Автор - Прохоров Дмитрий Анатольевич, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры документоведения и архивоведения, Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
По всей видимости, караимская община в Ялте возникла не ранее середины XIX в. В соответствии с данными статистики, в 1847 г. в Таврической губернии проживало 3244 караима (1796 мужчин и 1448 женщин); при этом в Бердянском, Мелитопольском и Ялтинском уездах караимов не было. Одно из первых упоминаний о ялтинских караимах относится к 1863 г. – тогда в городе насчитывалось всего четыре караимских семьи (28 человек). В соответствии с данными Центрального статистического комитета МВД за 1863 г., в Ялтинском уезде проживало 33 караима; в 1866 г. в самой Ялте их насчитывалось 28 человек (13 мужчин и 15 женщин; при общем числе жителей в 1863 г. – 1110 человек).
По сведениям, представленным севастопольским караимским газзаном И. Султанским, в 1873 г. в Ялте число караимских семей возросло до пятнадцати, а в 1886 г. в самом городе и в уезде проживал 181 караим (100 мужчин и 81 женщина). В дальнейшем численность караимов в Ялте и Ялтинском уезде постепенно увеличивалась. Так, например, если в 1890 г. в самой Ялте насчитывалось 130 караимов (62 мужчины и 68 женщин; в уезде – 3 мужчины и 2 женщины), то в 1894 г. их было уже 154 человек (79 мужчин и 75 женщин; в уезде – 2 мужчин и 3 женщины).
В результате проведения «Первой всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 г.» были собраны сведения, в соответствии с которыми в самой Ялте числилось 162 лица караимского вероисповедания (80 мужчин и 82 женщины), а в Ялтинском уезде – 15 человек (11 мужчин и 4 женщины). Причем среди жителей уезда грамотными являлись 12 человек (10 мужчин и 2 женщины), а по Ялте данные свидетельствовали о том, что грамотных было 106 человек (65 мужчин и 41 женщина), причем из них «грамотных по-русски» (то есть владевших русским языком) – 37 человек (15 мужчин и 22 женщины). В качестве родного русский язык указало 43 респондента (17 мужчин и 26 женщин); караимский язык – 109 караимов Ялты (57 мужчин и 52 женщины; из них получивших традиционное караимское образование – 45 мужчин и 17 женщин); турецкий язык – 10 человек (6 мужчин и 4 женщины; из них грамотных – 5 мужчин и 2 женщины). Проведенные в последующие годы переписи населения Ялты позволили установить, что в 1901 г. в Ялте проживало 480 караимов; к 1910 г. в городе насчитывалось 438 караимов (258 мужчин и 180 женщин); в 1914 г. караимов в Ялте и Ялтинском уезде было, соответственно, 527 человек (312 мужчин и 215 женщин) и 31 человек (17 мужчин и 14 женщин).
Одним из непременных атрибутов существования любой караимской общины являлось наличие молитвенного дома, или кенасы. О том, что караимский молитвенный дом в Ялте существовал уже начале 60-х гг. XIX в., становится известно из архивных документов – очевидно, он был открыт еще в августе 1859 г. Собственного здания у кенасы не было, поэтому размещалась она в наёмном помещении (располагалась в здании по ул. Игнатенко, 4).
В 1881 г. представители ялтинского караимского общества обратились к губернским властям с ходатайством об официальном открытии кенасы. Это прошение вскоре было удовлетворено, и по распоряжению Таврического губернского правления 18 марта 1882 г. в Ялте кенасу открыли. В приход ялтинской кенасы входили общины Ялты и Алушты, а газзанами при ней в разные годы состояли С. Дубинский (с 1882 г.; затем переведен на ту же должность в Полтавский молитвенный дом), Е.И. Майтоп и С.И. Гумуш (Кумыш). Габбаем (старостой) ялтинской кенасы был избран личный почетный гражданин Моисей Исаакович Кушлю, представленный, по ходатайству ялтинских караимов, в 1895 и 1904 гг. к различным наградам. Он и газзан Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) делегировались от ялтинских караимов на Съезд представителей караимских общин, проходивший в Евпатории с 1 по 10 ноября 1910 г. М.И. Кушлю и С.И. Гумуш также представляли ялтинских караимов на церемонии похорон Таврического и Одесского караимского гахама С.М. Панпулова в Евпатории в 1911 г. В 1910-х гг. габбаем ялтинской караимской кенасы был избран И.Я. Сарач.
Соломон Иосифович Гумуш (Кумыш) (1848–1913) являлся одним из старожилов Ялты, занимавшим пост духовного наставника караимов в течение более 40 лет. Трагической была его кончина – С.И. Гумуш умер 26 января 1913 г. от полученной травмы головы во время бури, разразившейся в Ялте 7 января 1913 г. Проводить своего пастыря в последний путь собралось почти все караимское общество города, а севастопольский газзан Т.С. Леви-Бабович и феодосийский газзан А.И. Катык произнесли над гробом покойного прощальные речи.
