Интересный факт: Ледовая дорога от маяка на острова пересекалась с немецкой ледовой дорогой, место пересечения фронтовые острословы называли "международный перекресток".
Что за маяк?
Шепелёвский маяк недалеко от Петербурга, куда часто приезжают из города, чтобы насладиться прекрасной природой, отдохнуть на берегу Залива и полюбоваться на группы лебедей. А вот про важную роль в годы ВОВ этих мест многие и не знают.
Автор этих строк, к своему стыду тоже не знала об этом, лишь изучая подробно историю Дороги Жизни через Ладогу, встретила информацию и о других ледовых трассах.
Шепелёвский маяк ведет свою историю чуть ли не с Петровских времен, но впервые постоянный знак и огороженная территория появилась здесь в 1850 году, еще на острове, который позже стал полуостровом Каравалдайским.
Сейчас мы можем наблюдать чуть обветшалую кирпичную башню маяка и красивые старинные здания на его территории. Весь нынешний комплекс построен в 1910 году и не пострадал в годы войн (ни первой, ни второй), поговорим о периоде 1941-1944.
Маяк и ледовая автомобильная дорога
Шепелёво и Каравалдайский полуостров в годы Войны оставались под контролем нашей армии.
От Шепелёвского маяка по льду Финского залива были проложена ледовая трасса для переброски оружия, техники, людей и продуктов, что сыграло немалую роль в обороноспособности Ленинграда.
В начале ноября 1941 года по приказу командующего Балтфлотом Трибуца началась разведка ледовой трассы, а уже к зиме начали функционировать первые участки дороги на Финском заливе.
Название Малая Дорога Жизни возникло уже после войны, оно включает в себя ледово-сухопутный маршрут: Ленинград - Лисий Нос - Кронштадт - Ораниенбаум и ледовую трассу от Шепелёвского маяка к островам Сескар и Мощный (Лавенсаари).
В 41-44 годах острова Лавенсаари и Сексар (и Гогланд, конечно) являлись передовыми пунктами базирования флота, они находились уже в той части Финского залива, где и северный и южный берега были заняты вражескими войсками, поэтому нормальная круглогодичная связь островов с материковой частью СССР была очень важна.
Международный перекресток на льду залива
Ледовая дорога на наши острова пересекалась с немецкой ледовой дорогой, соединяющей маяк Стирсудден с севера и Кургальский полуостров с юга залива. (источник: М. Казанский. ЛЕДОВЫЕ ДОРОГИ ЖИЗНИ. // Наука и жизнь. № 5, 1985 г.)
Колонны нашей техники всегда следовали под мощной охраной и на "Междунородном перекрестке" нередко случались бои, прозванные все теми же фронтовиками-острословами "Ледовые побоища".
Читайте также: Кабель "с денежкой" по дну Ладожского озера в блокадный Ленинград
Ставьте лайк статье, подписывайтесь на канал, это очень важно!