- Сколько лет живу, а наивности людей не перестаю поражаться, - сказал мне мой знакомый юрист и рассказал историю одного из последних обращений.
- Понимаете, - начала свое обращение дама, представившаяся Ириной Александровной, - недавно умерла моя мама. Мама у меня была дама избалованная. Отец, пока жив был, на нее надышаться не мог. Поэтому после его смерти ей стало очень тяжело. У меня развлекать ее и ублажать времени не было. У меня работа, семья, двое детей- подростков. Я маме сразу сказала: найди себе хобби, а мы тебя периодически будем навещать.
Дама вздыхает. Оказывается, мама прислушалась к ее совету. Купила себе билет в фитнес-клуб на утренние сеансы: они дешевле и там полно именно ее возраста дам. Перезнакомились там со всеми. Записалась за компанию с другими на кулинарные курсы.
- Честное слово, - продолжает Ирина Александровна, - мы были за нее и за себя очень рады. Она занята. Живёт насыщенной интересной жизнью. Не лезет к нам. А то каждый день первое время была у нас дома. Стоит кому из детей в школе задержаться у нее паника: время неспокойное, ребенка похитили. Домой приходишь, а там мама суетится, не отдохнуть, не выдохнуть.
Оказалось, что все не так замечательно очень скоро, когда мама начала заниматься своим множеством хобби. Ей просто стало не хватать денег на все увлечения. Тем более она привыкла за время жизни с мужем достаточно свободно распоряжаться деньгами.
- Может быть, тебе стоит ограничить круг своего общения и сократить увлечения? - спросила Ирина Александровна, когда мать в очередной раз начала жаловаться на нехватку денежных средств.
- Знаешь, милая, - возмутилась мама, - к вам не ходи, нигде не бывай. Мне что теперь, только дома сидеть и шарфы по сто метров от скуки вязать?
- Мама, живи по средствам. Если тебе денег хватает только на стометровые шарфы, значит, ими и развлекайся. Мы сами только ипотеку платить закончили в этом году. Хотим с удовольствие пожить хоть немного, пока на репетиторов всю зарплату оставлять не надо.
Естественно, мама Ирины Александровны обиделась на дочь, но жаловаться на безденежье прекратила и денег просить перестала. Общение стало более формальным. Раз в месяц примерно бабушка навещала семью дочери или семья дочери приезжала к ней. Видели, что бабушка не голодает, позволяет себе нормальную здоровую еду, на макаронах не сидит. К финансовым вопросам больше не возвращались.
А вот недавно бабушки не стало. И тут-то выяснилось, что мать Ирины Александровны регулярно брала кредиты, вернуть которые была просто не в состоянии. Видимо, она и не планировала их возвращать. Последний кредит на миллион под квартиру она взяла четыре месяца назад.
- В чьей собственности была квартира? - спросил юрист.
- Только в материной. Они с отцом приобрели ее, когда я была ребенком, не надеяя меня долей, а после смерти отца мы решили, что наследство за отцом 1/4 часть квартиры, мы с мужем возьмём деньгами, которыми погасили часть ипотеки. Поэтому квартира полностью досталась маме.
Оказывается, Ирина Александровна не хочет теперь выплачивать миллионный кредит за свою маму.
- У вашей мамы были проблемы с головой? Деменция? Наблюдалась у невролога или лучше психиатра?
- Нет. Она всегда отличалась отменным здоровьем. Это ковид ее убил, который она, наверняка, нашла где-то на своих тусовках, потому что дома не сидела, хотя всех пенсионеров просили никуда не ходить и поберечь себя. Но у нее же фитнес, подруги, встречи.
- К сожалению, наследство нельзя принимать частями. Вы или принимаете его все или не принимаете его целиком. Нельзя унаследовать квартиру, но проигнорировать кредит. В то же время по долгам умершего вы отвечаете, как наследница, только в размере унаследованного имущества. Если долг превышает стоимость наследуемых активов, то никто не заставит вас платить больше. Вам стоит оценить размер кредита и стоимость жилья. Если они сопоставимы, то подумайте: нужно ли вам такое наследство.
- Что значит, нужно ли мне такое наследство? Это квартира моих родителей, в которой я выросла! И теперь я должна выкупать ее у банка, оплачивая кредит? Мамина квартира стоит около 4 миллионов, я узнала у риэторов. Миллион - кредит. Да ещё проценты. Это половина стоимости квартиры будет в итоге! Мы только развязались с этим рабством, а вы снова толкаете нас в него!
- Тогда можно не принимать наследство все целиком. И ничего не придется выплачивать банку.
- Вы смеётесь! Мы планировали потом продать эту квартиру и дать стартовый капитал на жилье нашим детям.
- Можно продать бабушкину квартиру сейчас, рассчитаться с банком и сделать стартовое жилье детям сейчас. Но тут вам скорее риэлтор подскажет, что можно приобрести.
- Мне не нужен риэлтор. Я не хочу ввязываться ни в какие приключения с квартирами, я не хочу ничего платить банку, я хочу просто забрать свою квартиру и все. Как мне это сделать?
После долгих объяснений до Ирины Александровны дошел смысл происходящего: или все или ничего. Другого выхода в ее ситуации нет. Признать бабушку после смерти недееспособной не выйдет.
- Вот знаешь, - говорит юрист, размешивая сахар в чашке с кофе, - с одной стороны я отлично понимаю Ирину Александровну в ее стремлении жить независимо от матери, не заниматься ее проблемами, не развлекать бабушку, понимаю ее желание обеспечить стартовым жильем своих детей, понимаю, что сделать это безболезненно можно за счёт родительской квартиры. Тем более понятно ее желание, когда она только выплатила свою ипотеку. Но я ещё лучше понимаю ее умершую мать. Человек, проживший в семье всю жизнь, остался один. Очевидно, что не может сидеть в одиночестве целыми днями. А каждый шаг стоит денег. И если нет помощи от детей, то очевидно, что единственным выходом является продажа личного имущества. Бабушка выбрала кредиты. Не самое лучшее решение, но вполне оправданное в ее случае. Потому что просто сидеть в одиночестве и смотреть телевизор я бы не мог, как, видимо, и она. Дочери все же стоило не радоваться, что бабушка ей не досаждает, а активно интересоваться жизнью родительницы, если она рассчитывала на наследство.
А ведь и правда получается забавная ситуация: родители должны помогать детям, должны не вмешиваться в их жизнь, должны не рассчитывать на помощь взрослых детей, а ещё и должны оставить в неприкосновенности все свое имущество, чтобы детям сделать жизнь проще. А не слишком ли много должны родители?