Холл оформили в марокканском стиле с лепниной из гипса, а в самих купальнях Рофе установили ванны с подогретой морской водой для очистительного и общеукрепляющего лечебного эффекта.

 Парадный портал в ванно-лечебном заведении И. Рофе в Ялте (дореволюционное фото)
Парадный портал в ванно-лечебном заведении И. Рофе в Ялте (дореволюционное фото)

В предприятии «Рофе и сыновья» впоследствии были задействованы также его жена Назлы, ялтинская купчиха 2-й гильдии, старший брат Абрам и средний Овадья. В 1870-е гг. члены семьи Рофе торговали медицинским оборудованием и содержали ванно-лечебное заведение, гордостью которого «являлся роскошный султанский номер, а также великолепное обслуживание для каждого посетителя». Впоследствии ванно-лечебный комплекс Рофе перешел в собственность Ю.А. Пфейфера. Сегодня дом Рофе, построенный для ванного заведения на набережной Ялты, реконструирован под отель «Вилла София».

Villa Sofia Boutique Hotel в Ялте (современный вид)
Villa Sofia Boutique Hotel в Ялте (современный вид)

Одной из достопримечательностей Ялты конца XIX – начала XX в. стал книжно-табачный магазин караимского купца Исаака Абрамовича Синани (1855–1912). Фасад магазина соответствовал названию и был оформлен под русскую избу – «Русская избушка И.А. Синани, продажа книг и газет» являлась местом встреч многих писателей, художников, поэтов, музыкантов, представителей творческой интеллигенции. Магазин располагался на первом этаже гостиницы «Франция» на ул. Набережной.

Здание гостиницы «Франция» в Ялте с рекламой ванно-лечебного заведения заведения Рофе (с дореволюционной открытки)
Здание гостиницы «Франция» в Ялте с рекламой ванно-лечебного заведения заведения Рофе (с дореволюционной открытки)

Кстати, сам И.А. Синани проживал с семьей в доме Рофе по ул. Аутской (ныне – ул. Кирова, 10).

Ялтинскому караимскому купцу Е.О. Майтопу принадлежал 4-хэтажный каменный дом на 40 номеров, к фасадной части которого были пристроены балконы и лоджии, украшенные скульптурами.

Дом Е.О. Майтопа в Ялте. Ныне – отель «Бристоль» (современный вид)
Дом Е.О. Майтопа в Ялте. Ныне – отель «Бристоль» (современный вид)

В настоящее время – это отель «Бристоль» на ул. Рузвельта, 10 (бывшая ул. Бульварная). Дом Е.О. Майтопа (затем – Звенигородского; набережная им. В.И. Ленина, 23/ ул. Морская, 2-а), также, как и здание ванно-лечебного заведения Рофе (ныне – набережная им. В.И. Ленина, 31), жилой дом Рофе (пер. Потемкинский, 4), дом наследников Д.О. Ага (ул. Боткинская, 1-а), дом купца С. Прика, в котором впоследствии располагался Ялтинский краеведческий музей (ул. Гоголя, 12), сегодня внесены в «Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым».

Информативным источником по истории формирования и составу караимской общины Ялты являются так называемые «подписные листы», которые опубликованы в ряде книг караимских авторов, издававшихся в середине XIX – начале XX вв. Так, например, среди подписчиков на книгу И.И. Синани «История возникновения и развития караимизма» (Симферополь, 1888 г.) по Ялте фигурировали фамилии выходцев из общин западных губерний Российской империи (в частности, таких, как Юфуда Юдкович, Анна и Иеремия Ельяшевичи), что позволяет сделать вывод о том, что Ялту избирали местом жительства не только крымские караимы, но и представители караимских общин из материковых губерний империи.

Ценные сведения о представителях ялтинской караимской общины начала XX в. можно почерпнуть из избирательных списков в Российскую Государственную Думу IV созыва. Подготовка к выборам началась уже в 1910 г., и, как и ранее, для выборщиков был установлен имущественный избирательный ценз. В «Списке лиц, имевших право участвовать в предварительных съездах для избрания уполномоченных в съезде уездных землевладельцев Ялтинского уезда по выборам в Государственную Думу 1912 года», среди прочих ялтинцев числились и караимы: С.М. Ефетов, владевший домом, оцененным в 2200 руб.; Е.И. Зурна, владелец земельных участков и сада общей площадью 1479 десятин (оценены в 1210 руб.); С.С. Исакович (дом, оцен. в 3 тыс. руб.); Ю.О. Коджак (сад в 720 дес.); Ю.И. Коджак (сад в 963 дес.); Б.И. Кальф (сад в 300 дес. и дом, оцененный в 1580 руб.); С.Б. Каракоз (дом и сад в 1623 дес.); Ю.Е. Кокуш (сад в 470 дес.); М.П. Мангуби (сад в 607 дес.); И. Пастак (два дома, сад в 1500 дес.); Я.И. Сарибан (дом и сад в 400 дес.); Я.И. Танагоз (сад в 150 дес.); А.И. Ферик (дом и сад в 370 дес.), М.А. Языджи (сад в 725 дес.). Владельцу ялтинского книжного магазина И.А. Синани принадлежали дом и сад в 20 дес., а его однофамильцу Синани – фруктовый сад в 105 дес.