В Ялте значительную часть населения города составляли купцы и мещане, среди которых насчитывалось несколько состоятельных караимов: Г.С. Майкапар, Ю.С. Рофе, Е.О. Майтоп, А. Рофе, И. Рофе, И.Я. Бараш, Д.Я. Пембек, Ю.И. Рофе, Б. Илик, А.М. Кушлю, Э.И. Зурна и др. Так, например, ялтинский купец Исаак Рофе основал предприятие «Рофе и сыновья» и открыл ванно-лечебное заведение в центре Ялты. В 1897 г. во дворе гостиницы «Франция» (архитектор Н.П. Краснов; ул. Набережная, 4) были сооружены купальни, к зданию которых пристроили парадный портал в мавританском стиле из белого мрамора с цитатой из Корана «Будь благословен, как вода». Холл оформили в марокканском стиле с лепниной из гипса, а в самих купальнях Рофе установили ванны с подогретой морской водой для очистительного и общеукрепляющего лечебного эффекта.
В предприятии «Рофе и сыновья» впоследствии были задействованы также его жена Назлы, ялтинская купчиха 2-й гильдии, старший брат Абрам и средний Овадья. В 1870-е гг. члены семьи Рофе торговали медицинским оборудованием и содержали ванно-лечебное заведение, гордостью которого «являлся роскошный султанский номер, а также великолепное обслуживание для каждого посетителя». Впоследствии ванно-лечебный комплекс Рофе перешел в собственность Ю.А. Пфейфера. Сегодня дом Рофе, построенный для ванного заведения на набережной Ялты, реконструирован под отель «Вилла София».
Одной из достопримечательностей Ялты конца XIX – начала XX в. стал книжно-табачный магазин караимского купца Исаака Абрамовича Синани (1855–1912). Фасад магазина соответствовал названию и был оформлен под русскую избу – «Русская избушка И.А. Синани, продажа книг и газет» являлась местом встреч многих писателей, художников, поэтов, музыкантов, представителей творческой интеллигенции. Магазин располагался на первом этаже гостиницы «Франция» на ул. Набережной.
Кстати, сам И.А. Синани проживал с семьей в доме Рофе по ул. Аутской (ныне – ул. Кирова, 10).
Ялтинскому караимскому купцу Е.О. Майтопу принадлежал 4-хэтажный каменный дом на 40 номеров, к фасадной части которого были пристроены балконы и лоджии, украшенные скульптурами.
В настоящее время – это отель «Бристоль» на ул. Рузвельта, 10 (бывшая ул. Бульварная). Дом Е.О. Майтопа (затем – Звенигородского; набережная им. В.И. Ленина, 23/ ул. Морская, 2-а), также, как и здание ванно-лечебного заведения Рофе (ныне – набережная им. В.И. Ленина, 31), жилой дом Рофе (пер. Потемкинский, 4), дом наследников Д.О. Ага (ул. Боткинская, 1-а), дом купца С. Прика, в котором впоследствии располагался Ялтинский краеведческий музей (ул. Гоголя, 12), сегодня внесены в «Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым».
Информативным источником по истории формирования и составу караимской общины Ялты являются так называемые «подписные листы», которые опубликованы в ряде книг караимских авторов, издававшихся в середине XIX – начале XX вв. Так, например, среди подписчиков на книгу И.И. Синани «История возникновения и развития караимизма» (Симферополь, 1888 г.) по Ялте фигурировали фамилии выходцев из общин западных губерний Российской империи (в частности, таких, как Юфуда Юдкович, Анна и Иеремия Ельяшевичи), что позволяет сделать вывод о том, что Ялту избирали местом жительства не только крымские караимы, но и представители караимских общин из материковых губерний империи.
