Найти тему
Басни нарколога

Как распознать токсичное отношение учителя к ученикам?

Оглавление
Токсичное отношение учителя
Токсичное отношение учителя

О буллинге среди школьников и студентов сейчас говорится много. Это хорошо, это правильно, потому что данное явление является социально-опасным. Но, к сожалению, гораздо реже поднимается тема токсичного отношения учителя к ученику. А ведь именно учитель может нанести серьёзный удар по личности ребёнка.

Как проявляется токсичность учителя?

Представители педагогической братии могут проявлять нездоровое отношение к ученикам разными способами. Кто-то «реализует» себя в одном способе, а кто-то готов «топить» подопечных целым токсичным комбо.

Повышенные тона

Звук выше среднего какого-то человеческого порога — это всегда как минимум внимание, а как чаще всего — стресс.

Учитель кричит
Учитель кричит

Организм человека так устроен, что крик провоцирует выброс адреналина и учащённое сердцебиение. Такой закономерный навык нужен нам для защиты от опасности.

Но что, если учитель вне какой-либо опасности кричит на ученика? Что тогда происходит? Происходит вот что: у ребёнка вырабатывается алгоритм отрицания опасности в ответ на крик. Плюс ученик стабильно находится в стрессовой ситуации. Всё это — очень печально и опасно.

Отрицательные сигналы на вербальном уровне

Продолжатели роли крика (повышения голоса) — движения учителя, которые влияют на детей на вербальном уровне.

Педагогический гнев
Педагогический гнев

Педагог напрягает мышцы лица, демонстративно напористо скрещивается руки, свербит взглядом класс или отдельных учеников — всё это примеры насилия на вербальном уровне.

Публичное унижение

Малейшая оплошность и вот уже учитель восклицает: «Вы только посмотрите на него!»

Учитель не должен публично унижать учеников
Учитель не должен публично унижать учеников

На этом всё. Не должен, не имеет права так себя вести педагог, ведь ему вверяют детей, наше будущее. И нельзя так топорно зарубать в них зачатки к развитию полноценной личности, которая способна принимать решения.

Открытые оскорбления

Учитель может сказать: «Ты сделал ошибку в решении уравнения». А может сказать: «Ну что ж ты за дурак то такой! Ну неправильно же решено всё!»

Учитель не имеет права оскорблять учеников!
Учитель не имеет права оскорблять учеников!

Если аккуратная констатация ошибки — это отправная точка к её исправлению, то замечание с оскорблениями — это просто заложенный паттерн «ты плохой». Это очень распространённая и весьма опасная для психики ребёнка ситуация в школах.

Анализ внешности ученика

Если в советское, допустим, время учитель мог сделать замечание школьнику по поводу лохматой стрижки и это было нормой, то сейчас изменились и педагоги, и дети.

Изучение внешности школьника
Изучение внешности школьника

В наши дни чаще всего учителя касаемо внешности делают детям колкие, болезненные для последних замечания. А современные школьники уже не готовы с этим мириться. Вот здесь то и возникает конфликт. Предотвращение или минимизация последствий в таких ситуациях — это задача всё же взрослых, а не детей.

Переход личных границ

Учитель отбирает у ученика телефон и громко заявляет: «Ну давай посмотрим, с кем ты тут фотографиями обмениваешься».

Личные границы детей
Личные границы детей

Дальше ученик готов бежать, ведь это так больно и унизительно, когда кто-то — пусть даже учитель — игнорирует твои личные границы. Так, по сути, стирается личность. Педагог сказал и дальше пошёл, а у ребёнка отложилось в голове. И так по крупицам. В итоге — колоссальные психологические проблемы во взрослом возрасте.

Акцентированное внимание на материальном положении в семье ученика

Ситуации, когда какие-то финансовые дела класса вдруг касаются кого-то из детей, встречаются если не всё чаще и чаще, то точно не реже, чем 10-20 лет назад.

Материальное, а не моральное
Материальное, а не моральное

Это болезненные вопросы, с которым сам ученик ну никак не может справиться самостоятельно.

Например. Учитель заявляет: «Олег, ну что ж твои родители одни не сдали деньги в фонд класса?» Всё это при одноклассниках, громко. Ребёнку чаще всего неловко, мерзко. А учитель всё понимает! Взрослый человек именно на манипуляцию ребёнком и рассчитал! Ребёнка заденет в школе учитель материальной темой, ребёнок это домой принесёт. Возможно, в форме протеста, скандала. Далее родители чаще всего стремятся всеми правдами и неправдами заплатить этот самой взнос в фонд класса (на шторы, учительнице на подарок и т.п). И родителям тяжело, и ребёнку. А педагог даже не подумал о здоровой психологической обстановке в семье школьника.

Игнорирование физиологических потребностей

Отпроситься в туалет, выйти подышать воздухом из-за тошноты или попить воды из-за недомогания — банальные физиологические потребности. А что, если учитель игнорирует такие потребности учеников?

Звонок - это для учителя
Звонок - это для учителя

«Потерпишь до перемены», «Хватит притворяться», «Да не выдумывай» и так далее. Это всё — насильственные проявления. Даже если предположить, что ребёнок выдумывает причину, чтобы отлучиться, то учитель не имеет права проигнорировать детскую жалобу, просьбу.

Любые подобные проявления — не норма, это не ребёнок надумал или что-то подобное. Это те события, которые точно заслуживают внимания родителей.

Родители должны защищать своих детей
Родители должны защищать своих детей

Случалось ли Вам сталкиваться с токсичным отношением кого-то из Ваших учителей? Есть ли подобные проблемы у Ваших детей или ребят их ближнего окружения? Как Вы смотрите на проблему учителей и детей с точки зрения токсичности отношений?

Предлагаем Вам обратить внимание ещё на несколько важных тем:

#токсичные отношения #учитель #поборы в школе #унижение в школе #образование