Наиболее крупными земельными участками владели Моисей Давидович и Самуил Давидович Сарибаны (7 домов, сад в 680 дес., а также виноградник и фруктовый сад с общей оценкой в 9810 руб.). Они являлись крупными землевладельцами, состояли членами «Симферопольского Отделения Императорского Российского общества садоводов», неоднократно принимали участие в различных садоводческих выставках. М.Д. Сарибан (проживавший в Алуште) также состоял учредителем «Сельскохозяйственного Общества взаимного кредита и банка взаимного кредита». Караим Илья Садукович Туршу числился владельцем дома и сада с виноградником в 938 дес.; братьям Абраму, Гелелю, Иосифу, Моисею и Ною Хаджи принадлежали сад в 211 дес. и виноградник, оцененные в 132 руб.; братьям Исааку и Марку Шишманам, организовавшим в Симферополе производство кондитерских изделий и консервов – четыре дома и сад стоимостью в 3550 руб. Право на участие в выборах в IV Государственную Думу по Алуште получили, как владельцы недвижимого имущества и обладатели промысловых свидетельств 2-го разряда, караимы Ш.В. Дуван (присяжный поверенный, проживавший в Симферополе), С.М. Ефетов, С.С. Исакович, Я.И. Танагоз, И.С. Черкез, И.С. Бабаджан, С.Д. Леви, Н.Е. Черкез.

Содержательная информация о членах ялтинской караимской общины, об их занятиях, а также о принадлежавшем им имуществе приведена в «Списке лиц и учреждений, имеющих право участвовать в выборе гласных Ялтинской городской думы». Среди них: врач Я.С. Ага (недвижимое имущество, которым он владел с июня 1912 г., было оценено в 975 руб.); личный почетный гражданин, мещанин И.М. Баккал (имел 2-й разряд промыслового свидетельства на торгово-промышленное заведение); габбай М.И. Кушлю (недвижимое имущество было оценено в 475 руб.; во владении им с 1907 г.) и купец 2-й гильдии А.М. Кушлю (промысловое свидетельство 2-го разряда); наследники купца Г.С. Майкапара – статский советник Б.С. Майкапар, фабрикант С.А. Майкапар и А.И. Майкапар (вдова купца) – владели недвижимым имуществом, оцененным в 1205 руб., с 1884 г.; ялтинский мещанин И.А. Мичри имел промысловое свидетельство 2-го разряда и содержал торгово-промышленное предприятие, оцененное в 900 руб.; с 1909 г. Ялтинская мещанка Софья Ефимовна Савускан имела промысловое свидетельство 2-го разряда с 1911 г. Авраам Исаакович Ферик, окончивший Московский государственный университет, владел недвижимым имуществом на сумму в 5640 руб. (с 1892 г.). Любопытно, что личность А.И. Ферика, владельца довольно крупного состояния, доставшегося ему от отца, Исаака Ферика, фигурировала на страницах русскоязычного караимского журнала «Караимская жизнь». В частности, А.И. Ферик подвергся критике за то, что он, вопреки воле завещателя, пожертвовавшего крупные суммы на благотворительность, отказался их выплачивать, воспользовавшись юридическим предлогом. Ялтинский адвокат А.И. Ферик погиб во время развернувшегося в Крыму красного террора в 1918 г. (был убит и ограблен вместе с матерью Сараттой (Саррой), проживавшей в Бахчисарае и приехавшей повидаться с сыном).

Среди домо- и землевладельцев Ялты были и представители караимских общин из других регионов страны. Так, например, екатеринославский мещанин М.Б. Максимаджи (промысловое свидетельство 2-го разряда) содержал в Ялте торгово-промышленное предприятие с 1902 г.; евпаторийский мещанин, караим Э.А. Чумаков с 1907 г. владел в Ялте недвижимым имуществом, оцененным в 826 руб. Вдова известного караимского просветителя, педагога и общественного деятеля Ильи Ильича Казаса (1832–1912) Бюбуш Бераховна Казас (урожд. Панпулова), проживавшая в Евпатории, числилась в списке лиц, имевших право участвовать в выборах гласных Ялтинской городской думы (на четырехлетие, с 1 января 1914 г.) – как владелица недвижимого имущества в Ялте, оцененного в 1500 руб. (в домовладение по ул. Аутской Б.Б. Казас вступила с 1908 г.). В Ялте до 1912 г. проживал С.П. Дурунча, брат известного караимского фабриканта, владельца табачной фабрики «Шишман и Дурунча» (она была открыта в Вильно в 1865 г.; годовой оборот предприятия, на котором в начале XX в. трудилось 340 рабочих, доходил до 300 тыс. рублей).

