Писатели-детективщики Шотландии(Иэн Рэнкин, Вэл Макдермид, Стюарт Макбрайд и пр.) давно сбились в общую стаю и провозгласили независимость, даже жанр для себя отдельный придумали - "тартан нуар". Если поискать его особенности в интернете, то они окажутся примерно следующими: мрачная атмосфера, особая жестокость преступлений, подробное описание будничной полицейской работы, черный юмор. И хотя не совсем понятно, чем "тартан нуар" разительно отличается от полара или неонуара, все равно звучит солидно - собственный жанр. А еще из книг Уэлша и Байтелла мы знаем, что в Шотландии просто обожают проводить разнообразные фестивали. Шотландские писатели-детективщики тоже проводят тартан-фестивали, мигрируя друг к другу из города в город и меряясь кровожадностью своих городков, чтобы потом в конце очередного романа в разделе "Благодарности" искренне извиняться за всех вымышленных расчленителей, маньяков и каннибалов. И, как следствие, за отток туристов. Автор, о котором пойдет сегодня речь, отвечает за город Абердин, где происходит действие криминального цикла об инспекторе Логане Макрэе.
Для начала следует упомянуть, что Стюарт Макбрайд мой любимый писатель, а значит я буду немного предвзят. Также необходимо подчеркнуть, что романы у автора сатирические, поэтому некоторые эпизоды доведены до откровенного гротеска. Не всем читателям такой подход по душе, многие жалуются на неправдоподобность. А кто-то откровенно радуется, что нашлось место, где полиция ведет себя хуже, чем в России. Это город Абердин.
Издательство "Рипол классик" выпускает романы Макбрайда по принципу "the best", то есть печатает не весь цикл по порядку, а выдергивает из него самое лучшее. Из тринадцати существующих на данный момент книг серии, риполовцы издали первую, вторую, четвертую, восьмую и десятую. Все книги выходили на русском в разные годы, в разном оформлении и с разными переводами, что не могло не сказаться на качестве(на большинстве ресурсов оценки читателей очень низкие, но к самому автору претензий практически нет, а вот к издательству их масса), поэтому не стоит удивляться огромному количеству противоречий и несостыковок в романах. Да что уж там, даже с именами персонажей отдельная история - главный герой, например, из Макрэя становится то МакРэем, то Макреем, то Макраем. Начальник его сначала Инш, а в следующей книге Инщ. Коллега его из Уотсон превращается в Ватсон. Ну согласитесь, оставляет осадочек. А еще имейте в виду, что в "Риполе" очень любят издавать одну и ту же книгу под разными названиями. Поэтому если вдруг встретите в продаже романы Макбрайда "Ледяной дождь", "Холодный гранит" и "Пабы, церкви, дождь", то не спешите добавлять их все в корзину, потому как это одно и то же произведение.
Книга 1. Ледяной дождь. 2005
Сержант Макрэй возвращается на службу через год после серьезного ранения и сразу же втягивается в расследование смерти трехлетнего мальчика, тело которого найдено в овраге. Ребенок был похищен три месяца назад. А через пару дней у полиции на руках еще два похищения и три трупа - девочки, мальчика и неизвестного мужчины с отрубленными коленными чашечками, выловленного в гавани. И все это только начало.
Вообще для романов Макбрайда характерна неимоверно бешеная событийность, поэтому я не вполне понимаю критику читателей, утверждающих, будто книги про Логана Макрэя нудные и затянутые. Что вы читаете, люди, поделитесь. Я последний раз подобную мясорубку наблюдал еще ребенком в криминальной хронике районной газеты, когда у нас братва территорию завода грампластинок делила.
"Ледяной дождь" - роман жестокий и жуткий, хотя это не мешает в некоторых местах смеяться в голос. Ну и оформление книги удачное, практически произведение искусства.
Книга 2. Меркнущий свет. 2006
Здесь я не буду мудрить, а просто приведу издательскую аннотацию. Все остальное, как вы сами убедитесь, будет излишним.
"Утро начинается с тела проститутки, раздетой догола и забитой до смерти прямо в центре квартала красных фонарей шотландского Абердина. Еще одно плохое начало дня детектива-сержанта Логана Макрея, тем более что и без того хватает добра на его голову: расчлененный труп собаки-лабрадора в чемодане, групповой секс членов городского совета с несовершеннолетней, пропавший без вести неверный муж. Повседневные проблемы обыкновенного полицейского из обыкновенного шотландского города начала XXI века. Ах, да! Не забыть о маньяке, который наглухо закрывает двери домов и сжигает их вместе с обитателями - раз, другой, третий. К тому же над Макреем висит внутреннее расследование, а начальница изо всех сил испытывает его нервы на прочность..."
