Что надоумило меня написать эту статью? Многие жалуются на плохие условия и безденежье. А кто-то даже мечтает, чтобы вернулись старые добрые прежние времена.
Я профессионально занимаюсь фотографией уже более 30 лет. Причем, ни разу не был штатным фотографом, разве что в самом начале. Всю жизнь я - фрилансер. То есть, зарабатываю на жизнь фотографией и поставляю себе клиентов сам.
На протяжении этих лет мне "посчастливилось" пережить несколько кризисов и "кидалова", и каждый раз начинать с нуля. В прямом смысле. То есть, я терял практически все: деньги, клиентов, и даже аппаратуру. Если быть точным, с полного нуля я начинал 6 раз!
Первый раз - это когда я решил стать профессиональным фотографом. При полном отсутствии опыта съемки и, что главнее, поиска клиентов, я заработал первые очень хорошие деньги уже через месяц. Я добывал заказы для фотографов, взявших меня в "бригаду". Было много желания, которое породило много энергии. Учился это делать и зарабатывал одновременно. И первый результат был вдохновляющим: я получил почти столько, сколько зарабатывал в месяц министр. И это были 10%, положенные мне как агенту!
Сдав экзамены на 3 разряд, который позволял мне перейти из учеников в фотографы и работать самостоятельно, уже через полгода я заработал на машину. Это при условии, что тогда мы отдавали государству в виде ежемесячного плана половину годового заработка инженера. Все, что оставалось, мы имели право оставить себе. Оставалось прилично. если нет - все равно платили, иначе за неуплату плана можно было угодить в тюрьму. Как и за превышение прейскуранта.
Мы не знали тогда слово "маркетинг". Сейчас, изучив его досконально, я могу сказать, что мы применяли самые передовые методы маркетинга, которые актуальны и сейчас! Я работал выездным фотографом - снимал детей в школах и детсадах.
Второй раз с нуля пришлось начинать, когда родное государство затеяло так называемую "либерализацию цен", а по сути это был жесточайший кризис с гиперинфляцией. Люди в несколько дней потеряли деньги, а я, будучи молодым и горячим, по своей глупости потерял еще и свою клиентуру, которую создавал 5 лет! Как, спросите вы? Да очень просто: мне, видите ли, надоело снимать школы и садики. Захотелось чего-то новенького, свеженького.
И я не придумал ничего другого, как просто взять и перестать снимать тех, кто приносил мне гигантские деньги.
Мудро, не правда ли? Я же решил продвигать себя в рекламной съемке. Которая у меня пошла, но не тогда, а через много лет, когда я поучился у маэстро рекламной фотографии. За очень большие деньги, надо сказать, но окупил их первым же заказом.
Третий раз - когда сожгли дом, в котором мы жили с семьей. За одну ночь мы потеряли все. Включая мою аппаратуру, которую я собирал все эти годы - 5 фотокамер, от Nikon до Linhof (дорогая форматная камера 9х12 см). Тогда очень непросто было купить камеру, а тем более хороший объектив. Но мы-то остались живы и не потеряли присутствие духа. Нашелся новый знакомый, который дал в пользование (на время, пока не куплю свой) старенький Canon и пару объективов. Мой лаборант, который печатал мне фотографии, дал взаймы старую вспышку. С этим нехитрым набором, в одежде с чужого плеча, я уже через 4 месяца ехал в Канн снимать крупнейшую телеярмарку в мире. Дорогу оплачивал туристический журнал (я придумал и предложил им схему обмена эксклюзивных материалов на финансирование поездки).
Можете себе представить, как я выглядел среди навороченных профи, увешанных новейшими по тем временам камерами! Но мне было наплевать. Как говорится, "морда ящиком" - и вперед!
Я познакомился с немецким журналистом, который купил у меня одну (!) фотографию, и я окупил свое 5-дневное пребывание в Канне.
Четвертый . Прошло 2 года. Я более-менее наладил работу и даже выиграл тендер (первый раз в жизни) у крупного и интересного заказчика на съемку изделий из драгоценных и полудрагоценных камней. Он продавал их в Европу, я снимал изделия для каталога и одного крупного Британского рекламного издания. Это было действительно круто.
Мне понравилась фотожурналистика и я стал работать с несколькими Петербургскими и даже московскими журналами. Они с удовольствием покупали у меня большие иллюстрированные статьи на несколько полос. Для этого с стал еще и писать, понимая, что просто фотографию продать трудно. Гонорары были очень даже неплохие. Но мне было мало, и я стал платить их себе сам: договорился с несколькими журналами о том, что они предоставляют мне рекламную площадь в обмен на мои статьи.
И тут грянул кризис 1998 г., когда рухнул рубль по отношению к доллару в 4, 5 раза за три дня! У меня были рекламные заказы, деньги за которые (несколько тысяч долларов) благополучно растворились в банках, которые, в свою очередь, сами исчезали, как ниндзя.
Пятый раз был связан с "кидаловом", причем, друзей. Шел 2000 год. Оставшись в очередной раз "у разбитого корыта", я познакомился с дамой, которая хотела организовать инвестиционный IT-проект. Но, если честно, мне было все равно, потому что журналистика тогда почти не кормила - у них не было денег, реклама у меня не очень пошла (наверно, не мое). А делать что-то надо. Я убедил ее, что смогу разработать медиа-план на год (это план проведения рекламы и PR). Хотя не понимал в этом почти ничего.
"Зарядил" приличную цену, которой, по моим расчетам, должно было хватить на жизнь в течение этого года. Ударили по рукам. Я обложился книгами по маркетингу, рекламе и PR. И сделал-таки медиа-план, который был принят инвестором. А я узнал много ценного в новых для меня науках.
Шестой раз случился, когда через два года проект рухнул. Дама успешно профукала деньги инвестора, вложив их вместо бизнеса (очень даже перпективного) в ремонт квартиры и подержанный Мерседес. Я первым почуял неладное и ушел в конце зимы. И правильно сделал - я хоть успел найти новую нишу для себя. Стал снимать свадьбы. Сначала, как все, просто зарабатывал - свадебная фотография довольно неплохо кормила, особенно в те времена. А потом взялся за развитие - свое в творческом плане, и своего "личного бренда" в плане бизнеса. За 3 года прошел путь от фотографа № 7 в агентстве свадебной фотографии и снимавшего "невесту на ладошке", до Фотографа Игоря Шермана и золотой медали на международном конкурсе в номинации "Свадебная фотожурналистика".
Я, конечно, далек от мысли, что вы примете все к сведению и не совершите ни одной ошибки. Совершите, и не одну. Но я совершенно уверен в том, что вы вспомните мои истории и не совершите еще больше ошибок, или вовремя насторожитесь, оказавшись в похожей ситуации.
А что самое главное - сможете использовать подходящий момент на полную катушку.
А у вас бывали такие случаи?