О буллинге среди школьников и студентов сейчас говорится много. Это хорошо, это правильно, потому что данное явление является социально-опасным. Но, к сожалению, гораздо реже поднимается тема токсичного отношения учителя к ученику. А ведь именно учитель может нанести серьёзный удар по личности ребёнка.
Как проявляется токсичность учителя?
Представители педагогической братии могут проявлять нездоровое отношение к ученикам разными способами. Кто-то «реализует» себя в одном способе, а кто-то готов «топить» подопечных целым токсичным комбо.
Повышенные тона
Звук выше среднего какого-то человеческого порога — это всегда как минимум внимание, а как чаще всего — стресс.
Организм человека так устроен, что крик провоцирует выброс адреналина и учащённое сердцебиение. Такой закономерный навык нужен нам для защиты от опасности.
Но что, если учитель вне какой-либо опасности кричит на ученика? Что тогда происходит? Происходит вот что: у ребёнка вырабатывается алгоритм отрицания опасности в ответ на крик. Плюс ученик стабильно находится в стрессовой ситуации. Всё это — очень печально и опасно.
Отрицательные сигналы на вербальном уровне
Продолжатели роли крика (повышения голоса) — движения учителя, которые влияют на детей на вербальном уровне.
Педагог напрягает мышцы лица, демонстративно напористо скрещивается руки, свербит взглядом класс или отдельных учеников — всё это примеры насилия на вербальном уровне.
Публичное унижение
Малейшая оплошность и вот уже учитель восклицает: «Вы только посмотрите на него!»
На этом всё. Не должен, не имеет права так себя вести педагог, ведь ему вверяют детей, наше будущее. И нельзя так топорно зарубать в них зачатки к развитию полноценной личности, которая способна принимать решения.
Открытые оскорбления
Учитель может сказать: «Ты сделал ошибку в решении уравнения». А может сказать: «Ну что ж ты за дурак то такой! Ну неправильно же решено всё!»
Если аккуратная констатация ошибки — это отправная точка к её исправлению, то замечание с оскорблениями — это просто заложенный паттерн «ты плохой». Это очень распространённая и весьма опасная для психики ребёнка ситуация в школах.
Анализ внешности ученика
Если в советское, допустим, время учитель мог сделать замечание школьнику по поводу лохматой стрижки и это было нормой, то сейчас изменились и педагоги, и дети.
В наши дни чаще всего учителя касаемо внешности делают детям колкие, болезненные для последних замечания. А современные школьники уже не готовы с этим мириться. Вот здесь то и возникает конфликт. Предотвращение или минимизация последствий в таких ситуациях — это задача всё же взрослых, а не детей.
Переход личных границ
Учитель отбирает у ученика телефон и громко заявляет: «Ну давай посмотрим, с кем ты тут фотографиями обмениваешься».
Дальше ученик готов бежать, ведь это так больно и унизительно, когда кто-то — пусть даже учитель — игнорирует твои личные границы. Так, по сути, стирается личность. Педагог сказал и дальше пошёл, а у ребёнка отложилось в голове. И так по крупицам. В итоге — колоссальные психологические проблемы во взрослом возрасте.
Акцентированное внимание на материальном положении в семье ученика
Ситуации, когда какие-то финансовые дела класса вдруг касаются кого-то из детей, встречаются если не всё чаще и чаще, то точно не реже, чем 10-20 лет назад.
Это болезненные вопросы, с которым сам ученик ну никак не может справиться самостоятельно.
Например. Учитель заявляет: «Олег, ну что ж твои родители одни не сдали деньги в фонд класса?» Всё это при одноклассниках, громко. Ребёнку чаще всего неловко, мерзко. А учитель всё понимает! Взрослый человек именно на манипуляцию ребёнком и рассчитал! Ребёнка заденет в школе учитель материальной темой, ребёнок это домой принесёт. Возможно, в форме протеста, скандала. Далее родители чаще всего стремятся всеми правдами и неправдами заплатить этот самой взнос в фонд класса (на шторы, учительнице на подарок и т.п). И родителям тяжело, и ребёнку. А педагог даже не подумал о здоровой психологической обстановке в семье школьника.
Игнорирование физиологических потребностей
Отпроситься в туалет, выйти подышать воздухом из-за тошноты или попить воды из-за недомогания — банальные физиологические потребности. А что, если учитель игнорирует такие потребности учеников?
«Потерпишь до перемены», «Хватит притворяться», «Да не выдумывай» и так далее. Это всё — насильственные проявления. Даже если предположить, что ребёнок выдумывает причину, чтобы отлучиться, то учитель не имеет права проигнорировать детскую жалобу, просьбу.
Любые подобные проявления — не норма, это не ребёнок надумал или что-то подобное. Это те события, которые точно заслуживают внимания родителей.
Случалось ли Вам сталкиваться с токсичным отношением кого-то из Ваших учителей? Есть ли подобные проблемы у Ваших детей или ребят их ближнего окружения? Как Вы смотрите на проблему учителей и детей с точки зрения токсичности отношений?
Предлагаем Вам обратить внимание ещё на несколько важных тем:
#токсичные отношения #учитель #поборы в школе #унижение в школе #образование