Приветствую всех моих читателей на своем канале и в этой публикации – в частности. Времена Советского Союза многими нашими современниками воспринимаются весьма неоднозначно. С одной стороны, в СССР была четкая идеология и культ личности, которые позволяли дисциплинировать население и стимулировать его к трудовым подвигам, давали уверенность в завтрашнем днем и прививало тягу к коллективному взаимодействию. С другой – после прихода большевиков к власти, страна с примыкающими к ней соседними республиками стала все дальше и чаще отдаляться от остального мира. Обособленность СССР проявилась особенно хорошо после окончания Второй Мировой войны и это был, отчасти, вынужденный шаг, на который пошло партийное руководство соцблока ради того, чтобы в будущем обезопасить себя от агрессии из вне и создать предпосылки к зарождению однополярного мира, коим, вплоть, до развала и считался Советский Союз.
Однако отрицание идеологии Западных стран привело к тому, что Советский Союз развивался неравномерно и иногда, в каких-то отраслях наблюдалось отставание. Да, после войны регулярная советская армия восстановила свою боеспособность и функциональность в кратчайшие сроки, при этом удалось восстановить быстро и промышленность, сельское хозяйство, инфраструктуры страны. Однако уровень медицины, образования был довольно нестабильным, вплоть, до второй половины 1960-х годов, а про мото- и автоиндустрию стоит, вообще, промолчать.
Тем не менее, 1970-е годы для СССР выдались сытыми и удачными – наконец, удалось достичь прогресса и гармонии во многих отраслях, наладить сбыт полезных ископаемых за рубеж, что привело к росту экономики страны и, как следствие, к росту доходов населения.
Тут же, стоит отметить и знаковое событие первой половины 70-х – открытие АвтоВАЗа, который впоследствии, будет считаться крупнейшим предприятием Европы. Однако, как ни крути, но слава народных автомобилей Ладе во времена СССР не принадлежала – модели завода были, скорее, из разряда роскоши и считались малодоступными, ибо получить такие авто можно было лишь после многолетней очереди и за немалые деньги, равно как и АЗЛК, не говоря уже о Волге. Между тем, народные автомобили в Советском Союзе, все-таки, существовали и ЗАЗ 968, в полной мере, относится к одним из них.
Стоит отметить, что у 968-серии был предшественник в виде 966-го. Однако его выпуск приходился на 1960-е годы и в то время все равно, не каждый себе мог позволить такую машину, да и наблюдался дефицит остального транспорта на внутреннем рынке СССР. Преемник же, встал на сборочный конвейер завода «Коммунар» (УССР, Запорожье) в 1971-м году и продержался на нем, вплоть, до 1994-го года. Таким образом, можно констатировать достаточно мощный производственный потенциал украинского предприятия в годы существования Советского Союза и даже, после его ликвидации.
«Запорожец» 968 стоил гораздо дешевле тех же «Москвичей», Жигулей и относился к машинам малого класса – чуть ли, ни к моторизованным коляскам. При этом авто весил немногим более 800 килограммов и на разных стадиях производства претерпевал доработки – модификации 968А, 968М.
Отличительными особенностями ЗАЗа были заднемоторная компоновка, задний привод, а также моторы с V-образным расположением цилиндров – внушает уважение, ибо точно такую же схему имеют некоторые суперкары. Но увы, «Запорожец» - это, скорее, история мулла, нежели чистокровного пегаса, ибо 968-й реально, воспринимался промежуточным звеном между полноценной машиной и тяжелым мотоциклом.
Наверное, именно поэтому модель вызывала у советских граждан иронию и порой, чувство нескрываемого презрения. Крылатая фраза «10 минут позора и ты на месте – это именно в контексте упоминания о «Запорожце». И особенно, обидные шуточки слышались из уст владельцев мотоциклов типа Урал, Днепр либо эпатажной Явы. Оно неудивительно, ведь в движение ЗАЗ приводился моторчиками в 40-50 лошадиных сил, что не позволяло ездить со скоростью выше 70-80 километров в час – тихоход с невысокой маневренностью. При этом основными аргументами владельцев «Запорожцев» перед мотоциклистами были – крыша над головой, возможность устроиться на ночлег и защита от непогоды. А вот, те, кто мог себе позволить «Москвич» либо Жигули, даже садиться в «Запорожец» стыдились.
Тем не менее, ЗАЗ 968 – это знаковая машина в СССР. По всей стране их было в огромном количестве и «Запорожец» открывал перед советскими гражданами новые горизонты – он позволял путешествовать по стране либо ездить на природу отдыхать, ночевать там, ибо проходимость у модели была неплохой.
Наверное, именно поэтому ЗАЗ занимает почетное место в истории советского автопрома и может считаться гордостью небольшого провинциального городка Запорожье в центральной Украине.
А что думаете вы? Напишите в комментариях свое мнение и воспоминания. Также, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, если вам публикация понравилась.