Ценные сведения о представителях ялтинской караимской общины начала XX в. можно почерпнуть из избирательных списков в Российскую Государственную Думу IV созыва. Подготовка к выборам началась уже в 1910 г., и, как и ранее, для выборщиков был установлен имущественный избирательный ценз. В «Списке лиц, имевших право участвовать в предварительных съездах для избрания уполномоченных в съезде уездных землевладельцев Ялтинского уезда по выборам в Государственную Думу 1912 года», среди прочих ялтинцев числились и караимы: С.М. Ефетов, владевший домом, оцененным в 2200 руб.; Е.И. Зурна, владелец земельных участков и сада общей площадью 1479 десятин (оценены в 1210 руб.); С.С. Исакович (дом, оцен. в 3 тыс. руб.); Ю.О. Коджак (сад в 720 дес.); Ю.И. Коджак (сад в 963 дес.); Б.И. Кальф (сад в 300 дес. и дом, оцененный в 1580 руб.); С.Б. Каракоз (дом и сад в 1623 дес.); Ю.Е. Кокуш (сад в 470 дес.); М.П. Мангуби (сад в 607 дес.); И. Пастак (два дома, сад в 1500 дес.); Я.И. Сарибан (дом и сад в 400 дес.); Я.И. Танагоз (сад в 150 дес.); А.И. Ферик (дом и сад в 370 дес.), М.А. Языджи (сад в 725 дес.). Владельцу ялтинского книжного магазина И.А. Синани принадлежали дом и сад в 20 дес., а его однофамильцу Синани – фруктовый сад в 105 дес.
Наиболее крупными земельными участками владели Моисей Давидович и Самуил Давидович Сарибаны (7 домов, сад в 680 дес., а также виноградник и фруктовый сад с общей оценкой в 9810 руб.). Они являлись крупными землевладельцами, состояли членами «Симферопольского Отделения Императорского Российского общества садоводов», неоднократно принимали участие в различных садоводческих выставках. М.Д. Сарибан (проживавший в Алуште) также состоял учредителем «Сельскохозяйственного Общества взаимного кредита и банка взаимного кредита». Караим Илья Садукович Туршу числился владельцем дома и сада с виноградником в 938 дес.; братьям Абраму, Гелелю, Иосифу, Моисею и Ною Хаджи принадлежали сад в 211 дес. и виноградник, оцененные в 132 руб.; братьям Исааку и Марку Шишманам, организовавшим в Симферополе производство кондитерских изделий и консервов – четыре дома и сад стоимостью в 3550 руб. Право на участие в выборах в IV Государственную Думу по Алуште получили, как владельцы недвижимого имущества и обладатели промысловых свидетельств 2-го разряда, караимы Ш.В. Дуван (присяжный поверенный, проживавший в Симферополе), С.М. Ефетов, С.С. Исакович, Я.И. Танагоз, И.С. Черкез, И.С. Бабаджан, С.Д. Леви, Н.Е. Черкез.
Содержательная информация о членах ялтинской караимской общины, об их занятиях, а также о принадлежавшем им имуществе приведена в «Списке лиц и учреждений, имеющих право участвовать в выборе гласных Ялтинской городской думы». Среди них: врач Я.С. Ага (недвижимое имущество, которым он владел с июня 1912 г., было оценено в 975 руб.); личный почетный гражданин, мещанин И.М. Баккал (имел 2-й разряд промыслового свидетельства на торгово-промышленное заведение); габбай М.И. Кушлю (недвижимое имущество было оценено в 475 руб.; во владении им с 1907 г.) и купец 2-й гильдии А.М. Кушлю (промысловое свидетельство 2-го разряда); наследники купца Г.С. Майкапара – статский советник Б.С. Майкапар, фабрикант С.А. Майкапар и А.И. Майкапар (вдова купца) – владели недвижимым имуществом, оцененным в 1205 руб., с 1884 г.; ялтинский мещанин И.А. Мичри имел промысловое свидетельство 2-го разряда и содержал торгово-промышленное предприятие, оцененное в 900 руб.; с 1909 г. Ялтинская мещанка Софья Ефимовна Савускан имела промысловое свидетельство 2-го разряда с 1911 г. Авраам Исаакович Ферик, окончивший Московский государственный университет, владел недвижимым имуществом на сумму в 5640 руб. (с 1892 г.). Любопытно, что личность А.И. Ферика, владельца довольно крупного состояния, доставшегося ему от отца, Исаака Ферика, фигурировала на страницах русскоязычного караимского журнала «Караимская жизнь». В частности, А.И. Ферик подвергся критике за то, что он, вопреки воле завещателя, пожертвовавшего крупные суммы на благотворительность, отказался их выплачивать, воспользовавшись юридическим предлогом. Ялтинский адвокат А.И. Ферик погиб во время развернувшегося в Крыму красного террора в 1918 г. (был убит и ограблен вместе с матерью Сараттой (Саррой), проживавшей в Бахчисарае и приехавшей повидаться с сыном).
