Привет, дорогой друг!
По уже сложившийся по вторникам традиции продолжаю знакомить тебя с разными художниками комиксов в формате #интервью . Сегодня у меня в гостях Евгений Федотов, создатель комиксов «Кошки-Мышки» и других замечательных проектов.
- Привет, Евгений! Для начала я хочу попросить тебя рассказать о себе самое интересное. Буквально пару предложений.
Привет! Я Евгений, создаю рисованные истории. Сделал с десяток книг комиксов, некоторые из них огромного объема. Работал в Баббл. Работал в 1С над King’s Bounty 2. Пишу пять сценариев в месяц. Наиграл 472 часа в Darkest Dungeon.
- Я видел, что твоей серии комиксов «Кошки-Мышки» недавно исполнилось 12 лет. Это больше трети твоей жизни, что ощущаешь по этому поводу?
Пока я погружён в процесс, то больше всего волнует как буду развивать серию и что удастся сделать. Вот если Кошки-Мышки я оставлю, то наверняка оглянусь назад и смогу оценить проделанное.
- Ты помнишь свой первый комикс для этой серии? Какие эмоции он у тебя сейчас вызывает?
Вот первый выпуск, который я опубликовал в ЖЖ. Создал «Сообщество коротких комиксов Стриплайн». Позвал знакомых художников с Комиссии, и начал вести в Стриплайне свои серии комиксов.
- До этого момента ты рисовал #комиксы ? Вообще, как давно ты рисуешь?
Рисую я с детства. Наверное лет с 14 или раньше. Но не так, чтобы я много комиксов нарисовал к моменту старта «Кошек-Мышек». Сделал пару небольших комиксов для себя и десятка три разных стрипов. Пару раз поучаствовал в Комиссии. =)
- Ты работал, наверное, в самом известном сейчас в России издательстве комиксов Bubble Comics, поэтому глупо спрашивать, есть ли у тебя профессиональное художественное образование. Но мне все же интересно, куда в нашей стране нужно поступать, чтобы иметь представление о том, как рисовать комиксы?
Я учился рисовать уже когда стал взрослым. В детстве я не ходил в художественную школу. Не было возможности, да я и не относился к этому серьёзно. Чтобы стать полноценным комиксистом, который может сделать комикс сам от начала до конца, я бы посоветовал сначала получить художественное образование, потом сценарное. Это может быть не ВУЗ, но пару тройку курсов и художественную школу пройти нужно. Так человек получит стартовые навыки и сэкономит себе пару лет набивания шишек. Начинать я бы рекомендовал с художки, потому что пока молодой проще учиться этому ремеслу, да и хороший иллюстратор уже может заработать.
- Кстати, у тебя на странице Вконтакте написано, что ты кандидат наук. Это реальная информация или какая-то шутка?
Нет, я кандидат технических наук. У меня два высших образования, но к комиксам они не имеют никакого отношения. Такие дела.
- Мне всегда интересно, как авторы создают свои комиксы, как это происходит у тебя? Ты садишься за работу в определенное время и думаешь над идеями, или вдохновение может настигнуть в любой момент?
Честно говоря я столько делаю, что на вдохновение я не рассчитываю. Я сажусь и начинаю работать над историей, комиксом или стрипом. Тут главное есть слона по частям: сначала набросок истории в общих чертах, может какая-то сцена яркая, финал, может герой или идея, которую надо рассказать. Потом уже детализация. Обычно я пишу сначала кто что сделал, а потом диалоги. Иногда наоборот. Потом это всё собирается воедино, правится, переписывается, подгоняется под объем. Иногда я рисую раскадровку для сценария, иногда расписываю кадры для художника. Иногда ничего не делаю, если человек так просит. Всегда очень благодарен таким людям, мва-ха-ха.
- Герои твоих комиксов кот Черный и мышь Белый — у них есть реальные прототипы в жизни?
Да, Чёрный — это кот моих знакомых. По характеру он был другой, но образ я взял с него. Моя кошка в Якутске была оранжевой в полоску, совсем другой (на фото). Да, у нее отморожены уши, она убежала как-то зимой и потеряла часть ушей и хвоста. =( Мышь я придумал.
- Твои комиксы не ограничены забавными подмечаниями о поведении кошек, в некоторых есть даже философские размышления — откуда черпаешь вдохновение? И бывают ли моменты, когда кажется, что оно кончилось?
Я делаю шутки в трёх направлениях: про людей, про котов и есть ещё про мышей. Обычно жонглирование этими тремя темами позволяет продолжать искать шутки и не останавливаться. Если про котов сказать мне нечего ищу что-то про мышей, потом переключаюсь на людское.
