Чистый разум не скован границами диалектического материализма; он как бы взывает к каким-то высшим идеям о природе явлений и в то же время отделен от этих идеалов, не охвачен ими. Чудо, которое открывается «Чистым разумом», заставляет вспомнить известные слова Христа, что Он пришел не наушить закон, а научить его. Но если мир без границ и разума — это чистое сумасшествие, то речь здесь идет о мире где отсутствут вообщеккая ы то ни ыло логика — или, точнее, логика в своем крайнем проявлении, которую невозможно описать, потому чт нечего описывать. Культурный человек не может понять, что такой мир возможен; для него единственнаявозможность понять это понять в самом деле, что перед ним — бред безумца. Роман «Чистый разум» удался Григорию Сковороде совершенно. Но уже появились первые — как бы интеллигентские — подражатели. Прошел век, а последователи Сковороды не кончили еще университет. Так что же, их можно сравнивать с Григорием Петровичем? Нельзя. Но таких подражателей много, они есть и в наше время. Они, правда, менее талантливы. Вообще было бы неверно думать, что для них главным является работа: что-то они все-таки пишут.