Найти в Дзене

- Спокойно, Маша, я Дубровский. Спорные заметки о романе

Фразы, вынесенной в заголовок, в романе нет. Она из телефильма "Дубровский" 1988 года. Со школьных лет мне казалось, что в "Дубровском" что-то не так. Вот не прямо всё, а кое-что. Что-то. А, может, кто-то? Была какая-то неочевидная западня. Может быть, Пушкин и не хотел её ставить, но мне, юному, она мерещилась. А теперь я на неё набрёл. Западня имеет красивое имя Мария Кирилловна Троекурова. У этой семнадцатилетней девушки общее выражение девичьего лица. Эта девушка не конкретная, а ВООБЩЕ, объект влюблённости Владимира Андреевича. Знаем мы о неё крайне мало. Похоже, что Пушкину не очень-то хочется углубляться в этот характер. Что мы знаем? - Папа в ней души не чает. Воспитывала её в отрочестве любовница её папеньки мамзель Мими. По-моему, это важное уточнение. Неужели Пушкин придумал интрижку Троекурова с Мими только затем, чтобы вывести сводного брата Маши, которому она поручает колечко? Далее. Воспитана Маша в аристократических предрассудках и до мсье Дефоржа ей и дела не было, пок

Фразы, вынесенной в заголовок, в романе нет.

Она из телефильма "Дубровский" 1988 года.

А.С.Пушкин Роман "Дубровский"
А.С.Пушкин Роман "Дубровский"

Со школьных лет мне казалось, что в "Дубровском" что-то не так. Вот не прямо всё, а кое-что. Что-то. А, может, кто-то?

Была какая-то неочевидная западня. Может быть, Пушкин и не хотел её ставить, но мне, юному, она мерещилась. А теперь я на неё набрёл.

Западня имеет красивое имя Мария Кирилловна Троекурова.

Маша и Дубровский. Иллюстрация к роману Д.Шмаринова
Маша и Дубровский. Иллюстрация к роману Д.Шмаринова

У этой семнадцатилетней девушки общее выражение девичьего лица. Эта девушка не конкретная, а ВООБЩЕ, объект влюблённости Владимира Андреевича. Знаем мы о неё крайне мало. Похоже, что Пушкину не очень-то хочется углубляться в этот характер.

Что мы знаем? - Папа в ней души не чает. Воспитывала её в отрочестве любовница её папеньки мамзель Мими. По-моему, это важное уточнение. Неужели Пушкин придумал интрижку Троекурова с Мими только затем, чтобы вывести сводного брата Маши, которому она поручает колечко?

Далее. Воспитана Маша в аристократических предрассудках и до мсье Дефоржа ей и дела не было, пока он медведя не подстрелил.

Но вот он подстрелил медведя - и надо же! - она вдруг "увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежит одному сословию". Прозрела девушка. И созрела - для романтической смутной влюблённости во француза.

А когда Дубровский ей открывается, что она делала? Это поразительная ремарка Пушкина. Она "плакала молча". Репетировала объяснение с учителем, а тут целый разбойник! Что делать - непонятно. В любой смутной романтической ситуации некоторые девушки выбирают плакать молча. На большинство мужчин это сильно действует.

Что же ещё Пушкин пишет о чувствах Маши во время или после свидания? Да практически ничего. После вторичной просьбы Дубровского Маша обещает не отвергнуть его преданности, затем весь вечер ходит бледна и говорит еле-еле.

Потом проходит время, появляется Верейский. Маше с ним забавно и весело до тех пор, пока папенька не объявляет о замужестве, как о деле решённом.

Дубровский в тот же вечер тут как тут. Просто добрый русский джин дворянского происхождения. Владимир Андреевич уже душу наизнанку вывернул. Он ради любви своей отказался от мести и, кажется, защищал бы самого Троекурова, если бы тому грозила опасность.

Что же он предлагает Маше?

"Я мог бы избавить вас от ненавистного человека".

Мы можем поразмышлять, что именно имеет в виду Дубровский (не обязательно ведь физическое устранение Верейского), но Маша отвечает без колебаний:

"...не смейте его трогать... я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса".

Дубровский тут же говорит одна за другой вещи противоположные, взаимоисключающие. Сначала, что Верейский обязан Маше жизнью. А потом, что он (Дубровский) не может совершить злодейство во имя Маши.

Затем Дубровский спрашивает, как же он может спасти Машу "от жестокого отца"?

Обратите внимание, не от замужества, а от отца. Ведь Дубровский не может предложить Маше сбежать с ним! Но ведь он надеется именно на это. Его любовь к Маше и её ответное расположение, влюблённость дают ему робкие основание предполагать, что этот вариант развития событий возможен.

И тут мы подходим именно к той самой западне. Она говорит, что если ей не удастся убедить отца, если он будет непреклонен в своей жестокости, то ТОГДА ("и только тогда" = эквиваленция в формальной логике), она "делать нечего" станет женой Дубровского.

Вот так. Отношения с влюблённым в неё разбойником Дубровским предпочтительнее, чем замужество с Верейским, но намного ниже, чем другие брачные варианты и примерно наравне "лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского".

Так зачем "мучить" Машу развитием отношением с нежеланным Дубровским! - Ради спасения от брачных уз с Верейским? Но чем уж так плох этот брак, кроме нелюбви? Вот этим и плох, а значит никуда не годится.

Маша так и думает. До венчания. А после - сразу же! - она думает иначе.

Возможно, это вариант "я другому отдана и буду век ему верна?" Но, послушайте, у семнадцатилетней девушки ВООБЩЕ, девушки с невнятным, поверхностным характером и у прекрасной, глубокой Татьяной Лариной должны же быть РАЗНЫЕ мотивы! Скажем, у Маши - обида на Дубровского, обещавшего прийти на помощь и не успевшего вовремя. Обусловленная разочарованием в Дубровском безразличие к его ране. Быть может, обида и раздражение на себя...

Или нет? И сам факт венчания, безусловно, отрицает даже гипотетическую возможность иных отношений, как в случае с Машей, так и с Татьяной?

А знаете что? Не заговаривает ли Александр Сергеевич таким образом собственный брак?

Маша волнуется и... не покидает карету! Иллюстрация Д.Шмаринова
Маша волнуется и... не покидает карету! Иллюстрация Д.Шмаринова

"Дубровский" - роман незавершённый. И задумывался он Пушкиным не для того, чтобы рассказать мелодраматическую историю с несчастливым концом.

Однажды Пушкин услышал от Нащокина историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться.

Якобы цензура не позволила рассказать Пушкину историю крестьянского неповиновения во главе с бывшим помещиком так, как он её обдумывал. Возможно замысел романа менялся с течением времени. В этом романе нет ничего загадочного, и всё же в обстоятельствах его появления перед читателями в том виде, в каком мы его знаем, есть загадка.

ЗЫ. ...и медведя жалко.

Не знаю, кто нарисовал. Очень мило
Не знаю, кто нарисовал. Очень мило

#проза Пушкина #Дубровский пушкин #спокойно маша я дубровский #русская классика