Для меня всегда было и остается загадкой, почему вязаные вещи занимают такое малое место в традиционном костюме практически всех народов за редкими и неоднозначными исключениями вроде скандинавов.
Это тем более странно, что в принципе вязать умели все, и, как можно видеть по немногим имеющимся образцам, весьма изощренно. Но предметы эти, в большинстве случаев, играют роль вспомогательную, как носки или варежки, а крупные формы, вроде жакетов или свитеров, как на финском мальчике на фото выше, довольно редки. И они практически никогда не являются в костюмном комплексе системообразующими.
Можно было бы предположить, что сшить одежду крупной формы гораздо быстрее, чем связать, и поэтому ее не вязали, а именно шили. Но это предположение не кажется мне очень убедительным. Глядя на сложность и многодельность многих вещей, которая никого не пугала, трудно поверить, что вязание мало использовалось из-за его медленности или кропотливости.
В общем, я не знаю, почему вязаных вещей так мало в традиционных костюмах. И тем с большим вниманием рассматриваю имеющиеся. Например, вот эти очаровательные носочки (таты, конец XIX в.)
Настолько они технологически изысканны, что даже хочется когда-нибудь воспроизвести.
Высокие жаккардовые носки какого-то из народов Поволжья и Приуралья, если я не ошибаюсь, удмуртов. Тоже так хороши, что хоть бери и делай.
А вот традиционные прибалтийские варежки. Конкретно эти - латышские. Редкий случай, когда производство какого-то элемента традиционного костюма сохранилось до наших дней в полной мере, без упрощения технологии и без перехода вещи в разряд сувениров.
У меня есть вот такая любимая книга с узорами традиционных латышских варежек. В ней и эти музейные узоры представлены.
А вот мужские жаккардовые варежки в контексте эстонского костюмного комплекса.
Вообще, если у кого и можно встретить системообразующую вязаную вещь крупной формы, так это именно у прибалтов. Вот латышские мужской и женский праздничные костюмы, Янов батюшка и Янова матушка, на праздновании Янова, т.е. Иванова дня.
Обратите внимание на женский жакет. Во-первых, у него очень изысканный крой. Меня бы арестовали, если бы я залезла на подиум с экспонатами, чтобы можно было сделать более информативное фото. Так что вам придется поверить мне на слово - тут непростого кроя рукав и линия спинки, вы видите, образует такую красивую баску.
Во-вторых, в нем удивительно гармонично сочетаются целых три совсем разные техники! Основная его часть - гладкое спицевое полотно из черной шерсти, манжеты связаны крючком из крашеной шерсти. А обтачка полочек и низа выполнена нитками тех же цветов, что на манжетах, но в технике счетной вышивки!
И это совершенно поразительно. Декор манжет и полочек абсолютно, принципиально разный. Но сочетание в одной вещи разных техник не так поразительно само по себе, как сочетание их столь разномасштабных фактур! Рассуждая теоретически, я бы никогда не поверила, что мелкая, строгая, четкая, жесткая гобеленовая природа счетной вышивки и крупная, рыхлая, воздушная и мягкая природа крючковой отделки зачем-то могут быть нужны друг другу в одной вещи. Наоборот, я была бы уверена, что им совершенно нечего делать вместе в одной вещи.
Для меня знакомство даже с одним этим латышским жакетом здорово расширило горизонты возможного.
Информация об онлайн-школе ДАО ВЯЗАНИЯ скоро появится в профиле, а пока - в закрепленном комментарии.
В статье использован мой авторский контент, публиковавшийся ранее в моем блоге https://verapapkova.livejournal.com и на других моих площадках.
#онлайн-школа дао вязания #вязание #энтерлак #рукоделие #стиль