- Я всегда спрашиваю у авторов, есть ли у них секрет успешного комикса. Что скажешь? Поделишься секретом?
Гм. Сложно сказать. Я люблю красиво нарисованные вещи. Даже не так, рисунок должен поддерживать историю, быть стильным, живым. Мне кажется, что когда картинка и текст работают вместе, то выходит ярче.
- У тебя есть какой-то самый провальный комикс? Или может неудачный момент, который тебя научил чему-то?
Провальный? Очень сложно оценить. Если, например, говорить о том, как комикс продаётся — то буквально каждый комикс провальный. Манга «Якутия» уже бог знает сколько лет на полках есть и это её первый тираж. «4 пары» еле растолкали, а тираж был всего-ничего. «Кошки-Мышки» уходят потихоньку за два года тираж, но там и тираж маленький по меркам «больших» изданий. Но то, что сделано мне нравится, оно классное и у нас не так чтобы много подобного выпускают. По крайней мере, перечитывая некоторые вещи, я смеюсь.
- Как ты думаешь, на какие темы сейчас актуально шутить?
Всегда актуальна политика и скандалы. У нас, правда, могут попытаться «нашвабрить» за первое, если очень постараться. Есть ещё «вечные» темы: алкоголь, утро-кофе-работа, тленошутки, родительские, фандомные, аниме. Я бы, наверное сказал, что разумно выбрать себе аудиторию, посмотреть чем они живут и работать с ними. Например — чем живут #художникик , фанаты вархаммера, геншина… Все эти ниши забиты, конечно. Но талантливым, даже в таких забитых до отказа аудиториях, найдётся местечко.
- Есть ли темы, которые ты бы не стал затрагивать в комиксах?
Я всегда делаю мягкий юмор. Вы удивитесь, но это позволяет держать себя в тонусе, не раскисать на сомнительном контенте. Почему? Потому что сейчас в интернете можно всё. Легко придумать непристойную шутку, но подать её так, чтобы детям можно было показать — это вызов, это заставляет голову работать. Но это как бы моя авторская заморочка, мне так интересно.
- Сколько времени занимает создание комикса для серии «Кошки-Мышки»?
Отрисовка это час-три, в зависимости от количества и сложности кадров. А придумываю стрипы я пачками, сажусь и часа четыре пишу, большая часть идёт в мусор, но что-то хорошее придумываю. Так что это ещё часа два на шутку, наверное.
- Помимо «Кошки-Мышки» с небольшими зарисовками, у тебя публиковались полноценные истории «Якутия» и «Фея с топором». Сколько ушло времени на их создание? От момента появления первых набросков до публикации.
«Якутию» мы с Богданом сделали за год. Синопсис сюжета был сделан за пару месяцев до начала работы, а вот диалоги появлялись прямо в процессе. Это была наша версия регулярно выходящего комикса. Мы выкладывали главу в неделю и рисовали как сумасшедшие. «Якутия» вышла огромная! Это два тома манги без всякой воды, только сюжет и бои с гигантами.
«Фею с топором» я писал год, примерно. За это время я её дважды переписал. Но сейчас уже времени свободного меньше, поэтому кажется, что так долго. Нарисовали мы её за месяца четыре. Но тут мы уже не спешим, он-лайн выкладывать её нет смысла, из-за сложившейся ситуации в мире продажи книг тормозятся. Да ещё и цены на печать растут.
- Вообще, такие полноценные комиксы в отличие от маленьких сюжетов, которые публикуются в соцсетях, увидит сильно меньшее количество людей. Зачем тогда тебе это все?
Я фанат этой культуры, но меня не устраивает её современное положение в России. Мы можем больше. Я пытаюсь пройти путь сам и, когда-нибудь, рассказать о нём другим, чтобы у нас стали делать много хороших историй, без трудовых надрывов, без сидения на дошиках и нервяков. Но пока я сам в пути.
- А у тебя есть какое-то сценарное или режиссерское образование? Ведь в таких сюжетах, как правило, мало просто смешно шутить и круто рисовать.
Да я окончил две сценарные мастерские. Но, как и с рисунком, сделал это уже взрослым.
- Давай поговорим про твою аудиторию. Опиши ее.
Дети, мамы, студенты, программисты. Люди от 12 до 40. Люди, которые ищут разрядки от историй.
- У тебя есть хейтеры? Как ты реагируешь на негативную критику?
