Мы судим о человеке по тому, как он ведет себя, насколько успешно справляется со своими обязанностями перед лицом опасности, угрожающей его жизни. О лидере судят по тому, как он справляется с противниками. Любой солдат выглядит бравым, маршируя на плацу; вопрос в том, насколько он будет храбрым под огнем противника? Все моряки выглядят умелыми в ясную и тихую погоду, но как они будут действовать в бушующем море? Президент клуба или корпорации может произвести приятное впечатление, когда все идет гладко, однако из этого еще не следует, что он проявит себя мудрым и умелым, когда столкнется с противодействием.
Для руководителей небо редко бывает ясным. Противодействие всегда будет. Всегда будут возникать препятствия, которые надо преодолеть. Это истинно как в отношении руководителей Божьего народа, так и любого рода лидеров. С противлением пришлось столкнуться Моисею, а также всем пророкам. На протяжении всей своей жизни Давид был вынужден бороться со всевозможными противниками. Враги противостояли и Иисусу; в конце концов, они убили Его. Его апостолы последовали Его путем. Петру и Иоанну угрожали, Иаков был замучен. Согласно преданиям, только один апостол Иоанн умер естественной смертью. Все остальные стали мучениками веры. Павел часто страдал от рук своих врагов, и затем был убит.
Как следует поступать руководителю, когда он сталкивается с противодействием? Опыт Неемии поможет найти ответ на этот вопрос. Ему приходилось иметь дело как с внешним противлением (внешними врагами), так и с внутренней оппозицией (внутренними противниками).
С того времени, как Неемия прибыл в Иудею, ему противостояли народы соседних провинций. Они не хотели, чтобы Неемия и иудеи восстановили стену вокруг Иерусалима, и делали все возможное, чтобы помешать им. Врагам Неемии было «весьма досадно», что он пришел помочь евреям (Неем. 2:10). Они «смеялись» и говорили «с презрением» о планах иудеев и даже попытались обвинить их в государственной измене (Неем. 2:19). Они «сильно рассердились и много досадовали», и «издевались» над иудеями, когда те возобновили строительные работы (Неем. 4:1). Они глумились над их усилиями и говорили, что их труд был бесполезным и напрасным (Неем. 4:2, 3). Когда же увидели, что работы на стене не прекращаются, то сильно разгневались и решили «пойти войной» на Божий народ и разрушить стену святого города (Неем. 4:7, 8). Когда их планы рухнули, они попытались выманить Неемию «на равнину Оно» якобы для встречи с ними, чтобы «сделать [ему] зло» (Неем. 6:2, 3). Они придумали историю о том, что о якобы вероломных действиях иудеев будет доложено персидскому царю. Они пытались обманным путем увести Неемию от работ на стене и запугать иудеев, чтобы они прекратили восстановительные работы (Неем. 6:5-7). И, наконец, они подкупили лжепророков, чтобы те уговорили Неемию нарушить Божий закон, чтобы навсегда опорочить его и дискредитировать как вождя (Неем. 6:10-13). Сложно представить себе более тяжелые препятствия, чем те, с которыми столкнулся Неемия.
Как же Неемия отреагировал на противодействие врагов?
Он не позволил их словам сломить его дух или остановить его. Над ним смеялись, над его трудом глумились, на него клеветали. Подобные вещи могут заставить многих руководителей потерять самоконтроль и забыть правила поведения, приемлемого в обществе, что, в свою очередь, может повлечь за собой потерю репутации, уважения и влияния. С Неемией этого не произошло. Он осознавал, что слова, особенно слова врага, не должны мешать Божьему слуге поступать правильно.
Он отнесся к их угрозам достаточно серьезно, чтобы защитить себя и то великое дело, которому он посвятил себя. Слова сами по себе не могут причинить физический ущерб, но когда за словами стоит угроза нашему делу, к ним стоит отнестись серьезно. Руководителю следует попытаться прогнозировать возможные проблемы, угрожающие достижению поставленных перед общиной целей. Затем ему следует предпринять разумные меры для предотвращения проблем и преодоления угроз.
Существует выражение «Все будет хорошо», подразумевающее, что в конечном итоге все трудности пройдут, и все закончится благополучно. И хотя во многих ситуациях такой подход оправдан, руководитель не должен благодушно расслабляться и ждать, пока все проблемы разрешатся без его участия. Он должен «надеяться на лучшее, ожидать худшего и быть готовым ко всему».
Неемия не шел на компромисс, если это означало для него отказ от своих целей. Если бы он встретился с врагами «на равнине Оно» (Неем. 6:2), то они бы добились своего, а работы на стене остановились бы. Зная об этом, Неемия отказался встречаться с ними. В работе с людьми компромиссы часто бывают необходимыми. Руководитель должен стремиться к решению, которое бы учитывало интересы всех людей. Однако у любого руководителя (а особенно христианского) должны быть принципы, которыми нельзя жертвовать. Ориентированный на результат руководитель должен отказаться от компромисса с противниками, если это угрожает достижению поставленной цели.
Он вручил все проблемы в руки Бога. Чем сильнее враги давили на Неемию, тем больше он полагался на Бога. Когда они высмеивали труд иудеев в Неем. 4:2, 3, Неемия в ответ обратился к Богу с молитвой: «Услышь, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательства их на их голову» (Неем. 4:4). Затем Неемия добавил: «Мы, однако же, строили стену… у народа доставало усердия работать» (Неем. 4:6). Перед лицом вооруженной расправы Неемия произнес: «И мы молились Богу нашему» (Неем. 4:9).
В то время как мирские руководители должны полагаться только на себя и своих верных друзей, христианский лидер может также положиться и на Бога. Когда возникает противление, христианин может и должен обратиться к Богу в молитве. Он может предстать перед Господом с любой проблемой, зная, что Он печется о Своих рабах и поможет им (Евр. 13:6).
Руководитель в церкви нашего Господа может быть уверен, что Господь позаботится о нем, однако ему не следует думать, что Господь удалит с его пути все препятствия. Единственное обещание в Новом Завете, относящееся к проблемам церкви, состоит в том, что христиане всегда будут сталкиваться с испытаниями и гонениями. Христос предупреждал Своих последователей, что их будут высмеивать и унижать. Церкви Господа противостоят как организации, так и отдельные люди, которые пытаются помешать ей выполнять свою работу. В некоторых странах христиане до сих пор подвергаются физическим гонениям.
Заключение. Что нам как христианам следует делать, когда такое происходит? Согласно Новому Завету, мы не можем взять в руки оружие и силой противостоять нашим врагам (Еф. 6:12), или мстить им (Рим. 12:19). Вместо этого мы должны любить наших врагов, молиться за них, делать им добро (Мф. 5:44; Рим. 12:20, 21). Мы должны жить так, чтобы не давать нашим противникам повода злословить нас (см. 1 Пет. 2:1–3:22). Мы обязаны поступать мудро в любых обстоятельствах, даже когда нас преследуют.
#христианство #религия #христианин #христиане #библия #неемия