И еще раз. В ходе войны было выработано большое мастерство в искусстве
сокрытия позиций и, в частности, в маскировке орудий. Искусство дало миру
новое слово — камуфляж. Корреспонденты неоднократно рассказывали о
своем изумлении, внезапно наткнувшись на батарею 75-х или большую осадную пушку,
так хитро спрятанную на краю зарослей, что они были бы почти рядом с ней, прежде чем
обнаружить ее. С самолета на высоте 2500 футов или более в воздухе требуется острый глаз,
чтобы проникнуть сквозь маскировку артиллерии. Французское пойлу в небольшой книге воспоминаний
с ликованием рассказывает, как немецкий летчик-наблюдатель обманул свои батареи.
Значительная часть французских войск, остановленных в открытом поле, вне поля зрения
вражеских батарей, сочла яркий солнечный свет угнетающим и, подождав некоторое время,
бросила свое снаряжение и отправилась в прохладную тень
соседнего леса. Появился вражеский летчик. С его высокого роста
рюкзаки, скатки одеял и другие предметы темного снаряжения, лежащие на
траве, выглядели как отдыхающие войска. После плавания над полем и вокруг него
дважды, как будто для того, чтобы быть уверенным вдвойне, он быстро уплыл прочь. Через
несколько минут снаряды со скрытой батареи начали падать на это поле со
скоростью несколько в минуту. Каждый фут его был разорван, и французские солдаты,
отступавшие в лесу, видели, как их снаряжение разлеталось на куски во
всех направлениях. Зрелище было душераздирающим, но мысль о том, что авиатор,
несомненно, думал, что он направил свое оружие на поле, полное людей,
подбадривала их в их безопасности