Среди домо- и землевладельцев Ялты были и представители караимских общин из других регионов страны. Так, например, екатеринославский мещанин М.Б. Максимаджи (промысловое свидетельство 2-го разряда) содержал в Ялте торгово-промышленное предприятие с 1902 г.; евпаторийский мещанин, караим Э.А. Чумаков с 1907 г. владел в Ялте недвижимым имуществом, оцененным в 826 руб. Вдова известного караимского просветителя, педагога и общественного деятеля Ильи Ильича Казаса (1832–1912) Бюбуш Бераховна Казас (урожд. Панпулова), проживавшая в Евпатории, числилась в списке лиц, имевших право участвовать в выборах гласных Ялтинской городской думы (на четырехлетие, с 1 января 1914 г.) – как владелица недвижимого имущества в Ялте, оцененного в 1500 руб. (в домовладение по ул. Аутской Б.Б. Казас вступила с 1908 г.). В Ялте до 1912 г. проживал С.П. Дурунча, брат известного караимского фабриканта, владельца табачной фабрики «Шишман и Дурунча» (она была открыта в Вильно в 1865 г.; годовой оборот предприятия, на котором в начале XX в. трудилось 340 рабочих, доходил до 300 тыс. рублей).
Отметим также, что многие караимы были представлены в органах местного самоуправления Ялты. Так, например, в результате выборов в Ялтинскую городскую думу в 1902 г. среди избранных гласных были караимы М.И. Кушлю и Е.О. Майтоп; в числе баллотировавшихся фигурировала и фамилия А.И. Рофе. Помимо этого, инженер М.И. Кушлю состоял одним из членов Ялтинской земской управы и Ялтинского сиротского суда. Неоднократно избирался в гласные Ялтинской городской думы книготорговец И.А. Синани. Заместителем директора Ялтинского городского общественного банка одно время числился один из старожилов ялтинской караимской общины В.Я. Айваз. Должность станового пристава в Ялтинском уездном полицейском управлении в 1917 г. занимал губернский секретарь И.Н. Эмельдеш. Врач А.М. Кефели осуществлял ежедневный (кроме четверга) приём «по внутренним и женским болезням» в доме № 8 по ул. Екатерининской, а зубной врач М.Б. Кушлю весьма успешно занимался частной практикой («пломбирование, лечение, удаление зубов, искусственные зубы») на ул. Гоголевской, в доме Савича.
Что касается специальных учебных заведений для караимов, то, как сообщалось в отчете Дирекции народных училищ Таврической губернии за 1892 г., в Ялте общественных караимских школ не существовало. Например, в Ялтинском земском училище в 1891 г. не было ни одного учащегося-караима. По словам заведующего этим учебным заведением Г.Н. Черенкова, за время пребывания его на этом посту в училище училось всего «человека четыре караима», что подтверждается и школьной статистикой по Ялтинскому уезду. Так, к 1 января 1882 г. в Ялтинском уезде среди 321 учеников и 175 учениц было всего 4 караима. «Причина такого ничтожного числа, – отмечал Г.Н. Черенков, – та, что в Ялте караимов мало, многие бездетны, и вообще народ обеспеченный, имеющий возможность дома или в прогимназии воспитывать своих детей». По сведениям, представленным в январе 1891 г. начальниками образовательных учреждений А.Н. Дьяконову, в Ялтинском земском женском училище обучалось две девочки-караимки; в Ялтинской Александровской прогимназии – пятеро детей из числа караимов; в Ялтинском земском женском училище – двое; в Ялтинской женской прогимназии – четверо.
Следует упомянуть и о том, что караимы Ялты активно занимались благотворительной деятельностью, в частности, оказывая действенную помощь учащейся караимской молодежи. Например, когда в 1895 г. в Евпатории было открыто Александровское караимское духовное училище (АКДУ), представители ялтинской караимской общины не только горячо приветствовали это событие, направив в адрес организаторов училища телеграмму, но и принимали участие в обсуждении проекта этого учебного заведения. Помимо этого, от ялтинских караимов на нужды АКДУ поступило пожертвований на сумму 1223 руб., причем из них 600 руб. передали купцы А. Рофе и Е. Майтоп. Во время проведения благотворительной «лотереи-аллегри» силами преподавателей и учащихся Ялтинской женской гимназии в 1896 г. от караимов Ялты поступили пожертвования вещами и деньгами. В Ялте также было создано и действовало «Ялтинское караимское благотворительное общество», оказывавшее нуждавшимся единоверцам всестороннюю помощь.
На протяжении длительного времени, вплоть до 1900-х гг. общая численность проживавших в этом регионе караимов была сравнительно невелика. Однако развитие города как туристического центра и бальнеологического курорта привлекало сюда на постоянное жительство не только представителей караимских общин Таврической губернии, но и многих выходцев их других регионов России. Караимы Ялты в этот период играли значимую роль в развитии экономики и городского хозяйства; некоторые из них занимали ключевые посты в органах городского самоуправления, своей деятельностью способствуя дальнейшему процветанию «русской Ривьеры».
Статья в сокращении опубликована в газете "Ялтинские вести" 4 декабря 2021 года - https://yalta.rk.gov.ru/ru/document/show/22283