Найти тему
Сергей Ибрагимов

Развилка: новые республики ШКИД или цифровые тюрьмы

Coach Carter, 2005. Фото взято из открытых источников.
Coach Carter, 2005. Фото взято из открытых источников.

Здравствуйте, товарищи!

Недавно посмотрел художественный фильм «Тренер Картер» («Coach Carter» - 2005 года). Это кино основано на реальных событиях 1999 года, которые произошли в старшей школе города Ричмонд в Калифорнии (Richmond High School - https://en.wikipedia.org/wiki/Richmond_High_School_(Richmond,_California)). Я сейчас и на личном опыте, и в рамках общественной деятельности постоянно сталкиваюсь с проблемами отечественной школы и этот фильм натолкнул меня на многочисленные размышления, которыми я хотел бы поделиться в этой статье. Обсуждать эту картину будем в сравнении с прекрасным советским кинопроизведением «Республика ШКИД», так как и там и там показаны жизненные пути подростков, оказавшихся на дне общества (американского и советского соответственно).

Действие американской киноленты, как говорилось выше разворачивается в старшей школе калифорнийского города Ричмонда. Взгляните на карту:

Город Ричмонд, на карте. Фото взято из Яндекс карт.
Город Ричмонд, на карте. Фото взято из Яндекс карт.

Ричмонд расположен в самом населённом штате США – Калифорнии, всего в часе езды от Сан-Франциско. И страна, и штат, в котором находится город и одноимённая школа, очень богаты. Тем не менее в ~100 000-ом Ричмонде процветает самая разнообразная преступность, и учащиеся старшей школы с детства подвержены сильнейшему влиянию криминальной культуры.

Richmond High School (Старшая школа города Ричмонда). Фото взято из открытых источников.
Richmond High School (Старшая школа города Ричмонда). Фото взято из открытых источников.

Игроки школьной баскетбольной команды, будучи в большинстве своём малограмотными, плохо дисциплинированными, безответственными юношами, являются звёздами в среде своих одноклассников, благодаря своему участию в спортивных школьных соревнованиях штата. Эту команду и принимает Кен Картер (Coach Carter).

Кен Картер - Coach Carter. Фото взято из открытых источников.
Кен Картер - Coach Carter. Фото взято из открытых источников.

Далее фильм развивается по, казалось бы, накатанному для многочисленных спортивных драм сценарию – тренер наводит в команде дисциплину, сплачивает коллектив, заставляет игроков уважать себя, и они рвут своих соперников в клочья, но есть и другая крайне важная сюжетная линия, которая тем более важна, что она происходила и с реальным Кеном Картером.

С самого начала Кен Картер требует от своих подопечных помимо спортивных, ещё и академических успехов. Он постоянно доносит до ребят, что жизнь не ограничивается одним баскетболом. Он регулярно проводит с ними воспитательные беседы, где рассказывает игрокам, какое ужасное (а часто и короткое, учитывая реальности Ричмонда) будущее их ждёт, если они не будут заниматься. И вот тут он наталкивается на противодействие всех – игроков, которые искренне не понимают зачем надо учиться, директора школы, которая видит в этих ребятах исключительно баскетболистов, преподавателей, которым не нужны великовозрастные балбесы, срывающие уроки… Тренер приходит к неутешительному, но однозначному выводу, который он озвучивает во время одного из диалогов с директором школы: «Whole system is designed to fail these kids!» (вся система заточена на то, чтобы погубить этих детей).

У этой истории, благодаря усилиям Картера, счастливый конец. Пойдя на принцип, запретив своим подопечным тренироваться и участвовать в играх, пока те не исправят оценки, выдержав колоссальное давление разъярённой общественности, тренер добивается того, что весь коллектив его команды подтягивают свою успеваемость, взрослеет, начинает чувствовать ответственность за своё будущее и выпускается из школы, имея хоть какие-то перспективы во взрослой жизни.

Перенесёмся в Советскую Россию 20-х годов и посмотрим на бездомных подростков в кинематографической ленте «Республика ШКИД».

Фильм "Республика ШКИД", 1966 год. Фильм снят по мотивам одноимённой автобиографической повести за авторством Григория Белых и Леонида Пантелеева. Фото взято из открытых источников
Фильм "Республика ШКИД", 1966 год. Фильм снят по мотивам одноимённой автобиографической повести за авторством Григория Белых и Леонида Пантелеева. Фото взято из открытых источников

После первой мировой войны, двух революций и гражданской войны страна находится в тяжелейшем положении. Разруха и голод… В стране около 4-х миллионов беспризорников. Несмотря на чудовищные трудности, молодая советская власть создаёт многочисленные школы-интернаты, в которых живут и учатся разновозрастные беспризорники. Живут они, судя по кадрам фильма, в домах бывшей городской знати, а преподают у них «бывшие» - интеллигенция царской России. Несмотря на холод, голод и разруху дети накормлены, одеты, согреты. С ними работают лучшие преподаватели того времени, которые не без многочисленных проблем воспитывают и обучают своих подопечных.

Преподаватели из фильма "Республика ШКИД". Фото взято из открытых источников.
Преподаватели из фильма "Республика ШКИД". Фото взято из открытых источников.