Книга 4. Дом плоти. 2008
"Когда в контейнере, готовящемся к отправке в море, были обнаружены куски человечины, началась самая масштабная в истории Гранитного города погоня за преступником. В конце восьмидесятых годов прошлого века Мясник убивал людей по всей Великобритании. Жертвы он превращал в куски мяса, поступавшие в магазины. Все это продолжалось до тех пор, пока полиция Грампиана не отправила его за решетку. Но прошло несколько лет, и убийцу выпустили по апелляции. Люди начали умирать снова..."
На мой взгляд, это самая лучшая и атмосферная книга серии. Концовка просто шикарная, разрывает мозг на куски.
Книга 8. Рядом с костями. 2013
А это какая-то неуловимая книга-призрак. Издательство ее анонсировало еще в 2016 году, только в официальную продажу она так и не поступила(тут я могу ошибаться, но мой предзаказ был отменен из-за истекшего срока ожидания). Хотя по интернет-барахолкам постоянно гуляют два-три экземпляра романа - я свой нашел на "Авито" в Саратовской области. И если судить по номеру "110" на титульном листе, это либо книга, напечатанная под заказ, либо пробная малотиражка. А если обратить внимание на количество опечаток, ошибок и перепутанных реплик почти на каждой странице(знаете, есть такой паблик "Косяки издательств" и у меня для них теперь имеется фаворит), то хочется после прочтения стереть себе память, лишь бы забыть навсегда это позорище. К авторскому материалу вопросов нет.
"Первая жертва была найдена на кладбище. Она стояла на коленях, привязанная к столбу. Кто-то надел ей на голову шину, а затем поджег. На место преступления прибывает инспектор Логан МакРэй. Ему попадается связка костей, перевязанная красной лентой. Следственная бригада уверена, что это часть какого-то ритуала. МакРэй и его команда немедленно приступают к расследованию одного из самых загадочных убийств в истории..."
В данном случае, как вы понимаете, издательство пропустило три романа серии, перескочив с четвертого на восьмой, поэтому некоторые сквозные сюжетные линии вызывают предсказуемое недопонимание. Кроме того, начинают бросаться в глаза определенные "шероховатости" в повествовании. Здесь снова выскажу свое частное мнение - идеальный объем книжного цикла должен составлять максимум 7-8 книг. Потом начинается либо вымучивание, либо высасывание, либо профанация. Есть исключения, про них мы обязательно поговорим, но исключение, как известно, подтверждает правило. И даже учитывая то, что роман "Рядом с костями" по сравнению с первыми тремя более глубокий и психологический, в "Зал славы детектива" мы забираем не его, а предыдущие три.
Книга 10. Темная земля. 2016
"Сержанту Логану Макрэю отдыхать некогда. В ходе расследования в лесу было найдено тело, положившее начало цепи головокружительных событий. Интриги в полиции и передел сфер влияния в криминальном мире - это настоящая война. И сержант Логан попал в самый эпицентр этой войны за темную землю, нравится ему это или нет. Пути назад нет, осталась лишь ожесточенная борьба за выживание..."
Эту книгу я даже не стал оставлять в своей библиотеке, а отнес в городскую. Нет, она не настолько скверная, как можно подумать; один уважаемый мною критик даже назвал ее "Детективом года". Но опять же, если сравнивать с ранними книгами автора, "Темная земля" - мое личное разочарование.
И автор, между тем, начинает откровенно безобразничать, что преданному читателю словно ножом по сердцу(местный "крестный отец" завещает Логану Макрэю наркоимперию, к тому же у него появляется взрослая дочь, о которой в предыдущих книгах не было ни слова). Хорошо лишь то, что Макрэй снова стал Макрэем. Может, наконец, сподобятся господа из "Рипола" организовать единую вычитку, редактуру и корректировку цикла. Или какое-нибудь другое издательство подсуетится, как только истекут авторские права. Цикл действительно хороший и не заслуживает такого бездарного к себе отношения.
Рейтинг романа по версии crime fiction: 2 из 5
Fейк Fакт: В 2017 году жительница Шеффилда Николь Эванс подала на Стюарта Макбрайда в суд. Женщина утверждает, что во время чтения романа "Темная земля" в автобусе по пути на работу, ей вопреки желанию "достали с неба звезду".
#современный_детектив_crime_fiction