. Рекламный плакат табачной фабрики «Шишман и Дурунча» (г. Вильно)
. Рекламный плакат табачной фабрики «Шишман и Дурунча» (г. Вильно)

Отметим также, что многие караимы были представлены в органах местного самоуправления Ялты. Так, например, в результате выборов в Ялтинскую городскую думу в 1902 г. среди избранных гласных были караимы М.И. Кушлю и Е.О. Майтоп; в числе баллотировавшихся фигурировала и фамилия А.И. Рофе. Помимо этого, инженер М.И. Кушлю состоял одним из членов Ялтинской земской управы и Ялтинского сиротского суда. Неоднократно избирался в гласные Ялтинской городской думы книготорговец И.А. Синани. Заместителем директора Ялтинского городского общественного банка одно время числился один из старожилов ялтинской караимской общины В.Я. Айваз. Должность станового пристава в Ялтинском уездном полицейском управлении в 1917 г. занимал губернский секретарь И.Н. Эмельдеш. Врач А.М. Кефели осуществлял ежедневный (кроме четверга) приём «по внутренним и женским болезням» в доме № 8 по ул. Екатерининской, а зубной врач М.Б. Кушлю весьма успешно занимался частной практикой («пломбирование, лечение, удаление зубов, искусственные зубы») на ул. Гоголевской, в доме Савича.

Что касается специальных учебных заведений для караимов, то, как сообщалось в отчете Дирекции народных училищ Таврической губернии за 1892 г., в Ялте общественных караимских школ не существовало. Например, в Ялтинском земском училище в 1891 г. не было ни одного учащегося-караима. По словам заведующего этим учебным заведением Г.Н. Черенкова, за время пребывания его на этом посту в училище училось всего «человека четыре караима», что подтверждается и школьной статистикой по Ялтинскому уезду. Так, к 1 января 1882 г. в Ялтинском уезде среди 321 учеников и 175 учениц было всего 4 караима. «Причина такого ничтожного числа, – отмечал Г.Н. Черенков, – та, что в Ялте караимов мало, многие бездетны, и вообще народ обеспеченный, имеющий возможность дома или в прогимназии воспитывать своих детей». По сведениям, представленным в январе 1891 г. начальниками образовательных учреждений А.Н. Дьяконову, в Ялтинском земском женском училище обучалось две девочки-караимки; в Ялтинской Александровской прогимназии – пятеро детей из числа караимов; в Ялтинском земском женском училище – двое; в Ялтинской женской прогимназии – четверо.

Следует упомянуть и о том, что караимы Ялты активно занимались благотворительной деятельностью, в частности, оказывая действенную помощь учащейся караимской молодежи. Например, когда в 1895 г. в Евпатории было открыто Александровское караимское духовное училище (АКДУ), представители ялтинской караимской общины не только горячо приветствовали это событие, направив в адрес организаторов училища телеграмму, но и принимали участие в обсуждении проекта этого учебного заведения. Помимо этого, от ялтинских караимов на нужды АКДУ поступило пожертвований на сумму 1223 руб., причем из них 600 руб. передали купцы А. Рофе и Е. Майтоп. Во время проведения благотворительной «лотереи-аллегри» силами преподавателей и учащихся Ялтинской женской гимназии в 1896 г. от караимов Ялты поступили пожертвования вещами и деньгами. В Ялте также было создано и действовало «Ялтинское караимское благотворительное общество», оказывавшее нуждавшимся единоверцам всестороннюю помощь.

На протяжении длительного времени, вплоть до 1900-х гг. общая численность проживавших в этом регионе караимов была сравнительно невелика. Однако развитие города как туристического центра и бальнеологического курорта привлекало сюда на постоянное жительство не только представителей караимских общин Таврической губернии, но и многих выходцев их других регионов России. Караимы Ялты в этот период играли значимую роль в развитии экономики и городского хозяйства; некоторые из них занимали ключевые посты в органах городского самоуправления, своей деятельностью способствуя дальнейшему процветанию «русской Ривьеры».

Статья в сокращении опубликована в газете "Ялтинские вести" 4 декабря 2021 года - https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/22283