Так называемый «финансовый» стандарт мышления требует от аналитика учета стоимости всех источников финансирования компании, благодаря которым был получен доход. Это значит, что из дохода должна быть вычтена и стоимость заемного капитала, и стоимость акционерного капитала, сумма их на практике выражается в средневзвешенной стоимости капитала. По справедливому замечанию одного из самых известных аналитиков, Питера Друкера, «до тех пор, пока компания не начнет получать прибыль, превосходящую стоимость капитала, она будет работать в убыток» [2].
Отметим, что у акционеров и менеджмента планирование проходит по-разному: у менеджмента приоритет решений краткосрочный, в то время как у акционера — долгосрочный. Это ведет, как минимум, к возникновению корпоративных конфликтов. Единственный способ решить описанную выше проблему – это создать единый для акционеров и менеджеров стандарт мышления, который бы пронизывал абсолютно все уровни управления и направлял бы менеджмент на принятие только тех решений и проектов, которые соответствуют задаче максимизации стоимости компании в долгосрочной перспективе. Именно этому и призван удовлетворять «финансовый» стандарт управленческого мышления. Эволюция теории управления стоимостью привела к формированию социально-ориентированной модели поведения современной фирмы, а также к преодолению таких недостатков теории агентских соглашений, как:
1) противопоставление агентов и принципалов – предположение о
том, что цели и задачи этих сторон могут не совпадать, а принципалу сложно контролировать агента;
2) проблема разделения рисков (risk-sharing) – предположение о том, что принципал и агент имеют различное отношение к риску в силу противоположных мотивов экономического поведения [1].
Однако подход VBM (концепция стоимостного управления компанией) имеет и слабые стороны, например, в некоторых компаниях при внедрении акценты смещаются в пользу стоимостных показателей, приводящих к их достижению условий декомпозиции финансовых показателей. При этом у менеджеров компаний зачастую просто нет мотивации повышать эффективность внедрения долгосрочных корпоративных установок\проектов, поэтому в расчете на улучшение краткосрочных финансовых показателей снижаются расходы на обучение, маркетинг и обслуживание клиентов, что далее плохо сказывается на общем финансовом состоянии компании.