Есть, но не то чтобы их было много. Кому-то кажется, что я слишком «пресно» пишу, «некруто». Да мало ли. Иногда я вижу в критике здравое зерно, но это когда есть время покопаться. Тут же как, с критикой работать надо: расшифровать поток сознания, понять что там, в сути отзыва. А это работа, у нас ведь что ни обсуждение, то «формально правильно, а по сути издевательство». А когда нет желания копаться, то пропускаю мимо.
- К своим подписчикам ты обращаешься, используя слово «сообщники», откуда пошла эта традиция?
Я в ЖЖ сделал «Сообщество коротких комиксов Стриплайн», так все подписчики стали сообщниками. Мне самому нравится, поэтому Стриплайна нет, а обращение осталось. =)
- Есть ли люди, которыми ты вдохновляешься?
Цутому Нихей. Он великолепен. Я никогда не старался делать как он, навыков мало. Но он дарит невероятное ощущение своими работами.
- С кем бы ты хотел сделать комикс-коллаборацию?
С Константином Хабенским. У меня есть одна история, городское фэнтези, мистика, и я бы хотел видеть главным героем Константина.
- Видел, что не так давно у тебя (в соавторстве с другими комиксистами) вышел сборник комиксов «ЯжБать». Кому точно понравится этот сборник?
Это истории для тех, кто возится с детьми. Родители, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры. Иногда люди готовятся стать родителями и задаются вопросом, что их ждёт. Это стресс, а эта книга помогает зарядится оптимизмом. Когда ситуации из этой книги произойдут с родителями, то они смогут посмеяться над ними.
- Как появилась идея собрать отцов-комиксистов и дружно создать комиксы про детей?
Тема отцовства часто стала всплывать в разговорах и я решил, что это отличный повод. Мы много говорим на эту тему, много шутим, а это всё отличные шутки, которые мы можем нарисовать для всех.
- Если я правильно понял, сейчас ты фрилансер? Расскажи, как проходит твой обычный день.
Встал, отвёл ребёнка в сад, вернулся, поел, сварил кофе. Сел работать, утром лучше всего писать. Обед, кофе. Работа. Когда дочка возвращается из сада я отношу посылки на отправку или тренируюсь. Потом вечером с дочкой играю, готовимся спать. Вечером что-то делаю сам.
- Можно ли сказать, что твое #хобби стало работой? Помнишь, как ты первый раз заработал на комиксах?
Да, моё хобби — это работа. И наоборот. Это, конечно, не пальмы \ пляж \ макбук, как пытаются представить фрилансерство всякие инфоцыгане, но явно веселее тех мест, где я ещё успел поработать, а их тоже было немало.
Первый раз я заработал после Коммиссии, ко мне пришли ребята из WebMoney (Помните таких?) и заказали серию стрипов. Сказать, что тогда я тогда рисовал плохо, это ничего не сказать. Вот некоторые из них. И за это платили! ПЛАТИЛИ, КАРЛ! Так что если сейчас вы стесняетесь, что вы плохо что-то делаете и за ваши труды не должны платить — забейте. (только не забывайте развиваться и расти =))
- Помимо создания собственных комиксов, ты много выступаешь как спикер и делишься опытом. Не думал создать свое обучение?
Думаю иногда. Хочу создать лекторий для свободного посещения, где можно было бы разбирать полезное со спикерами. Но пока я поглощен созданием комиксов.
- Следишь за какими-нибудь «молодыми и перспективными» российскими комиксистами?
«TOKA = PAINT» красавчик. Очень разносторонне и круто делает. Вообще из наших авторов очень люблю GUDIM, хоть его и не назовёшь молодым.
- Какие цели в творчестве тебе хотелось бы реализовать в ближайшее время?
Сделать несколько своих полноформатных комиксов. Идеи есть, но работу пока не потяну.
- Что должно случиться, чтобы #рисование стало не твоей историей?
Найду нормальную работу! =))))
- Твоя любимая музыка?
Рок. Металл. Или наоборот электроника какая-то для монотонной работы.
- Последняя прочитанная книга?
Марлон Джеймс «Краткая история семи убийств».
- Последний просмотренный фильм?
Ух. Сто лет не смотрел. Пересматривал трилогию Чёрного рыцаря Нолана.
- Последний просмотренный мультфильм?
«Redline» от Madhouse.
- Любимая страна или город?
Хочу побывать в Карелии.
- В каких социальных сетях тебя можно встретить?
Я есть в ВК, фейсбуке, инстаграме, твиттере и таблере. Но если где и бываю часто, то в ВК и ФБ. Просто там по работе общаюсь много.
Спасибо, что дочитали до конца! Пишите в комментариях, какой из комиксов Евгения понравился вам больше всего? Ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.