Найти тему

Как стать “своим” во франчайзинге? Разбираемся с популярными терминами

Решили заняться франчайзингом? Тогда не лишним будет узнать об основных терминах этого направления. Так и в грязь лицом не ударите, и легко разберетесь во всех документах.

Основные термины

Для начала пробежимся по ключевым терминам, которые будут встречаться вам чаще всего.

Франчайзинг - система длительных договорных отношений и сотрудничества между продавцом франшизы и покупателем франшизы. Объект отношений - франшиза.

Франшиза - право использовать торговую марку и другую интеллектуальную собственность. Иногда этот термин приравнивается к термину «франчайзинг». И тогда будет означать всю систему отношений между продавцом и покупателем.

Франчайзер - продавец франшизы и эксклюзивных прав на неё. Франчайзи – покупатель франшизы.

-2

Бренд-бук

Сегодня практически каждый уважающий себя франчайзер передает покупателю франшизы бренд-бук. Это документ, в котором закреплены все аспекты продвижения и позиционирования компании. Он важен для обеих сторон. Покупателю франшизы помогает эффективно продвигаться на рынке, а продавца франшизы защищает от нарушений договорных условий и неправильного использования товарного знака.

Интеллектуальная собственность

Закрепленное законом исключительное право использования автором плодов своей интеллектуальной деятельности и распоряжения этими результатами. Сторонние лица могут использовать интеллектуальную собственность автора только при наличии разрешения правообладателя.

Товарный знак

Знак, которым товары или услуги отличаются друг от друга. Торговая марка закрепляется на законодательном уровне.

-3

Паушальный взнос

Единовременная плата, которую покупатель франшизы перечисляет франчайзеру за право вести определенную деятельность на оговоренной территории, пользования его брендом, бизнес-технологиями и деловой поддержкой.

Роялти

Это вид лицензионного вознаграждения, компенсация за использование франшизы. Однако по факту, франчайзи, покупая франшизу, платит не только за это, а получает значительно больше “плюшек”. Как, например, в сети японских парикмахерских Чио Чио.

Инвестиции

Сумма, которая потребуется для старта работы после покупки франшизы. Она рассчитывается исходя из того, какие средства понадобятся на полную организацию рабочего процесса по франшизе. В том числе на закупку оборудования, его установку, закупку материалов и сырья, оформление помещения, найм сотрудников, получение необходимых разрешений, выплату аренды и прочее, что может понадобится для начала деятельности.

Теперь вы знаете основные термины в области франчайзинга и можете смело выбирать франшизу. А может быть, вы хотите по модели франчайзинга масштабировать свое дело. Тогда можете прочитать наши советы, которые мы публиковали в соответствующей статье.