Такое отношение к ребятам в ШКИДе и других интернатах даёт прекрасные результаты. Из этих юношей выходят писатель Леонид Пантелеев, архитектор Георгий Лагидзе, министр культуры Николай Губенко. Перечислять этих людей можно долго.

И, знаете, Кен Картер, будь у него возможность поработать учителем физкультуры в ШКИДе сказал бы: «Whole system is designed to make a MAN out of these kids!» (Вся система заточена на то, чтобы сделать ЧЕЛОВЕКА из этих детей). Показательна сцена в конце фильма, когда директор школы, Виктор Николаевич Сорокин, обещает, при необходимости дойти до Дзержинксого, если будет надо решить положительно вопрос о создании пионерской организации в ШКИДе. Можете себе представить директора школы из нашего времени, дошедшего хотя бы до современного министра образования Кравцова?

Итак, мы видим нищую и голодную Советскую Россию начала 20-го века, которая делала всё, чтобы её дети, независимо от своего происхождения, становились ЛЮДЬМИ с большой буквы и мирового гегемона конца 20-го начала 21-го века США, который бросает своих детей на произвол судьбы только потому, что они выходцы из социальных низов.

Перенесёмся в современную Россию. Я считаю, что нам всем должно быть стыдно, что мы позволили различным реформаторам-дебилизаторам загонять нашу школу в коллективный Ричмонд «благословенного запада» - делить детей на касты, называя это «индивидуальными образовательными траекториями», выращивать «квалифицированных потребителей» вместо разносторонних творческих личностей, уничтожать авторитет учителя, внедрять под видом «борьбы с коронавирусом» поганое дистанционное образование. Мы с вами в огромном долгу не только перед будущими поколениями, но и перед великими педагогами прошлого, которые создали в СССР лучшее в мире общедоступное образование.

Антон Семёнович Макаренко. Выдающийся советский педагог. Фото взято из открытых источников.
Антон Семёнович Макаренко. Выдающийся советский педагог. Фото взято из открытых источников.

Мы не имеем права проиграть войну за будущее наших детей, а значит давайте вести боевые действия по всем фронтам. Поделюсь своими соображениями и личным опытом:

1. Учителя и педагоги наших школ нуждаются в защите. Усилиями реформаторов от образования авторитет современного учителя опущен ниже плинтуса. Школы превращены в «организации, оказывающие образовательные услуги», а педагоги в этой системе координат становятся кем-то вроде официантов, обслуживающих «детей-клиентов». Ситуацию усугубляет то, что современный директор школы очень часто становится тем же самым «чиновником из минобра», которого не волнуют ни дети ни педагогический состав, а только разнообразные рейтинги и бессмысленные показатели, которые «спускают» вниз чиновники покрупнее. Давайте налаживать контакт с нашими учителями и помогать им, особенно в случае возникновения у них проблем в школе. Приведу пример из личного опыта, когда суд восстановил на работе в школе учителя-логопеда Земницу Елену Анатолиевну - https://pedagog-prof.org/novosti/sud-vosstanovil-na-rabote-uchitelya-logopeda-shkoly-199-moskvy-elenu-zemnitsu и педагога-психолога Василиадис Ольгу Александровну - https://pedagog-prof.org/novosti/vosstanovlena-na-rabote-pedagog-psikholog-shkoly-199-moskvy-olga-vasiliadis. Этим людям помимо профсоюза «Учитель», очень помогли их коллеги и неравнодушные родители, которые отправляли в суд отзывы о работе педагогов. Подробности этой истории – здесь – https://pedagog-prof.org/novosti/direktora-effektivnye-menedzhery-uvolnyayut-luchshikh-pedagogov.

2. Жесточайшее сражение должно вестись с внедрением дистанционного образования. Все чиновники, от многочисленных безропотных директоров школ до министра Кравцова и различных градоначальников должны знать, что любая попытка заменить нормальное живое образование в классе на цифровой суррогат «дистанционки» будет приводить к валу жалоб, писем, скандалов, обращений в суд. Показателен опыт родителей из Саратовской области, где школы были вынуждены учить детей активных родителей очно, несмотря на объявленный карантин – https://rvs.su/novosti/2021/vo-vremya-distanta-mozhno-uchitsya-ochno-opyt-saratovskih-roditeley.

3. Последнее. Давайте станем теми самыми «людьми творческого труда», которыми и хотела сделать нас советская школа. Мы можем совместными усилиями создать свою параллельную реальность, в которой не будет места всей той мерзости, которую пытаются внедрить в современных «образовательных учреждениях». Давайте создавать свои школы, где наши дети будут учиться по хорошим учебникам и школьным программам, а не по непонятным «ФГОСам». В качестве примера приведу класс «Данко» в Москве, в котором организовано обучение детей младших классов по советским учебникам и педагогическим методикам – https://vk.com/club193796256.

Класс Данко. Обучение в Москве по советским учебникам.
Класс Данко. Обучение в Москве по советским учебникам.

Где же будут расти новые поколения российских детей? В цифровых «Ричмондах» или республиках ШКИД? Это зависит только от нас.