Найти в Дзене
ArmInfo

Артур Хачатрян: Армении грозит инфраструктурная ловушка

АрмИнфо. "За 9 месяцев 2021 года выполняемость по капитальным расходам в Армении составила всего 68,3% или 163 млрд драмов.  Возникает резонный вопрос - насколько в 2022 году реалистична реализация капвложений в размере 357 млрд драмов или на 200 млрд драмов больше", - вопросил депутат парламента РА оппозиционной фракции "Айастан" Артур Хачатрян 6 декабря в НС коснувшись основных макроэкономических показателей, заложенных в проекте госбюджета республики на 2022 год.

Так, согласно проекту бюджета на 2022 год, прирост ВВП в будущем году составит 7%.  Расходы госбюджета вместо 28,2%, ожидаемых по итогам с.г., сократятся до 27,8%ВВП, сократятся также текущие расходы - с 25,1% до 23,45ВВП. В частности, расходы по сравнению с утвержденным бюджетом на текущий год вырастут на 18,2% или 337,5 млрд драмов - до 2 трлн 188.4млрд драмов, что примерно на 204 млрд драмов или на 10,3% больше скорректированного расходного бюджета на 2021 год или примерно на 340 млрд драмов превышает плановый показатель на 2021 год. Из них 1 трлн 843 млрд драмов или на 81 млрд драмов (4,6%) больше заложенного на текущий год показателя, будет направлено на покрытие текущих расходов. Таким образом, как ранее указал глава Минфина, текущие расходы не превысят налоговых поступлений. При этом, как заверил Хачатрян, заемные средства будут использованы исключительно для финансирования капитальных затрат на развитие. Капитальные расходы госбюджета на 2022 год составят около 357 млрд драмов или около 4,4% ВВП (3,2% в текущем году или 215 млрд драмов в утвержденном бюджете), что на 60% или более чем на 120 млрд драмов превышает скорректированный на 2021 год показатель.

Артур Хачатрян напомнил, что правительство Армении планирует обеспечить высокий уровень роста ВВП в основном благодаря путем капитальных вложений в дорожное строительство и строительство новых водохранилищ. "Тем временем, правительство РА хронически недовыполняет капитальные вложения. Так, за 2017-2021 гг. выполняемость по капвложениям составляла в среднем 78%. При этом, за 2018-2019гг показатель был равен 74 и 73,5%, соответственно", - указал он.

При этом, как считает депутат, нужно уметь не только осуществлять госинвестиции, но и делать это с большей эффективностью. Так, правительство планирует привлечь заемные средства в размере 230 млрд драмов на дорожное строительство без соответствующих расчетов об экономической выгоде подобных вложений. "Это очень похоже на инфраструктурную ловушку, когда привлекаешь долг для развития инфраструктуры, но потом не можешь вернуть заемные средства", - заявил Хачатрян, добавив, что все те дороги, которые могут или могли бы способствовать развитию бизнес-среды, уже построены или асфальтированы.

Отметим, что, если в течение 2013-2018гг. удельный вес капвложений в ВВП в Армении в среднем составлял примерно 3,2%, а в 2017 году показатель вырос до 4,3%, то уже в 2018 году "недобор" по капвложениям стал набирать обороты - к концу года сократившись до 2,5%. Несмотря на то, что согласно бюджету на 2020 год, соотношение бюджетного "капекса" к ВВП планировался повысить до 5%, к концу года капитальные расходы за составили 2,9% от ВВП и около 84,6% от скорректированного плана (примерно 227 млрд драмов), против 73,3% за 2019-й год. При этом, недовыполнения в основном, традиционно, связаны с неполноценной реализацией программ, осуществляемых на основе внешнего содействия - выполняемость данных программ по отношению к скорректированному плану в прошлом году составила 56,7% (56,1% в 2019-м году).  Между тем, невостребованный остаток по линии внешних кредитов Армении составляет порядка $1,2 млрд.

Тем временем, согласно ранним расчетам экономической команды фонда "Луйс", невыполнение капвложений в размере 1,1% "штрафует" потенциал роста ВВП на 0,3 процентных пункта.  В последующие годы, вне зависимости от уровня осуществлённых капвложений, ежегодно темпы роста ВВП будут ниже в среднем на 0,3 процентных пункта.